Педагогика колыбельной песни

В современном глобальном и вместе с тем таком хрупком мире смысловая педагогика и ценностное воспитание становятся особо востребованными, ожидаемыми в общественной практике. Ведь смысловая педагогика помогает школьникам не просто усваивать знание, но формировать из него элементы личного опыта.

Ценностное воспитание по отношению к школьникам позволяет развивать их мотивы и способности  к осознанному выбору нравственных ценностей – навигаторов собственной жизнедеятельности. И то, и другое «питает» растущего человека, делает его крепким, устойчивым и надежным.

Такой результат нельзя недооценивать, ведь современный ребенок/молодой человек находится в орбите самых разнородных и разнокачественных влияний и воздействий формальных и неформальных общественных институтов, которые предлагают, а зачастую навязывают свои смыслы, ценности, ориентиры. Соответственно, поиск путей формирования человека с устойчивой системой нравственных ориентиров, уважительно относящегося к прошлому и настоящему своей страны, готового нести ответственность за свои действия, приобретает особую значимость.

С точки зрения смысловой педагогики и ценностного воспитания любое жизненное явление, обычное, рядовое или неординарное, может стать предметом изучения, анализа и исследования, а главное, точкой роста, духовно-нравственного развития личности.

А теперь о насущном. Каждый из нас знает, что такое колыбельная песня. Кто-то, к счастью, вырос на таких песнях мамы, папы, бабушки, дедушки. Вырос уверенным в своих силах, заботливым и благодарным. Многие гордятся колыбельными песнями своего народа как особого рода национальным приданым.

Рука, качающая колыбель, правит миром… – говорил в свое время Петер де Вриес (Питер де Врайз), американский писатель-романист 20 века.

Анна Борисовна Теплова, современный исследователь педагогического потенциала материнского фольклора и детской традиционной игрушки, создает замечательный образец педагогической литературы «Что сказать над колыбелью».

Главный редактор Республиканского информационно-методического журнала «Открытая школа» Лариса Алексеевна Попова вместе с педагогами и учениками ассоциированных школ ЮНЕСКО создает теплый фильм «Песня материнского сердца».

Получив такую эмоционально-смысловую подпитку, мы решили провести тематико-дискуссионную площадку «Потенциал колыбельных песен» для организаторов  воспитательной работы, педагогов-психологов, классных руководителей, учителей-предметников, методистов детских садов г. Петропавловска и Северо-Казахстанской области.

Филиал НЦПК «Өрлеу» в своей каждодневной работе с педагогами стремится раскрыть неисчерпаемые направления, подходы, ресурсы образовательной среды, увлечь педагогов творчеством обновления, мотивировать к исследовательским поискам.

Именно поэтому были определены наши ориентиры:

цель – использование потенциала колыбельных песен как: а) этно- и поликультурного достояния народа, б) направления духовно-нравственного воспитания личности в современной образовательной среде;

задачи: 1) установить развивающие возможности колыбельных песен для современных условий воспитания, обучения и развития, 2) содействовать педагогам в поисках исследовательских материалов, связанных с колыбельной песней,  3) способствовать объединению профессиональных усилий педагогов в обновлении содержания обучения, воспитания и развития обучающихся, 4) дать рекомендации для актуализации наследия колыбельных песен.

Так получилось, к счастью, что наряду с педагогической работой я руковожу научно-экспертной группой в структуре Ассамблеи народа Казахстана по Северо-Казахстанской области. И не понаслышке знаю, какими духовно богатыми и щедрыми бывают представители этнокультурных объединений.

Мы получили уникальный материал – живое исполнение национальных колыбельных песен с пояснениями и комментариями от Казахского культурно-просветительского центра «Ұрпақ» (вокально-фольклорный народный ансамбль «Балкадиша»), татаро-башкирского общественного центра «Дуслык» (А.Ю. Халфина, Р.А. Садыкова), областного центра армянской культуры «Кентрон» (С.Асланян, М.Искандерян), таджикской общины «Сомониен Север» СКО (А.Г. Амиршоев), областного филиала ОО «Русская община Казахстана» (Л.Б. Белянкина).

С годами убедилась: интеграция возможностей этнокультурных объединений АНК и ресурсов регионального образования является естественной, органичной и логичной, усиливает этнокультурное и поликультурное образования в структуре казахстанской системы образования. Надо просто дружить, общаться и вместе делать дело!

В ходе работы тематико-дискуссионной площадки спикерами были не только специалисты «Өрлеу»-СКО Л.Альмагамбетова, Г.Әлжанова,  Д.Даулетова, Д.Каратева, А.Кенбеилова, Г.Мусетаева.

Свое видение, как и почему следует изучать, исследовать и просто петь колыбельные песни, представили и педагоги: Ш.К. Амержанова, Г.К. Акмагамбетова, методисты отдела образования (г. Петропавловск), И.В. Малыгина, педагог-психолог, М.В. Дисавенко, замдиректора по воспитательной работе Пресновской общеобразовательной школы-гимназии имени И.П. Шухова (Жамбылский район), Л.М. Жумагулова, заведующая я/с «Айголек» (г. Петропавловск), А.А. Ташимова, педагог-психолог Киевской средней школы  (Акжарский район).

В целом получилось камерно, пронзительно и тепло, хотя дистанционный формат собрал 250 человек.

Удалось обсудить вопросы, важные для развивающего воспитания: 1) Психология воздействия колыбельной песни на ребенка. 2) Песенная культура колыбельных.  3) Философия,  этика и содержание колыбельных песен разных народов. 4) Особенности разучивания колыбельных песен детьми дошкольного возраста.  5) Особенности организации воспитательных мероприятий данной тематики. 6) Проекты школьников по исследованию колыбельных песен. 7) Харизма колыбельных песен в сохранении мира и благополучия.

По результатам обсуждения представлены рекомендации, которые, на наш взгляд, помогут найти некоторые точки опоры в нашей работе:

  1. В образовательной среде колыбельные песни народов могут занять свое достойное место: в воспитательной системе, развитии речи, этно- и поликультурного направления работы, проектно-исследовательского обучения.
  2. При актуализации развивающего потенциала колыбельных песен следует предусматривать глубокое содержание по истории и философии их создания, психологии и аксиологии их влияния на укрепление ценностей семьи, а также практико-прикладную направленность организуемых по данной теме образовательных событий.
  3. Возможно межпредметное расширение диапазона исследования колыбельных песен в структуре краеведческой работы (колыбельные песни нашего края).
  4. Нравственно-смысловое освоение колыбельных песен в школе целесообразно интегрировать с направлениями семейной педагогики, семейного воспитания.
  5. Для укрепления статуса педагога, его личностной составляющей, содействовать знанию и исполнению им колыбельных песен народов Казахстана, а также пропаганде этого уникального культурного наследия.  

Как оказалось, для нашего глобального и хрупкого мира колыбельная песня может сделать многое. Не случайно немецкий богослов Август Толук утверждал: «…Мир управляется из детской. Не из Вашингтона, не из Москвы и не с далекой загадочной планеты, населенной умными и могущественными гуманоидами, …а именно из детской. В детской комнате идет сражение за будущее человечества».

Пусть будет так: мамы поют, дети слушают, жизнь продолжается.

Алма МУРЗАЛИНОВА,
директор ФАО  «НЦПК «Өрлеу»  ИПК ПР по СКО», доктор педагогических наук, профессор

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий