Дополнительное образование: выбор остается за ребенком

Как часто родители задаются вопросом: «Куда отдать заниматься своего ребенка?». Практически всегда в семьях по мере взросления детей возникают подобные вопросы, и, как правило, родители ориентируются на собственные суждения, опыт, отдают школьника в секции и кружки, в которые когда-то ходили сами, или те, в которых они хотели бы его видеть. Но насколько эффективен данный подход?

Дополнительное образование Казахстана в ХХI веке – это многофункциональная, системная программа подготовки школьников по различным направлениям деятельности. Сегодняшний уровень развития системы образования предъявляет повышенные требования к педагогу дополнительного образования и его профессиональной деятельности: расширение уровня его знаний и формирование новых управленческих навыков. Эти изменения связаны с быстро меняющимся содержанием образования. Здесь имеют место быть различные сопутствующие факторы: новые интересы детей, обусловленные временем, повсеместное внедрение современных технологий (интерактивные и мультимедийные доски, компьютеры), постоянное совершенствование форм проведения занятий и другие. Сегодня именно молодежь является двигателем прогресса, и благодаря молодежным увлечениям с каждым годом в стране открываются все новые и новые кружковые направления.

Несколько лет являясь директором Регионального центра психологической поддержки и дополнительного образования Костанайской области, я хочу поделиться с вами системой менеджмента в дополнительном образовании, выработанной нами за эти годы. За основу управленческой деятельности мы берем две основные, приоритетные, на наш взгляд, вещи – это циклическая связка работы по принципу «педагог – ребенок – родитель» и психологическое сопровождение как самый важный элемент воспитания подрастающего поколения. Одним из аспектов этой многоуровневой работы является правильный подбор направления деятельности для ребенка и совершенствование педагогического мастерства. На этих двух пунктах мы остановимся подробнее.

Желание ребенка
+ психологическая диагностика
= верный выбор

Чтобы правильно подобрать занятие по душе, нужно в первую очередь уметь слышать ребенка, дать ему возможность раскрыться и понять, что ему нравится делать на самом деле. Существует три возрастных категории детского возраста, которые соответствуют психологическим способам и инструментам выявления способностей или влечения. Это младшая возрастная группа – от 6 до 10 лет: диагностика проводится с помощью песочной терапии, рисуночных тестов, средняя группа – от 11 до 14 лет: эффективны метафорические карты, для старшей возрастной группы от 15 до 18 лет применяют многоуровневые тесты, как правило, способные не только выявить способности, но и безошибочно определиться с выбором будущей профессии.

Многие родители слышали об удивительных результатах, которые дает песочная терапия для здоровья и развития детей. Но не многие знают, что собой представляет этот метод и как его применять. Песочная терапия является методом воздействия на психику и поведение ребенка посредством визуализации его внутреннего мира. Метод представляет собой несложные произвольные манипуляции с очищенным и мелким песком, различными фигурками, небольшими предметами. Создавая и разрушая иллюзорные и непрочные песочные миры, ребенок задействует свое глубинное внутреннее «Я». По мнению психологов и психотерапевтов, создавая произвольный фантастический пейзаж, который выглядит вполне трехмерным, ребенок выражает свои подсознательные страхи, обиды, гнев и раздражительность, а именно эти чувства обычно действуют разрушительно на психику и здоровье детей.

Во-первых, ребенок трогает песок руками. Это приятно и полезно, ведь мелкие песчинки стимулируют нервные окончания ладоней, подушечек пальцев. Развивается моторика, головной мозг получает устойчивые сигналы нервных рецепторов в зонах, отвечающих за познание, воспоминания, анализ.

Во-вторых, песок – сыпучий материал, а потому ребенок творит из него практически подсознательно, рассыпая и собирая его именно так, как «берет рука». Этот факт считается важным для диагностики внутреннего состояния малыша.

Доказано, что систематические занятия песочной терапией позволяют ребенку поверить в себя, избавиться от негативных переживаний и воспоминаний, яснее осознать собственную личность, стать более спокойным и уравновешенным, более самостоятельным. Данный процесс должен сопровождаться непрерывной поддержкой педагога, здесь рекомендуется беседовать с ребёнком, разбираясь в тематике его рисунков – раскрывать в нем потенциал и направлять по верному творческому пути.

Метафорические карты применяются для детей подросткового возраста, так как ассоциативная составляющая рассчитана на более осознанное, креативное мышление. Подростковый возраст очень сложный и считается кризисным. Это возраст самопознания. Подростка переполняют чувства и эмоции, с которыми он не всегда может справиться самостоятельно, это часто его пугает. Родители не всегда могут помочь своему ребёнку и также находятся в состоянии тревоги и страха. На них может быть изображено все, что угодно: люди, пейзажи, животные, сказочные персонажи, абстракция, абсолютно разные по стилю и содержанию картинки, иногда подкрепленные словами и фразами. Важнее всего понимать, что главное не то, что изображено на карте, а то, как изображенное на ней откликается в человеке.

Когда подросток всматривается в метафорическую карту, он, по сути дела, путешествует по своему внутреннему музею. Например, он смотрит на картинку, изображающую плачущего ребенка, и она порождает в нем какое-то воспоминание – это может быть ситуация, участником которой он был сам, а может, что-то, что происходило не с ним самим, но каким-то образом затронуло его. В любом случае, подобный экспонат или даже несколько в его личном музее есть, и при взгляде на карту они «оживают». Таким образом, когда речь идет о выборе направления деятельности, ребенок на подсознательном уровне будет тянуться к тому, что ему нравится, так подростки, любящие животных, будут выбирать их миниатюрные фигурки, искать карту, на которой будут выражены аналогичные предпочтения, любители мастерить руками выберут процесс, показанный на картах – кропотливость и усидчивость не останутся незамеченными. Остальное остается за доверительным диалогом, благодаря которому можно подробнее узнать о деталях.

Для еще более взрослых подростков используются многоуровневые тесты, методики выражения своих мыслей с помощью письма, иллюстраций и прочего. Как правило, тесты позволяют комплексно разобрать внутренний мир человека, узнать не только о том, что ему нравится, но и о тех моментах, когда ему некомфортно, даже если он сам не осознал этого. С помощью таких тестов в Костанайской области помогают выпускникам школ определиться с выбором верно и действительно найти эффективное применение внутренним ресурсам.

Все эти способы активно внедряются в систему дополнительного образования Костанайской области. Использование данных методик позволяет педагогам развиваться самим, помогать развиваться детям и одновременно качественно совершенствовать систему работы.

Самосовершенствование – шаг навстречу совершенству

Посвящая свою профессию самому благородному делу в мире – педагогике, мы должны понимать, что вся наша жизнь будет проходить в ритме самосовершенствования и поиска новых, более актуальных на сегодняшний день форм обучения. Значит первое, что необходимо сделать, – быть готовым к обучению в течение всей жизни, а для этого нам необходимы навыки критического мышления. Именно этот навык приоритетен для менеджмента дополнительного образования. Именно этому педагогов обучают на республиканских курсах повышения квалификации, проводимыми РУМЦДО МОН РК ежегодно. На сегодняшний день это главный аспект каждого педагога: не просто научить детей, а в первую очередь обучить этому самого себя.

Мастер-классы, посвященные критическому мышлению, такие как «Шесть шляп мышления», «Написание синквейна», «Мои предпочтения», «Выставка плаката» и целый ряд аналогичных тренингов, направлены на раскрытие в педагоге граней, которые позволят ему формировать свои мысли, речь и поведение так, как этого требует ситуация и время. Глубокий умственный анализ, через который обучающиеся проходят во время занятий, направлен на выработку критического мышления, что сегодня является приоритетным навыком для человека, особенно для категории молодежи. Актуальность данного вопроса подтверждается тем, что на республиканских курсах повышения квалификации, проводимых РУМЦДО МОН РК, именно этот аспект красной нитью проходит через структуру педагогического менеджмента, организационных форм и технологических приемов управления образовательным процессом, организации психологической поддержки и сопровождения становления обучающегося в условиях дополнительного образования, умения его мотивировать, а также реализовывать функциональные модели внутреннего и внешнего методического сервисов. Умея критически мыслить, вы не будете бояться преград и сложностей в работе и легко найдете взаимопонимание с каждым ребенком.

Время не стоит на месте, формы коммуникаций меняются и совершенствуются согласно требованию времени. Поэтому сегодняшние педагоги должны уметь работать в различных форматах, при этом не ущемляя коммуникативную часть профессии. Другими словами, новые технологии, быстро вошедшие в нашу жизнь, вносят коррективы, и сегодня для того, чтобы передать опыт, обучиться чему-то новому, не обязательно далеко ехать или организовывать массовые встречи. Сегодня важно и нужно уметь владеть цифровыми интернет-платформами так, как ими владеют наши воспитанники. С этой целью нами в августе 2020 года было веерно обучено более 1200 педагогов дополнительного образования по теме «Дистанционное обучение как одна из форм организации учебного процесса». В ходе обучения педагоги знакомились с тонкостями работы видеоконференц-связи популярных платформ, учились создавать электронные анкеты-опросники, изучали инструменты сервиса Google. В сентябре 2020 года аналогичные курсы прошли для педагогов-психологов школ Костанайской области.

Предъявляя в себе требования ежедневно, постигая новые грани науки, мы показываем пример нашим детям и, конечно, гордимся их заслугами и достижениями. Дополнительное образование уникально и прекрасно тем, что в нем нет принуждения, именно поэтому решающее слово в выборе деятельности должно оставаться именно за ребенком. Доказано, что ребенок добивается успеха в той сфере деятельности, которая ему действительно интересна и приходится по душе. При этом совершенствование педагогов – неотъемлемая часть модернизации дополнительного образования, ведь дети в первую очередь берут пример со взрослых наставников.

Елена ПЕТРЕНКО,
директор КГУ «Региональный центр психологической поддержки и дополнительного образования» Управления образования акимата Костанайской области,
педагог дополнительного образования высшей категории, кандидат наук, доктор философии (PhD), психолог высшей категории 

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий