Клара Кожахметова – золотое имя казахстанской педагогики

Одним из выдающихся ученых-педагогов современности и независимого Казахстана, внесших неоценимый вклад в развитие казахстанской педагогической науки, является доктор педагогических наук, профессор, академик Международной Академии наук педагогического образования, стипендиат Международной программы Президента РК “Болашак”, Лауреат премии им.Ы.Алтынсарина –   Клара Жантореевна Кожахметова (1951-2014). Мы хотим вспомнить ее вклад в развитие педагогической науки Казахстана в канун 30-летия Независимости.

 

Имя Клары Жантореевны Кожахметовой тесно связано с разработкой концепции этнокультурного образования  в Казахстане (1996), методологии этнопедагогической науки на постсоветском пространстве, организацией педагогической науки независимого Казахстана. История ее педагогического пути началась в Уральском педагогическом институте в Западном Казахстане.

На праздновании Наурыза КазНУ им.аль-Фараби. Профессор К.Ж. Кожахметова с профессором А.Табылдиевым и приглашенным профессором – зав.каф.менеджмента образования Российского государственного педагогического университета им.Герцена С.Ю. Трапицыным (2013)

Молодой сельской учительницей химии и биологии начинала свой путь выпускница Уральского педагогического института им.А.С. Пушкина в далеком 1974 году. Через много лет, проводя занятия со студентами, она часто вспоминала разный опыт того периода жизни: аульную школу, очень разных – любопытных, шаловливых и мудрых детей, простую учебную мебель, примитивное оборудование для демонстрации опытов, учебники.

Через почти 20 лет, как учитель – мастер педагогического труда, который мог поделиться своим богатым опытом с другими педагогами, в 1983 году начинает работать в Республиканском институте повышения квалификации руководящих и научно-педагогических кадров системы образования (РИПК СО)  методистом, затем становится заведущей лабораторией этнопедагогики и  кафедрой педагогики. За это время стала кандидатом, а потом и доктором педагогических наук. В 2003-2005 году была приглашена директором Научно-исследовательского института проблем воспитания Казахской Академии Образования им. Ы. Алтынсарина.

Ее труды – Концепция этнокультурного образования  в Республике Казахстан (1996, один из разработчиков), монография «Казахская этнопедагогика: методология, праткика, теория», учебники и пособия по этнопедагогике сыграли и продолжают играть важную роль возрождении национальных основ воспитания в эпоху независимости.  Клара Жантореевна занималась разработкой концепции воспитательной работы школы в период независимости, была исследователем проблем национальной школы и вопросов этнического, поликультурного  и духовно-нравственного воспитания молодежи.

Остановимся немного на ее вкладе по обобщению народного опыта воспитания с позиций этнопедагогической науки. К.Ж. Кожахметова обосновала три подхода возрастной дифференциации у казахов. Первая, связана с физиологическими и психическими особенностями развития человека:

от рождения до года- «нәресте»,

от 1 до 7 лет- «сәби»,

от 7 до 12 лет- «ойын баласы»,

от 12 по 15 лет- «сығыр», «ересек бала»,

от 16 по 19 лет- «бозбала»,

от 20 до 30 лет- «жас жiгiт»,

от 30 до 40 лет- «дүр жiгiт», «күр жiгiт»,

от 40 до 50 лет- «ер түлегi»,

от 50 до 60 лет- «жiгiт ағасы»,

от 60 до 70 лет- «қарасақал»,

от 70 до 80 лет- «ақсақал»…

Вторая возрастная дифференциация связана с хозяйственной деятельностью казахов – скотоводством, а третья с известной периодизаций «Мүшел жас»: 13, 25, 37, 49, 61, 73, 85. В монографии «Казахская этнопедагогика: методология, теория, практика» К.Ж. Кожахметова показывает становление личности как субъекта этноса – это «человек, неравнодушный к истории и культуре своего народа, активный проводник прогрессивных традиций своего народа в жизнь, освоившего этносоциальные роли, коммуникабельного, уважающего самобытность других культур». В разработанной модели автор выделила «ментальные особенности» во взаимосвязи с духовным миром этноса и личности, «генетическую программу» развития ребенка, индивидуальные особенности человека.

Ею обобщен идеальный образ настоящего джигита и девушки из опыта народной педагогики. В данных образах наглядно представлено этническое мышление, направленное на отражение связи с окружающей средой и природой, жизни в гармонии с животным миром, природой, позитивного восприятия жизни. В образе настоящего джигита приводятся качества и свойства, которым может обладать молодой юноша: «как орел – ловкий, как сокол – гордый, как лев – грозный, как тигр – сильный, как волк – смелый, как леопард – страшный, как верблюд – выносливый, как кулан – костистый, как конь – чуткий, как лось – могучий, как сорока – осторожный и т.д.», способности и предрасположенности: «вождь джигит – способный управлять страной; мудрый джигит – личность, способная решить спор; отважный джигит – народный защитник и меч врагу; рыцарь джигит – садится на тулпара среди коней, выбирает самого ловкого и цепкого среди собак, приучает самого зоркого среди беркутов, будучи наездником искуснейшим, вооружается всеми пятью видами снаряжения воина; выделяет голосом тысячные переливы виртуозно исполняющий кюй джигит; щедрый джигит – широкой души, славящийся богатым  дастарханом приветливый джигит; борец джигит – шея крепкая, спина широкая, мускулы железные, движения быстрые, тело – столь верткое, что может проскочить в игольное ушко, имеющий огромную силу джигит;  джигит домовитый –занимается только домашними; хозяйственный джигит – безупречный для ведения хозяйства, но не для домашних дел и т.д.»; шесть достоинств джигита: «внимательность – чуткость, тайны из тайн раскрывающая; мастерство – искусность жить жизнью, признанье дарующей; мужество – смелость, врага копьем разить умеющая, сила и упорство, соперника подножкой побеждающее; мобильность – все испытания с честью выдерживающая; знания – к свету ум и дух поднимающие»; другие качества.

Использование опыта народной педагогики в школе было запрограммировано автором концепции преемственно – с 1 по 11 класс (рис.). Этнопедагогические основы педагогики студенты могли также изучать в вузе для проектирования воспитательной, обучающей работы.

Использование народной педагогики и этнопедагогики в образовании

С начала ХХI века Клара Жантореевна Кожахметова стала передавать свой опыт и знания новому поколению учителей, работала в КазНУ им.аль-Фараби, КазНПУ им.Абая, а в 2005 – 2010 гг. была проректором по науке и международным связям Казахского Государственного женского педагогического  университета. Почти до последних дней своей жизни она вела занятия, «горела» работой, консультировала и руководила дипломниками и магистрантами в КазНУ им.аль-Фараби. Ее уход из жизни в рассвете сил был неожиданным, как прерванный полет настоящего ученого и педагога, патриота свой страны.

Как отмечает, профессор Шаркуль Таубаевна Таубаева, выдающийся педагог современности, методолог, академик МАН ПО, друг и соратник Клары Жантореевны: «Она прошла нелегкий путь и на пути были преграды и непонимание, противостояние. Это и есть, наверное, диалектика жизни. Тем не менее она никогда не унывала, шла упорно к цели. Профессор К.Ж. Кожахметова никогда не оставалась в стороне от жизненно важных проблем. Имела свою позицию, свой голос, решение. Сильно любила жизнь, своих детей и учеников-последователей, свою родину, науку и свое окружение».

На сегодня, ее наследие продолжают распространять не только ее научные ученики – под ее руководством защищено 4 докторских, 21 кандидатская и более 10 магистерских  диссертаций; но новое поколение учителей, у которых она вела занятия в университетах Казахстана, а также студенты, читающие и изучающие ее книги.

Профессор К.Ж. Кожахметова была замечательным лектором – ее любили студенты; настоящим ученым-педагогом и таланливым руководителем, человеком с активной гражданской позицией. Она была одним из ученых – хранителей национальных ценностей, культивирования и развития отечественных традиций воспитания.

Ею опубликованы около 200 научных трудов, из них: 4 монографии, 3 учебника, 6 учебных пособий, 2 книги,  более 180 статей.

Активно сотрудничала с лабораторией этнопедагогики РАО (Москва), Центром «Русская школа» (Санкт-Петербург), Научно-исследовательским институтом этнопедагогики имени Г.Н.Волкова (Чебоксары), лабораторией этнопедагогики Калмыкии (Элиста) и Татарстана (Казань). Профессор Г.Н. Волков, основатель этнопедагогики как науки – был ее быльшим другом и соратником. К.Ж. Кожахметова часто выступала с докладами на республиканских и международных конференциях по актуальным проблемам этнопедагогики и воспитания в разных странах мира: Германии (г.Диллинген), Финляндии (гг. Хельсинки и Тампере), Вьетнаме (г.Ханой), Южной Корее (г.Сеул), Турции (гг.Стамбул, Анкара), а также в странах СНГ.  Осуществляла научное руководство школами-гимназиями №№ 123 и 153 г. Алматы, оказывала научно-методическую помощь классным руководителям. С 2012-2014 годах являлась модератором электронного «Офиса классного руководителя», созданного тогда при Национальном центре информатизации в г. Алматы.

 

Айгерим Мынбаева (КазНУ им.аль-Фараби),
Шаркуль Таубаева (КазНУ им.аль-Фараби),
Идея материала – Лариса Попова («Открытая школа»)

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий