Музей образования – хранитель тайн

Педагогическое прошлое Казахстана имеет богатейшую историю, о чем свидетельствуют экспонаты музея РИПК СО (Республиканского института повышения квалификации руководящих и научно-педагогических работников системы образования). В рамках служебной командировки в город Алматы я, безусловно, не могла не заглянуть в эту хранилищницу событий давно минувших лет…

 

Экскурсию по музею любезно провела директор «Өрлеу» РИПК СО Жансауле Алиевна МАКАТОВА, человек, который об истории образования знает все и даже больше…

Первые школы

26 марта 1870 года Министерство просвещения России опубликовало первый закон о национальных школах. В соответствии с этим законом в Казахстане во второй половине ХІХ века стали создаваться русско-казахские школы различных типов. Уже тогда учителям оказывалась помощь в виде методических писем, в которых давались советы педагогам и разработки уроков.

С ростом сети школ возрастали требования к методике преподавания. В целях повышения квалификации учителей органы народного образования проводили методические совещания и курсы, на которых проходил обмен мнениями по общим вопросам организации учебной работы в школах, обсуждались учебники и учебные пособия.

В середине 20-х годов прошлого века перед системой повышения квалификации педагогических кадров были выдвинуты новые задачи: в кратчайшие сроки сформировать у учительства советское мировоззрение и профессиональные качества, необходимые для идейного воспитания молодежи и политехнизации школ.

К началу 30-х годов сложилась определенная система работы по повышению квалификации педагогических кадров. Её основными формами стали «летние» и заочные курсы учителей.

 В 1932 году организуется республиканский научно-педагогический кабинет, который с января 1933 г. был   преобразован в   научно-исследовательский институт школ. Институт развернул    активную деятельность по обобщению и распространению передового педагогического опыта, начал научно-исследовательскую работу в области педагогики.

Процесс развития и совершенствования системы повышения квалификации педагогических кадров был приостановлен Великой Отечественной войной.

Повышение квалификации – требование времени

В послевоенные годы при областных отделах народного образования восстанавливались    методические,    педагогические    кабинеты, которые в начале 50-х годов преобразовывались в институты усовершенствования  учителей. Основными задачами   данных институтов были «повышение квалификации учителей, воспитателей детских учреждений, оказание систематической помощи школам, методическим кабинетам в организации и проведении методической работы» (из положения об областном Институте усовершенствования учителей, утвержденного Министерством просвещения Казахской ССР 10.02.1948 г.).

На основании Постановления Совета Министров КазССР от 22 октября 1965 года №688 «О мероприятиях, связанных с выполнением Указа Президиума Верховного Совета Казахской ССР» об упразднении Целинного края Казахской ССР, было проведено преобразование Целинного краевого института усовершенствования учителей в Центральный институт усовершенствования учителей Министерства просвещения Казахской ССР с местом нахождения в Целинограде.

В соответствии с Постановлением Совета Министров Казахской ССР   №894 от 18 декабря 1965 года институт был переведен в г. Алма-Ату.

В  1996 году Центральный институт усовершенствования учителей преобразован в Республиканский институт повышения квалификации руководящих  и  научно-педагогических кадров системы образования, одним из главных направлении деятельности которого было повышение квалификации руководящих кадров республики.  

За все годы своей деятельности Республиканский институт повышения квалификации руководящих  и  научно-педагогических работников системы образования внес огромный вклад в развитие всей системы образования республики, в первую очередь руководителей организаций образования.

 «Өрлеу» – достойный преемник

В настоящее время с созданием Национального центра повышения квалификации «Өрлеу», который объединяет Республиканский институт повышения квалификации руководящих и научно-педагогических работников системы образования, 14 областных и 3 городских (г. Астана, Алматы, Шымкент) институтов повышения квалификации, «Өрлеу» РИПКСО занимает своё достойное место и является флагманом в системе повышения квалификации республики.

Музей педагогики

Республиканский педагогический музей просвещения Министерства просвещения Казахской ССР был передан РИПК СО в 1984 году Указом Председателя Совета Министров Казахской ССР  Н.Назарбаевым. Музей истории образования был создан на основании распоряжения Совета Министров Казахской ССР  №90-р от 30.03.84 г. и Приказа Министерства просвещения Казахской ССР №81 от 09.08.85 г. как Республиканский педагогический музей.

Приказом Минобразования №45 от 10.02.97 г. он был передан в состав РИПК СО.

В настоящее время музей истории образования является структурным подразделением РИПК СО, собирающим, хранящим, экспонирующим предметы духовной культуры истории образования Республики Казахстан, ведущий на их основе широкомасштабную работу по просвещению и воспитанию педагогов, молодежи республики.

Приказом Министерства образования №213 от 26.04.99 г. музей РИПК СО утвержден в качестве научно-методического центра по работе с музеями учреждений системы образования РК.

Основное направление деятельности Республиканского педагогического музея РИПК СО – воспитание казахстанского патриотизма через изучение исторического, культурного и педагогического наследия народов, проживающих в республике, содействие процессу духовного обновления общества через изучение и пропаганду богатого «историко-культурного» наследия нашей республики, реализация Государственной программы «Культурное наследие», координация деятельности музеев учреждений образования, повышение квалификации руководителей школьных музеев республики, координация деятельности музеев организаций образования.

Прикоснуться к истории…

Более 7 тысяч экспонатов собрано сегодня в музее. Здесь вся история казахстанского образования в документах, от обучения у муллы, от первых уроков в юрте до современных классов 21 века.

В 1841 году на территории Казахстана стали открываться первые  русско-казахские школы в ханской ставке. Во всех регионах открывались мектебы и медресе: в  1910 году – в Костанае, в 1919 году – в Уральске и так далее. Сохранились в музее оригиналы пособий того времени. Вот «Начальное руководство к обучению», автором которого является известный казахский просветитель Ыбырай Алтынсарин. К слову, в музее много документов, свидетельствующих о просветительских педагогических идеях Ы.Алтынсарина.

В экспозиции музея хранятся учебники, методические пособия А.Байтурсынова «Жаңа құрал» (Новый букварь, 1928 г.), Методическое пособие для школы ликбеза (1931 г.), Резолюция краевой конференции сторонников нового казахского алфавита (декабрь 1928 г., г. Кзыл-орда) и другие первоисточники.

Следует высоко оценить вклад А.Байтурсынова в создание учебников и пособий для начальных казахских школ, работу над реформированием арабского алфавита и применением его к казахскому языку.  

С удивлением узнаю из источников о существовавшей школе «Мамания»: в поселке Карагач была открыта первая в Семиречье школа для детей-казахов, в 1899 году ее построил Маман Калкабаев, человек, который в истории образования этого региона сыграл большую роль.

Есть среди экспонатов музея фото, на котором запечатлена Надежда Константиновна Крупская с делегатами от Казахстана на Всероссийском съезде по политехническому образованию.

Другими словами, ни один момент не остался без внимания хранителей музея… Здесь и переход на кириллицу, и обучение в годы Великой Отечественной войны, пионерские движения, комсомольские организации…

– Музей истории образования также хранит в своих фондах сведения о казахстанских педагогах, ставших жертвами репрессии сталинского периода 30-х, 40-х, начала 50-х годов. Эти пожелтевшие страницы хранят память о ни в чем не повинных людях, которых судили безо всякой причины, – говорит Жансауле Алиевна. – Музей готов поделиться этой информацией со всеми, кому она пригодится.

 

 

Ляззат ТУРКЕСТАНОВА
Нур-Султан – Алматы – Нур-Султан

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий