Учебники: базовые или альтернативные?

Учебник – это книга, которая служит обучающим средством для ученика (студента), содержащим систематические знания, необходимые для усвоения учебного материала в соответствии с учебной программой государственного стандарта. Важным условием содержания учебника является достоверность содержащейся в нем информации, читабельность и привлекательность для самостоятельного познания. Но если учитывать разный характер психологического восприятия пользователей, один учебник не может удовлетворять спрос и интересы самых разных потребителей.

Если одни бывают придирчивы к текстовому содержанию, его переизбытку или недостатку, то другие могут быть не удовлетворены качеством иллюстраций или подбором предлагаемых форм и методов заданий на самопроверку и закрепление усвоенного материала.

То есть по одному курсу/дисциплине потребитель должен иметь возможность выбрать тот ресурс, который наиболее отвечает его интересам.

В Республике Казахстан согласно Закону «Об образовании»  для начальной и основной школы утверждаются и издаются базовые учебники. А не так давно по поручению Президента было принято решение о разработке и издании базовых учебников по истории Казахстана и всемирной истории, якобы с целью избежания разночтения в трактовке фактологического материала по историческим датам, событиям, персоналиям, ономастическим и топонимистическим наименованиям. 

Что такое базовый учебник и насколько оправдано такое государственное решение?

*Базовый (общеобразовательный) учебник – учебник, используемый в организациях образования, реализующих общеобразовательные программы уровней основного среднего и общего среднего образования, определяемый республиканским государственным предприятием на праве хозяйственного ведения «Республиканский научно-практический центр экспертизы содержания образования» Министерства образования и науки Республики Казахстан (далее – РНПЦЭСО) и включаемый в Перечень.

В данном случае, опираясь на определение «базовый», можно утверждать, что данный учебник является основным, центральным или узловым средством обучения. Но в Законе не говорится, что запрещены альтернативные или рекомендуемые учебники. То есть Закон как бы позволяет отойти «от централизованной системы с единым базовым учебником к системе с несколькими альтернативными учебниками, которую многие страны пытаются применять, призван разорвать связь между учебниками и экзаменами, обеспечить нацеленность на изучение учебной программы, а не содержания учебника (Вьетнам, Испания, Италия, Великобритания, Институт Георга Эккерта)».

Проведенные Всемирным банком исследования в рамках подготовки  методических рекомендаций  к разработке и экспертизе учебников  позволяют утверждать, что в мировой практике учебник используется как вспомогательный ресурс и предназначен более для обучающегося. А реализация государственного стандарта осуществляется через изучение учебного  материала в соответствии с требованиями учебных программ, но никак не содержания учебника. Например, в азиатских странах разработка учебника, ориентированная на учебную программу, осуществляется и финансируется с одобрения правительства (Китай, Фиджи, Индонезия, Лаосская Народно-Демократическая Республика и Шри-Ланка). Но, судя по исследованиям Всемирного банка, ряд азиатских стран перешли «к либерализованной политике использования нескольких учебников, в которой большую роль играют коммерческие издательства).

Примечателен опыт Южной Кореи, где с 1990-х годов «средние школы получили возможность выбирать либо финансируемые учебники, «утвержденные» Министерством образования, либо «допущенные» учебники, для приобретения которых школе необходимо самостоятельно найти средства». Согласно законодательства каждой из азиатских стран, государство и школы по-разному подходят к выбору учебника. Если, например, во Вьетнаме школы выбирают учебники по своему усмотрению, то в Южной Корее, так же как и в нашей стране, только из числа тех, которые утверждены Министерством образования.

Мнения об эффективности использования нескольких учебников, конечно же, расходятся и в разных странах воспринимаются по-разному. Так, в Отчете Всемирного банка отмечено, что «политика использования нескольких учебников предназначена для того, чтобы разорвать связь между учебниками и экзаменами, чтобы учителя обращали внимание на учебную программу, а не просто «проходили учебник».

Как же обстоит дело в Европе?

В Европе, по Отчету, учебники играют важную роль и используются в качестве основного учебного инструмента, важного как для учащихся, так и для учителей и администраторов. При этом к учебникам разных предметов в европейских странах своеобразный подход. Например, обсуждение введения единого учебника истории для всех европейских стран вызывает среди ученых неоднозначную реакцию. Так как история постсоветского периода, приемлемая для отдельных стран Прибалтики, может не отвечать интересам, скажем, стран Балканского полуострова. В то же время в отдельных европейских странах внутри страны по одному лишь предмету истории издается не один учебник для одного класса (Великобритания, Франция, Германия). Учебники используются как основной ресурс при изучении иностранных языков в Европе, разрабатываемых на основе Общеевропейских компетенций владения иностранным языком (CEFR), способствовавших усилению влияния «на разработку учебных материалов, планирование учебных программ и тестирование уровня владения языком в нескольких европейских странах». Учебники разрабатываются и издаются строго в соответствии с учебной программой и по каждому предмету. Например, в Болгарии утверждаются до трех учебников по каждому предмету.  В Словакии «допускается утверждение неограниченного количества различных учебников по конкретному предмету».

Из Отчета Всемирного банка и интернет-ресурсов, где описывается опыт зарубежных стран, следует вывод, что современные вызовы в образовании и изменения педагогических подходов к преподаванию и обучению требуют пересмотра и учебного материала печатных и электронных изданий. Содержание учебников и учебных изданий не должны быть компиляцией теоретического материала с набором шаблонных заданий, а отвечать интересам обучающихся (студентов) и содержать информацию познавательного и развивающего характера. Необходимость же альтернативных изданий продиктована тем, что в век информационного бума обучающиеся (студенты) могли иметь право выбора тех ресурсов, которые наиболее полно отвечают их интересам и потребностям. Обеспечить же, возможно, с учетом спроса и предложения на рынке учебникоиздания. Однако же, учитывая отечественный опыт издания школьных учебников,  который в последние годы претерпевал жесткую общественную критику из-за сомнительного качества содержания, возможно введение базовых и альтернативных (рекомендуемых) учебников, утверждаемых уполномоченным органом (Министерством образования и науки). В перечень базовых учебников входят учебники и УМК, получившие наиболее высокую оценку по результатам экспертизы и общественной оценки, после рассмотрения Республиканской предметной комиссией. И 2-3, но не более, альтернативных издания, рекомендуемые РПК для включения в Перечень и утверждения МОН РК. Необходимость в альтернативных учебниках также продиктовано разнообразием видов и типов школ, широким распространением инклюзивного образования. Замечание и пожелание педагога инклюзивного образования об исключении в наименовании учебного издания предложения «для детей с ограниченными возможностями» предполагает определение единой формы написания наименований учебников, с разделением лишь типа и вида предоставления образовательных услуг.

Нормативное закрепление альтернативных учебников, несомненно, повысило бы и конкурентную борьбу между издательствами, что повлияло бы и на качество содержательного контента учебных ресурсов, через изменение требований к издательствам по повышению внутрииздательской ответственности.

Учебник пока является основным ресурсом, функция которого направлена на «обеспечение условий для воспроизведения учащимися анализа и содержательного обобщения свойств изучаемого предмета». Важно обеспечение такого качественного содержания, которое будет направлено на развитие обучающегося через различные формы и методы, обеспечивающие достижения цели обучения в соответствии с учебной программой. А также активизирующие умственную и познавательную деятельность, мотивирующие на дальнейшую самостоятельную работу и поиск решения проблем.

Данагуль СМАКОВА,
ведущий эксперт Лаборатории методологии учебника
РНПЦ «Учебник» МОН РК

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий