Экзамен без тревог!

Подходит к концу очередной учебный год и перед выпускниками школ стоит серьёзный выбор – куда пойти учиться, в какой ВУЗ поступить и как морально подготовить себя к первому в жизни серьезному испытанию – сдаче Единого национального тестирования? Очевидно, что на плечи подростка в этот период ложится огромная психологическая нагрузка и справиться с ней должны помогать в первую очередь педагоги. О том, как правильно это делать, на что стоит обращать внимание, а от чего нужно отказаться я расскажу в этой статье.

Елена ПЕТРЕНКО

Выпускные школьные экзамены ребенка для поступления в ВУЗ – непростое испытание для семьи. Это событие может вызывать много чувств, как негативных, так и позитивных, много тревоги, много вопросов. Его успешная сдача всегда требует огромных усилий при подготовке учебного материала, а положительный эмоциональный настрой, уверенность в собственных силах, умение находить и использовать ресурсы (в том числе и личностные) вносит существенный вклад в результаты ЕНТ. В этой статье я поделюсь опытом работы по психологической подготовке учащихся к тестированию. ЕНТ – это уже реальность в нашем образовательном пространстве. И эта реальность прочно обосновалась, твердо заняла свою позицию, несмотря на то, что до сегодняшнего дня имеет своих сторонников и противников, и продолжает лихорадить ежегодно учителей, учеников и их родителей.

В первую очередь педагогам и родителям необходимо помнить, что выпускник школы это все равно еще ребенок, который хочет, чтобы им гордились родители, друзья, в тоже время всегда присутствует страх «Если я не смогу? Если не оправдаю надежд?». Каждый второй вчерашний школьник внутренне сталкивается с тревогой, паникой, боязнью ошибиться. Этот спектр эмоций вполне естественная человеческая реакция на что-то новое, еще не освоенное ребенком. В первую очередь родители и педагоги (как сформировавшиеся личности, заинтересованные в будущем детей): классные руководители и учителя-предметники должны выступать в роли своеобразных создателей эмоционального фона развития личности учащихся. Несмотря на то, что ЕНТ уже не отличается от привычной формы проверки знаний, проблема психологической подготовки выпускников к аттестационным технологиям не теряет своей актуальности из года в год, да и постоянные изменения, как в структуре теста, так и в его содержании, заставляют учителя в первую очередь работать над психологической составляющей экзамена. В процессе школьники могут испытывать негативные эмоциональные переживания, тревогу, нервно-психическое напряжение, хроническую усталость, ухудшение соматического состояния, снижение познавательной активности, продуктивности учебной деятельности. В отличие от традиционных экзаменов к которым привыкли современные родители, на ЕНТ старшекласснику не предлагается перечень тем и вопросов, от него требуют знания всего учебного материала. Это вызывает чрезмерное волнение у выпускников. Порой их пугает большой объём материала, появляется чувство страха дефицита времени, мешает неумение распланировать и рационально распределить учебный материал, определить ежедневную нагрузку. Некоторые родители считают, что их детям для перестраховки нужно учить как можно больше предметов, чтобы повысить шансы и выбрать лучший вуз. Сразу следует предостеречь: чрезмерная нагрузка на выпускника и «распыление» его сил практически всегда приводит к снижению результата на ЕНТ. Сама процедура вызывает психологические трудности у ряда старшеклассников. Подростки со слабым типом нервной системы не могут в течение всего экзамена поддержать требуемый уровень работоспособности, тревожные старшеклассники испытывают повышенный уровень напряжения в условиях ограничения времени. В зависимости от доминирования типа сенсорной системы восприятия, подростки с разной степенью реагируют на визуальные и аудиальные задания: некоторые склонны к восприятию информации на слух, эту задачу усложняет визуальная форма заданий.

Родителям необходимо учитывать индивидуальные особенности своих детей, при возможности консультироваться с соответствующими специалистами. Важно чтобы на протяжении всего этого периода – учителя оставались рядом на позиции старших товарищей, всегда с пониманием реагировали на проявление тревожности выпускника. Основным условием успешности сдачи ЕНТ является рациональная и правильная индивидуальная стратегия подготовки старшеклассника, подбор эффективных и полезных приёмов и способов, позволяющих реально получить наилучшие результаты на экзаменах. С этой целью выпускник должен осознать свои сильные и слабые стороны, оценить свой опыт принятия решений, понимать свой стиль учебной деятельности, максимально использовать ресурс долговременной смысловой памяти, опереться на собственные возможности мышления, оценить работоспособность. Тогда появится уверенность в своих силах и установка на высокие достижения и успех.

Существует множество психологических методик, которые помогут всем участникам образовательного процесса помочь выпускнику не только справится с эмоциональным фоном, но и достичь максимум своих результатов. Давайте рассмотрим их подробнее.

Формы работы с учащимся:

В первую очередь нужно уметь говорить с подростком. Даже если внешне состояние кажется спокойным – поддержка и помощь никогда не будет лишней. В непринужденной, ни к чему не обязывающей форме вы можете предлагать различные методики расслабления, психологической профилактики стрессовых состояний. Очень эффективны в этой ситуации тестовые материалы направленные на изучение развития внимания, памяти, мышления и волевой саморегуляции выпускников. А именно: тесты на развитие внимания («Определение объема внимания», «Выявление уровня устойчивости и переключения внимания», «Корректурные пробы Бурдона»). Для диагностики объема оперативной памяти отлично подойдет тестирование «Цезарь». Педагогам для помощи старшеклассникам советую ознакомится с тестом-опросником А.В. Зверьковой и Е.В. Эйдмана «Определение уровня развития волевой саморегуляции».

В целом, подготовка к ЕНТ предполагает следующие формы психологической работы с выпускниками школы: групповые занятия-тренинги; игры – детализации (овладение процедурой ЕНТ на симулированном материале, проигрывание ситуаций его сдачи); индивидуальные консультации; формулировка рекомендаций (по группе учащихся и индивидуально). Групповые занятия с выпускниками включают в себя: ознакомление с процедурой и спецификой ЕНТ в аспекте психологической подготовленности учащихся; освоение простейших релаксационных техник (аутотренинг и т.д.) для снятия эмоционального напряжения во время тестирования.

Очень эффективны будут освоенные методы дыхательной гимнастики, визуализации планов и желаний, умении расслабиться в самый тревожный момент. Все эти способы широко освещены в интернете, надо лишь выбрать те методы и формы, которые будут близки и комфортны для работы как педагогу, родителю, так и самому выпускнику.

Нельзя постоянно заниматься. Жизнь должна идти как прежде – в ней должно быть место любимому хобби, прогулкам на свежем воздухе – устойчивая комфортабельная среда вокруг подростка – уже половина успеха.

Поддержка близких – ключевой фактор успеха

Психологическая поддержка – это один из важнейших факторов, определяющих успешность ребенка в сдаче единого государственного тестирования. Как же самым близким людям поддержать выпускника? Поддерживать ребенка – значит верить в него. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Другой̆ путь – научить подростка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты сможешь это сделать». Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты знаешь это очень хорошо». Поддерживать можно посредством прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражения лица. Этап сдачи экзаменов — это такой период, когда родителям нужно быть одновременно твердыми и добрыми, но не выступать в роли судей. Поддерживать своего ребенка, демонстрировать, что понимаете его переживания. Не повышать тревожность ребенка накануне экзаменов – это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный̆ момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей̆ может эмоционально “сорваться”. Необходимо подбадривать детей, хвалить их за то, что они делают хорошо, повышать их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудач, тем более вероятности допущения ошибок.

Наблюдаете за самочувствием ребенка, никто, кроме родителей, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с переутомлением. Контролируете режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал. Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга. Помогите детям распределить темы подготовки по дням. Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический̆ материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый̆ материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом. Накануне экзамена нужно обеспечить ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться. Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее: пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу; внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл. Если выпускник не знает ответа на вопрос или не уверен, пропустить его и отметить, чтобы потом к нему вернуться.

В заключении я хотела бы особо отметить, что сдача экзамена всего лишь первый шаг на пути к большой взрослой жизни. Результаты ЕНТ всегда разняться: у кого-то больше, у кого-то меньше баллов. Научите ребенка понимать, что, если он не достиг своей планки один раз – это лишь говорит о том, что в жизни будет еще много экзаменов и много попыток постараться сделать результат лучше. В любом случае каждый выпускник интересен, индивидуален и перспективен – главное поддерживать его в любых ситуациях! Важно помнить, что это всего лишь экзамен, дайте ребенку понять, что все можно исправить. Такой поддержкой вы не допустите нервных срывов у подростка, ведь самое главное – это жизнь и здоровье выпускника!

Елена ПЕТРЕНКО,
директор КГУ «Региональный центр психологической поддержки
и дополнительного образования» Управления образования акимата Костанайской области,
кандидат
педагогических наук,
Доктор Философии (PhD), психолог высшей категории

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий