Гаджеты в руках ребенка: быть или не быть?
В день космонавтики в Казахстане прошел большой марафон по соревновательной дошкольной робототехнике. Наша газета писала об итогах чемпионата Казахстана и его организаторах. Сегодня же мы решили пригласить к разговору руководителя образовательного проекта «ДОШКОЛКА.KZ» Ассоциации производителей и поставщиков учебного оборудования РК «KAZDIDAC» Сергея САГИТОВА.
– Сергей Юрьевич, IT-технологии в детских садах встретишь не часто. Как вы считаете, почему?
– Моя точка зрения основана на 4-хлетнем опыте работы образовательного проекта «ДОШКОЛКА.KZ Ассоциации производителей и поставщиков учебного оборудования РК «KAZDIDAC».
Да, действительно, несмотря на то, что об обучении IT-технологиям в системе образования говорят много (и это совершенно правильно!), система дошкольного образования практически игнорирует это важнейшее направление. Ведь если считать, что дошкольное образование – это фундамент системы образования, то знакомство с современными технологиями и должно происходить в самом раннем возрасте.
Налицо еще один странный парадокс. Работники системы дошкольного образования даже не понимают, в каком виде в детский сад должны попадать элементы IT-технологий, ожидая чего-то «неземного»…. А ведь всё намного проще! Единственно правильное решение в «дошколке», когда IT-технологии попадают в сады в виде… игрушек! Конечно, не обычных игрушек, а игрушек современных, игрушек XXI века, т.е. дошкольной робототехники.
Поразительно! Каждый год государство выделяет на закупки игрушек огромные средства. Но тратятся они на приобретение игрушек прошлого века, т.е. тех, с которыми играли в детских садах мы, сегодняшние взрослые, наши уже выросшие дети, наши родители…
За последние несколько лет ситуация с дошкольной робототехникой кардинально изменилась. Дошкольные роботы для детского сада сегодня – это отнюдь не роботы для начальной школы! Хотя по-прежнему ушлые предприниматели, пользуясь недоинформированностью детсадовских работников, пытаются «всучить» в сады роботов для начальной и даже для средней школы.
Вторая крайность – это когда легоконструкторы для дошкольного возраста называют роботами и этим ограничивают свои устремления, успокаиваются и не двигаются вперёд.
А ведь существует огромный ассортимент настоящих программируемых роботов для детского сада, для возраста 4-6 лет.
Кроме того, за 4 года работы над концепцией внедрения робототехники в детские сады мы многому научились. Мы разрабатываем собственные образовательные продукты. Уже всем известны популярные учебно-методические комплексы «Алгоритмика мышонка» и «Соревновательная алгоритмика мышонка». Разработаны новые комплексы «Алгоритмика Ботлика», «Забавная алгоритмика», «Звёздный путь». Оригинальные методики позволяют работать с программируемыми роботами в духе STEM-образования.
– Современные дети, принято говорить, рождаются «с компьютерами в голове». Вы с этим согласны? И надо ли поощрять увлечение детей гаджетами или, наоборот, ругать их, что вечно сидят в телефонах?
– Термин «программируемые» нельзя и недооценивать, но и не следует пугаться.
Наша точка зрения – в «дошколке» программирование должно быть всегда без компьютера. Так называемые «логороботы» программируются кнопками, другие роботы программируются с помощью специальных кубиков, блоков, карточек. Но использование планшетов, сотовых телефонов мы не отрицаем, потому что многие модели роботов способны очень интересно взаимодействовать с детьми с использованием очень интересных приложений. Вот и ещё один гармоничный, последовательный шажок к школьному, компьютерному программированию, к школьным IT-технологиям.
Наверное, это и есть ответ на вопрос, хорошо или плохо, когда дети «сидят» в компьютере. Зависит от того, с какой целью «сидят». Если только для того, чтобы играть в «стрелялки» и потому что мамочке так легче освободиться от воспитания, то это недопустимо. Но если использовать планшет для изучения алгоритмики, для управления роботами, то это и увлекательно, и полезно.
– Тем не менее, о робототехнике много спорят – есть те, кто сомневается в ее эффективности для детей. А как считаете вы?
– Если говорить об эффективности, то прежде всего хочется говорить об эффективности для государства и для общества. Огромные проблемы с инженерно-техническими кадрами в стране. Отсутствие грамотных специалистов, создающих индустрию и работающих в индустрии…Бессмысленные попытки воздействовать на систему образования «не с того конца» – пытаться из тысяч случайных неподготовленных детей в вузах сделать инженеров…
Система образования как бы повернута с «ног на голову». И нет места простой результативной схеме: развиваем дошкольное образование, вкладываем средства в детские сады, оснащаем их только современными игрушками, учим и переучиваем педагогов с учетом требований современности, правильно профессионально ориентируем детей, изучаем конструирование, робототехнику. И все это, как и положено в «дошколке», играя. Играя, изучаем алгоритмику и в духе STEM-подхода, с помощью алгоритмики и робототехники изучаем другие предметы, образовательные области. Или, играя, изучая все предметы, ненавязчиво изучаем алгоритмику. Всё гармонично, мягко, играя… Как результат: школа принимает уже подготовленных детей и продолжает их профессионально ориентировать, вуз принимает уже профессионально ориентированных, настроенных, технически подготовленных детей и выпускает качественных инженеров.
Т.е. начинать революционные преобразования в образовании надо именно с дошкольных учреждений. А не превращать педагогов в сторожей с дипломами о педагогическом образовании.
Увы, в настоящее время к нам еще не повернулись лицом управления образований – прошедший 12 апреля марафон по соревновательной дошкольной робототехнике показал, что мы все еще продолжаем вариться в собственном соку, ни одно управление не поддержало наш проект. Хочется надеяться, что со временем ситуация изменится в лучшую сторону.
Ну, и скажу главное: алгоритмика – это не только наука воздействия на робота. Алгоритмика в «дошколке» – это воспитание правильного человека. Человека «своего слова» и человека дела. Человека, планирующего и выполняющего планы. Человека, понимающего и уважающего правила, законы. Человека анализирующего, системного. То есть человека XXI века!
Мира АЗИЗОВА
Загрузка...