Какая школа лучше?
Что такое школа? По сути – это образовательная организация, предоставляющая услуги по обучению. В зависимости от сложности и углубления предоставляемых услуг меняется и статус школ, что мы и наблюдаем, начиная с 90-х годов.
Все мы помним середину 90-х ХХ века, когда оптимизировали школы, сокращали учителей или они уходили сами в поисках заработка. В школе оставались самые стойкие и преданные любимому делу, месяцами, годами не получая заработной платы. Ночами при керосиновой лампе проверяя тетради, потому что отключали электричество или подавали веерно. К концу 90-х проблеск «светлого будущего» овладев душами и сердцами энтузиастов-учителей, неравнодушных родителей, преобразовывает уже почти разваливающиеся здания снова в храмы знаний. Истосковавшиеся по «светлым, добрым и разумным всходам» учителя возвращались в свежевыбеленные стены родных пенатов – школ.
А тем временем, чиновники от власти и от образования, после первых «десантов» в ближнее и дальнее зарубежье, вооружились международными стандартами и стали перекраивать местное образование. Сначала был переход на 11-летку после реформ конца 80-х. Потом новые стандарты 1994-го года. К середине 2000-х взят курс на 12-летку. Изучение, разработка, эксперименты… Школы искали пути выживания, воскрешения, эксперементируя, заявляя, пробуя. Хорошее добротное образование стало востребованным.
Как грибы после дождя стало расти количество школ – гимназий, лицеев, международного уровня, появились НИШ, КТЛ (после БИЛ), религиозные школы, развивающие школы и центры, профильные школы, специализированные школы, для одаренных и так далее. Так как последние образовывались с целью, со смыслом, с поддержкой, то среди всех самыми сомнительными, подходящими статусу, являлись, да и являются, на мой взгляд, гимназии и лицеи. Если большинство думает, что озадачились статусом образовательного учреждения, то думаю, что ошибаются. Статусом озадачились единицы, которые действительно преследовали целью предоставление качественных образовательных услуг, расширения программы дополнительного обучения, направленного на всестороннее развитие детей с учетом их интересов. Но таких школ-энтузиастов было по пальцам пересчитать. Зато предприимчивые ухватились за эту соломинку решения проблемы с низкой заработной платой и всеми правдами и неправдами, рисуя результаты и показатели, изменили назначение с общеобразовательной школы на гимназического или лицейского направления. Даже не вдаваясь в суть их направления. Так, называясь гимназией реализовывали стандарт естественно-математического профиля, а будучи лицеем, держались на плаву за счет численности восполняемой общеобразовательными классами. И теперь ребенок-гуманитарий, желающий готовиться по всемирной истории или английскому, чтобы стать социологом, едет через весь город в другую школу, потому что «дворовая» школа стала лицеем и предпочитает готовить Пифагоров и Ньютонов, фыркая при одном упоминании Вольтера или Канта. А мы говорим об индексе детского счастья, их безопасности и доступном образовании для каждого.
О результатах и показателях вообще отдельная история. В недалекие «совковые времена», отчитываясь о выполнении учебной программы и результатах обученности обучающихся, мы расписывали, насколько дети усвоили программу, применяя выражения «критический», «допустимый», «средний», «выше среднего», «высокий» – уровни достижения результатов, соответственно оценивающиеся процентным соотношением. Соответственно, для гимназий и лицеев, уровень достижения результатов качества был выше среднего. А еще плюс к нему рейтинги олмипиад, ЕНТ, ВОУД, конкурсов, качества педагогических кадров и так далее. Нет, это неплохо, а наоборот хорошо! Но! Невыполнение требований или «отставание» от общего потока наказывалось. Что и вызывало приписки и подтасовки.
Так насколько необходимы сейчас гимназии и лицеи? Может, все-таки переведем все школы в один статус – общеобразовательные?! Чтобы каждый ребенок получил доступ в школу рядом с домом – безопасно, доступно и эономно во времени, расходе энергии и сил. А школам предоставить равные возможности реализации образовательных программ и удовлетворения спроса на услуги. Тогда и подушевое финансирование будет оправданным. Продумать преодоление дефицита и профицита ученических мест в больших и малых городах, аулах, переведя всех в разряд государственных школ, где основная услугу будет оказываться преимущественно на государственном языке. Заполнятся полупустующие школы с русским языком обучения. А если уравнять учителей не разделяя по языкам обучения и предоставить право деятельности на равных условиях и на любом языке, то и вопрос с дефицитом педкадров будет решен. Главное – создать условия и мотивировать педагогов.
Разделить по уровням обучения – начальные, основные полные и средние продвинутые. Тогда и можно будет говорить о профильных лицеях и гимназиях. И не придется ломать головы заполнением колледжей и профессионально-технических школ. Потому что отдельные начальные школы, причем полного дня, позволят родителям не беспокоиться за безопасность своих детей. А основные школы, находящиеся близко к дому или в микрорайоне, обеспечат равный доступ не только к основному образованию, но и дополнительному, сэкономив время ребенку на проезды и перекусы. И даже помогут определиться с выбором дальнейшего обучения – в профессиональных учебных заведениях или профильной школе.
В любом случае, наше образование маленькими шажками делает настойчивые продвижения. И решение проблемы дефицита школ, думаю, не заставит себя долго ждать. Главное – воля и желание исполнительных органов.
Дана Рау
Загрузка...
Уважаемый автор, родом из Совка. В чем ваше удобство -в очередной уравниловке и упрощении? Прописки? Это болезнь нашей жизни. А вот кадры- это глобальная проблема, упущены десятилетия качественной подготовки, начиная с того, кто шёл в педагогические заведения, кто и как готовил? И сегодня, самое ценное для учителей в Статусе – это зарплата и по старинке оправдывают себя, свой низкий профессионализм, больше 60 процентов этим аргументом. Хотя у всех выше средней по стране. Никакой чёткой дифференциации, ибо часто на аттестации одни “приписки” в применении инноваций, в публикациях никому не нужных материалов, об этом говорит низкое качество образования всех и вся. Хотелось бы и от вас эффективных идей, а не очередной критики.
Удивляет настолько ограниченный подход к обсуждению! Разве краеугольным камнем современного образования является стопроцентная трудоустоенность не устроенных профессиональных кадров? Что за патологическое стремление всех усадить за один “усреднённый стол”, всех уровнять!? От таких педагогов, как автор статьи, веет нафталином и керасином! Человек совершенно не понимает ,что изменились подходы к процессу образования! Изменился инструментарий и стратегии! Давно изменился Мир!!! Читая содержание статьи становится ясно,что автор не задаётся вопросом изучения и освоения в личной педагогической практике инновационных стратегий и методов современного образования! Приходится признать,что с такими учителями как автор данной статьи, скучно учиться в школе! Какой она ни была бы – общеобразовательной, либо, так ненавистной автору,- лицеем или международным учреждением образования!
В начале своей статьи автор соглашается с, по сути, преступным понятием – “услуга”!!! Тогда, когда уже весь прогрессивный педагогический мир вдумчиво старается избавиться от этого рыночного пережитка, не свойственного для сферы образования!
Во времена, о которых автор статьи вспоминает с благоговением,- когда ещё живы были глубокие традиции советской школы, существовала строгая практика цензуры для публикаций! Думаю,что было бы уместно возродить эту традицию с целью, ограничить публичное пространство от статьей и рассуждений такого низкого качества и содержания!