Нобелевский фестиваль нацелен в будущее
7-9 апреля 2021 года проходил фестиваль науки и образования II Central Asia Nobel Fest «Изобретая будущее». Фестиваль является главным и самым масштабным научным событием в Центральной Азии. Тематика второго фестиваля сконцентрирована на технологиях и инновациях в трех ключевых направлениях: экономика возможностей, индустрия будущего и EdTrends (образовательные тренды). Организатором Нобелевского фестиваля является Фонд инклюзивного развития (Inclusive Development Foundation) и Auezov University.
7 апреля состоялось официальное открытие II Central Asia Nobel Fest.
С приветственными и поздравительными словами в адрес участников и спикеров фестиваля выступили:
Максат Курбенов, генеральный директор Фонда инклюзивного развития,
Дария Кожамжарова, ректор Южно-Казахстанского университета им. М. Ауэзова,
Ляззат ШАТАЕВА, продюсер Kazakh TV и ведущая программы IMPACTFUL,
Джон БАЛТЦ, управляющий директор Евразийского подразделения «Шеврон»,
Александра АККИРМАН, региональный менеджер по корпоративным связям и коммуникациям Coca-Cola,
Ернур РЫСМАГАМБЕТОВ, председатель правления АО «Администрация МФЦА».
В этом году университет выступает стратегическим партнером фестиваля и одновременно проводит в рамках фестиваля серию своих научных мероприятий, в том числе ежегодную конференцию «Ауэзовские чтения-19: 30 лет независимости Казахстана».
Знаково, что такое масштабное событие – Нобелевский фестиваль – проходит в месяц науки и технологий в рамках празднования 30-летия независимости Казахстана и преддверии Дня работников науки Казахстана.
В рамках Фестиваля университет принимает участие в открытии и трех сессиях, где ученые университета являются спикерами и модераторами.
8 апреля в рамках фестиваля прошла встреча руководителей университетов и студентов для обсуждения вопросов в образовании под названием «Реинжиниринг образования: каких трансформаций хотят студенты от университетов?».
В дискуссии приняли участие студенты казахстанских и азербайджанских вузов. От Южно-Казахстанского университета имени М.Ауэзова выступила проректор по учебной и учебно-методической работе Абишева Роза Жанысбековна, она отвечала на вопросы студентов по вызовам в образовании.
Гармоничное и устойчивое развитие экономики нашей страны, тем более в век цифровых технологий, невозможно без осознания роли высшей школы, которая должна быть ориентирована на качественную подготовку востребованного специалиста с ИТ-навыками.
Сегодня важнейшей тенденцией развития высшего образования является глобализация образовательного пространства, при этом главным механизмом этой глобализации служит применение цифровых технологий в образовательном процессе.
Процесс обучения уже невозможно представить без использования мобильных приложений, дополненной реальности и других технологических разработок. Однако важно понимать, что внедрение последних достижений науки и техники в образование не является самоцелью. В вопросах цифровизации важно руководствоваться принципом разумности и гармонично сочетать инновационные и традиционные начала для формирования всесторонне развитой личности и подготовки профессионалов, способных вывести страну на новый уровень.
В своем выступлении спикер отметила, что система образования – это мост, который должен обеспечить уверенный переход в цифровую эпоху, связанную с новыми типами труда и резким ростом созидательных возможностей человека, взлетом его производительности.
Именно поэтому в настоящее время усилия университетов должны быть направлены не только на решение текущих проблем, но и на редизайн внутренней системы обеспечения качества, отвечающей внешним вызовам, от которой зависит гармоничное развитие вуза и достойный уровень образовательных услуг.
Как мы знаем, в национальных нормативно-правовых актах заложен постулат: «вуз создает систему внутреннего обеспечения качества, основанную на международных стандартах и руководствах для обеспечения качества высшего и послевузовского образования в европейском пространстве». То есть мы видим, что создана законодательная основа для построения казахстанскими вузами внутренней системы обеспечения качества по лучшим европейским практикам.
В свою очередь, студенты задавали вопросы о трудоустройстве, об академической свободе и других актуальных проблемах образования в постпандемию.
Почему «гибкие навыки» важнее диплома?
Под таким названием прошла очередная сессия II Нобелевского Фестиваля.
Интерес к SoftSkills в последнее время очень популярен, и уже бесспорным является факт, что софты – это компетенции будущего. Ученые из Гарварда, Стэнфорда и Фонда Карнеги выяснили, что «гибкие навыки» – это 85% успеха человека в профессии, жесткие составляют только 15%.
А по исследованию LinkedIn, 57% работодателей ценят гибкие навыки больше, чем профессиональные.
Считается, что овладеть HardSkills можно в различных учебных заведениях. HardSkills – узкие профессиональные навыки, которые нужны для решения конкретных задач в повседневной работе. SoftSkills – надпрофессиональные навыки, которые помогают решать жизненные задачи и работать с другими людьми.
В ходе сессии были обсуждены следующие основные вопросы:
- Университетский диплом как «путь к успеху»: является ли эта модель все еще актуальной?
- Будут ли «гибкие» навыки более востребованы в индустрии, чем узконаправленные технические навыки?
- Гибкие навыки будущего, которые не отберет ИИ: креативность, комплексный подход к проблемам и эмоциональный интеллект.
- Как университетам научить студентов необходимым гибким навыкам, чтобы подготовить их к будущей работе? Как дистанционное обучение влияет на способность студентов развивать навыки командной работы и коммуникации?
Сессия прошла под председательством Илигье ВАН’Т ЛАНД, Генерального секретаря Международной ассоциации университетов (IAU). Спикерами сессии выступили эксперты высшего образования:
Виктор СТРЕКЕР, профессор, директор инноваций и социального предпринимательства, Университет Мичигана,
Барбара ОАКЛИ, профессор инженерии, Оклендский Университет,
Бахыткуль АБДИЖАППАРОВА, доцент, начальник отдела аккредитации и оценки качества Южно-Казахстанского университета имени М.Ауэзова.
Сессия вызвала большой резонанс и породила массу вопросов со стороны слушателей для обсуждения. Спикеры, обмениваясь мнениями о гибких навыках, отвечали на заданные вопросы.
Спикер сессии Б.Абдижаппарова в своем выступлении отметила, что SoftSkills позволяют лучше адаптироваться к постоянным изменениям в профессии, лучше работать в команде, проявлять творчество и оригинальность в решении деловых и узкопрофессиональных задач, иметь широкую осведомленность в разных областях деятельности и иметь высокий уровень межкультурной коммуникации.
В целом одним из основных заключений сессии было сказано, что развитие SoftSkills помогут вам стать более успешными в карьере независимо от того, какую именно профессию вы себе выберете.
9 апреля состоялась следующая сессия II Нобелевского Фестиваля «Изобретая будущее» – «Глобализация системы образования в условиях пандемии COVID-19/опыт проекта EduEnvi: «Повышение компетентности в области устойчивого управления отходами в вузах России и Казахстана» в развитии E-learning», модератором сессии выступала Муталиева Ботагоз, кандидат химических наук, доцент кафедры «Биотехнология» ЮКУ им. М. Ауэзова, Казахстан.
Представители вузов-партнеров проекта поделились результатами проекта и ответили на интересующие вопросы в следующем направлении:
- Каковы результаты и импакт проекта EduEnvi в условиях пандемии COVID-19 для развития E-learning: опыт, компетенции, инструменты? Подготовка специалистов в области устойчивого управления отходами в условиях онлайн-обучения (с участием Элла Каллио, координатора от Университета прикладных наук Тампере, Финляндия, Жанар Шортанбаевой, замзавкафедрой теплофизики и технической физики, КазНУ им. аль-Фараби, Айгуль Курманбаевой, кандидата биологических наук, ассоциированного профессора кафедры «Экология» НАО КУ им. Ш.Уалиханова, Сергея Полбицына, Уральский Федеральный университет, Россия, Ольги Сергиенко, к.т.н., доцента, руководителя образовательной программы магистратуры «Промышленная экология и чистое производство» и бакалавриата «Экологический инжиниринг» Университета ИТМО, (Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики), Россия.
- Финское высшее образование онлайн: обучение и предостережения (замечания, рекомендации) – Сиско Маллинен, доктор философии, Школа профессионального педагогического образования прикладных наук Университета Тампере, Финляндия.
- Концептуальный процесс изменения политехнических преподавателей при переходе от традиционных занятий к веб-классам – Сиско Маллинен, доктор философии, Школа профессионального педагогического образования прикладных наук Университета Тампере, Финляндия.
- Цифровые инновации – Сергей Полбицын, Уральский Федеральный университет, Россия.
- Профессиональная подготовка будущего преподавателя для инновационной деятельности в области образования, педагогические и дидактические инструменты: матрица для программы – Эллен Хоумоллер, ассоциированный профессор Университета прикладных наук, Оденсе, Дания, Элизабет Агербек, ассоциированный профессор Университета прикладных наук, Оденсе, Дания.
- Скринкасты как инструмент преподавания химической и экологической инженерии: трансфер теоретических объяснений в мультимедийный формат – Сильвия Боладо Родригез, профессор химической инженерии, руководитель исследовательской группы экологической технологии, Педро Гарсиа Энсина, профессор инженерии окружающей среды, руководитель Института устойчивых процессов.
Главный результат проведения таких масштабных мероприятий – это создание в Казахстане базы знаний и формирование регулярного научного события для всей Центральной Азии с участием мировых ученых.
Впервые в рамках Фестиваля в Центральной Азии на базе вузов пройдут 15 онлайн-лекций лауреатов Нобелевской премий и международной премии за прорыв, где будут принимать участие студенты и ППС.
Планируется, что осенью текущего года следующий фестиваль Нобелевских лауреатов пройдет в Шымкенте в рамках Великого Шелкового пути.
Улан СУЛЕЙМЕНОВ,
проректор по научной работе и инновациям
ЮКУ им. М.Ауэзова,
доктор технических наук, профессор
Загрузка...