Развитие коммуникативных компетенций

Современные подходы к изучению русского языка в школе предполагают приоритет речевого развития, формирование прежде всего коммуникативной компетенции обучающихся.

Активизация коммуникативной деятельности предполагает процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному общению. Ведущий метод обучения при использовании коммуникативной технологии – обучение в диалоге и полилоге. Такой метод позволяет участникам коллективной деятельности постоянно включаться в диалоги и полилоги. В такой ситуации меняется позиция и самого учителя: он равноправный собеседник, консультант и помощник ученика. В традиционном обучении учитель играет роль «фильтра», пропускающего через себя учебную информацию.

Среди форм и методов, способствующих формированию коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка, однозначно огромную роль играют проектная методика, ролевые игры, мозговой штурм, групповые и парные формы работы. Подобные формы обучения на занятиях русского языка способствуют также развитию творческой активности школьников. Работа в парах и группах помогает организации общения, т.к. каждый ребенок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником. Коммуникативная технология направлена в основном на поиск активных методов и форм организации работы учащихся на уроке, «обучения в сотрудничестве», в парах и группах.

Одно из главных условий организации диалога – это создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и разных. Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между детьми доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.

Конечно, развитию коммуникативной компетенции способствуют и такие формы работы на уроке, как беседа или диспут, когда ученики высказывают свое мнение на поставленный проблемный вопрос. Это позволяет учащимся самим определить цели урока, сделать определенные выводы, научиться говорить и слушать одноклассников.

В практике преподавания русского языка и литературы могут применяться различные методы и приемы для формирования коммуникативных компетенций. Однако нельзя забывать, что развитие ее направлено в первую очередь на выражение учеником своих мыслей, чувств, желаний.

Зауре АРИНГАЗИНОВА,
учитель русского языка и литературы средней школы №57 г. Нур-Султан

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий