Самостоятельная деятельность учащихся
Сельская малокомплектная школа, обладая определенными особенностями педагогических условий, школьных проблем и путей их разрешения, является нестандартной по сравнению с остальными типами школ.
Эти школы, с одной стороны, требуют изменения структуры учебного процесса, а с другой стороны, создают прекрасные условия для эффективности индивидуализации и дифференциации учебного процесса. Так как в малокомплектной школе основной объем заданий выполняется учащимися без помощи учителя, необходимо осуществлять на отдельных этапах урока дифференцированное обучение для того, чтобы организовать продуктивную деятельность учащихся. Задания для групп отличаются не объемом, а типом конструкции, что способствует не только повышению интереса к учебной деятельности, но и поднятию уровня продуктивности деятельности у всех учащихся.
Являясь одним их составных органических элементов учебного процесса, самостоятельная деятельность учащихся в совмещенном классе должна проводиться планомерно и систематически на каждом уроке и на различных ее этапах. Тщательно продуманная методика проведения самостоятельных работ ускоряет темпы формирования у учащихся умений и навыков практического характера, это, в свою очередь, оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков. На первых порах она носит характер подражания, большей частью выполнения заданий по аналогии, по образцу. По мере приобретения школьниками навыков самостоятельной работы все больше включаются задания, требующие активности мышления, нестандартного подхода к их решению. Включение учащихся в различные виды самостоятельных работ развивают у учащихся навыки учебного труда, формируют такие личностные свойства, как организованность, самостоятельность, усидчивость, трудолюбие, требовательность к себе и другим, дисциплинированность.
Организация активной познавательной деятельности в ходе самостоятельного приобретения знаний учащимся является одним из основных требований, предъявляемых к учебному процессу в условиях перехода казахстанского образования на обновленное содержание образования.
Через самостоятельную работу учитель должен формировать у учащихся общеучебные умения: это быстрое чтение, конспектирование, реферирование, планирование предполагаемой работы, умение отбирать необходимый материал, сопоставлять факты, результаты своей работы, контролировать свои действия, контролировать точность высказываний мысли, графически изображать мысль, воспринимать и строить цепь суждений, формулировать одну и ту же идею в различных вариантах, рефлексировать способы своей деятельности и т.д.
В малокомплектной школе на самостоятельную работу отводится 2/3 времени урока, а на работу под руководством учителя – только 1/3. Одновременность занятий нескольких классов в одном помещении определяет структуру урока, организацию деятельности учителя и учащихся. Учитель должен рационально чередовать самостоятельную работу учащихся с работой под непосредственным руководством учителя. Таким образом, в классе проходят 2-3 самостоятельные работы. Продолжительность самостоятельной работы одного класса зависит от времени, необходимого для работы учителя с другим классом. Отсюда следует, что объем самостоятельной работы одного класса зависит от содержания деятельности учителя с другим классом.
Таким образом, целенаправленная организация самостоятельной работы на уроках воспитывает выпускника малокомплектной школы способного к обучению в течение всей жизни.
Алия ИМАНОВА,
заместитель директора
ФАО «НЦПК «Өрлеу»
ИПК ПР по Акмолинской области»