ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ, ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ – ЧРЕЗВЫЧАЙНО АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ

История человечества, как известно, неразрывно связана с историей природы. Ведь, если вспомнить, многие известные деятели культуры источник своего вдохновения видели и видят в общении с миром природы, а крупнейшие ученые определяют в качестве прорывных сфер развития науки область биотехнологий. И таких примеров масса.

Что же такое природа?  Как она влияет на развитие общества? Является ли человек частью природы? Философы, поэты, художники, ученые всех времён и народов пытались найти ответы на эти и другие вопросы. Но реалии сегодняшнего дня говорят нам о том, что именно сейчас человечество оказалось перед выбором – стать более цивилизованным, нравственным, просто более разумным, либо погубить и себя и жизнь на планете. Сегодня особенно остро стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе. Этого нельзя достигнуть без соответствующего образования подрастающего поколения, без формирования экологической культуры личности и общества.

Отсюда становится очевидным значение воспитания у наших детей всей гаммы отношений к природе и включения детей и молодежи в различные виды взаимодействия с ней.

О том, что сегодня важно обратить внимание на  проблемы экологии, которые становятся все более актуальными с общественной точки зрения, о необходимости экологического образования в высших учебных заведениях и школах, воспитания у подрастающего поколения уважения и должного восприятия об экологии родного края, неоднократно подчеркивал в своих выступлениях Президент нашей страны Токаев К.К.

Понимая важность поставленной задачи, организациями образования республики проводится определенная работа. Конечно, формирование у детей экологического сознания, ответственного отношения к природе – это весьма сложный и длительный процесс.

И здесь особенно велика роль школы, которая может и должна воспитывать у ребят чувство сопричастности к природе, ощущение ее красоты, не позволяющее относиться к ней потребительски, бездушно, беспечно или жестоко.

А вот усилить практическую направленность всего процесса экологического образования, способствовать формированию экологической культуры учащихся сегодня возможно не только на уроках, но и через организацию внеурочной деятельности.

В прошлом году МОН РК была разработана Программа классных часов по экологическому образованию для учащихся 1-11 классов. В ее составлении и обсуждении принимали участие учителя школ, педагоги организаций дополнительного образования эколого-биологического направления, а также соавторы учебника «Биология», представители Вузов. Примечательно, что программа составлена на основе эколого-краеведческого содержания и интеграции школьных дисциплин, является логическим дополнением к изучению предметов «Естествознание, Познание мира, Биология, Химия, Физика, География». Ценность этого документа в том, что большое разнообразие интересных форм проведения классных часов, тем: «Азбука юного эколога», «Путешествие в мир экологии», «Я познаю мир», «Воздух – великий невидимка», «С любовью к животным», «Мусор – монстр ХХ1 века!», «Природа не прощает ошибок», «Каспийский тюлень – наша гордость!», «Я и экология», «Экология и здоровье человека» и др.  позволяет школьникам становиться активными участниками процесса обучения и воспитания.

Важную роль в формировании основ экологической грамотности, становлении  экологического сознания подрастающего поколения играют наши внешкольные организации.

Сегодня в республике 11 центров и станций юных натуралистов и экологов, 38 станций и центров юных туристов и краеведов, 190 дворцов, домов школьников, в которых открыты кружки эколого-биологического направления для более 150 тысяч мальчишек и девчонок. Во многих общеобразовательных школах действуют филиалы этих организаций.

Учитывая большие возможности дополнительного образования в воспитании подрастающего поколения, принимаются конкретные меры.

Для того, чтобы внеклассные занятия были интересны и не утомляли детей, педагогами дополнительного образования разрабатываются собственные интерактивные методики, предусматривающие смену видов деятельности: познавательная, игровая, творческая, трудовая, исследовательская.

На территориях центров и станций имеются теплицы, учебно-опытные участки, лаборатории, питомники, альпинарии, дендрарии, музеи-лаборатории экологического моделирования, живые уголки, оранжереи, которые являются практической, исследовательской базой для кружковцев, учащихся школ областей и городов, студентов ВУЗов. Особой популярностью пользуется водная экспедиция школьников «Жайық – Урал». За прошедшее время она преобразовалась из агитационно-пропагандистской акции в комплексную туристско-экологическую экспедицию со своей системой и структурой, стала мощным стержнем экологического движения, объединяющего значительное количество молодежи Западного Казахстана. Интересен опыт проведения внеклассных мероприятий среди школьников педагогами дополнительного образования этой области: «Брейн-ринг экологическая интеллектуальная игра»; «Экомастерская»; «Практическое занятие по использованию природных и бросовых материалов; «Лучший зеленый уголок по внутреннему озеленению»; «Лучшая школьная теплица».  Решая задачу экологизации образовательного процесса, областной эколого-биологический центр Управления образования ЗКО работает над созданием единого экологического образовательного пространства. Одним из первых шагов стала разработка экологических проектов «Экошкола», «Экосад». Проекты реализуются в 19 школах и 11 детских садах.

Экологический проект «Экосад» направлен на формирование и воспитание экологического сознания подрастающего поколения, осознанное отношение к природе, развитие творческих способностей дошкольников, чувства ответственности каждого за чистоту окружающего мира, формирование чувства заботливого хозяина, патриота.

Экологическое воспитание – это единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. Это хорошо понимают в областном детском биологическом центре г. Семей Восточно-Казахстанской области. Сегодня здесь в 57 кружках занимаются  более 800 детей. Уникальный растительный мир, представленный свыше 100 видами комнатных цветов, 36 видами овощных культур, 30 видами лекарственных растений, 30 видами плодово-ягодных насаждений, привлекает внимание не только детей, но и взрослых.

Проведение массовых экологических акций и мероприятий, участие в международных экологических акциях «Час Земли», «Хранители воды» с ежегодным охватом более 12 тысяч школьников города и пригорода позволяют обратить внимание общества на проблемы ресурсосбережения, формируется культура духовных отношений к природе, в частности «Чувство меры» к природным богатствам земли.   Успешно реализуется проект «Зелёная школа» на Станции Зыряновского района Восточно-Казахстанской области. Зелёные патрули каждой организации образования составляют диагностические карты по количеству и состоянию растений, требуемых для озеленения территорий и школьных дворов.

ЭкоКванториум  Детского эко-техноцентра «Аксу» г. Аксу Павлодарской области – это новая модель дополнительного образования дает возможность кружковцам участвовать в научно-исследовательских проектах биолого-химического профиля, а также знакомиться с рядом  дисциплин, не рассматриваемых в базовом школьном курсе (биохимия, биотехнология, генетика, генная инженерия).

В распоряжение юных экологов и натуралистов во  Дворце школьников Северо-Казахстанской области предоставлены  лаборатория современных биотехнологий (гидропоника, аквапоника), лаборатория биологии для исследования флоры и фауны, проведения анализа воздуха, воды, почвы на определенной местности, лаборатория химии с высокотехнологическим оборудованием, которое позволяет проводить исследования, делать анализ воды, воздуха, почвы, «Миниатюрные оранжереи» – флорариумы для нетрадиционных способов выращивания растений.

С целью привлечения молодежи в дело сохранения, восстановления и приумножения лесов, озеленения городов и районов, благоустройства территории с 15 апреля т.г. среди организаций образования Акмолинской области стартовала  «зеленая» акция «Сохраним и приумножим!»

В рамках Республиканского форума юных краеведов, экологов и натуралистов «Табиғатты аяла» ежегодно проводятся десятки экспедиций и экскурсий по самым различным маршрутам, в которых участвуют тысячи юных экологов и их взрослых наставников. Проводятся разнообразные турниры, слеты и прочие акции в сфере экологии, геологии. В текущем году с целью вовлечения максимального числа участников в организованную, полезную и творческую работу по экологическому образованию нашим центром инициирован еще один увлекательный и полезный республиканский образовательный проект «Измерь свой углеродный след!». В рамках проекта будут проводиться массовые мероприятия, экологические акции по вопросам раздельного сбора отходов и других вторичных материальных ресурсов «Кто, если не мы!», «Люди вместе – мусор раздельно», «Уменьшим углеродный след!», «Посади дерево – подари Планете жизнь», квесты,  беседы, классные часы, экскурсии, лектории, работа с родителями, выездные мероприятия, экологические выставки, конкурсы. Все мероприятия проекта нацелены на формирование устойчивого убеждения и желания делать добрые дела, помогать друг другу, уважать окружающих людей, любить Родину, отчий край, любить и беречь окружающий нас мир природы, что приведет к улучшению углеродного и экологического следа человека на Земле.  

Экологическое воспитание, формирование основ экологической грамотности – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени и является одним из приоритетных направлений работы с нашими школьниками. Хорошо понимая важность экологических проблем, педагоги дополнительного образования республики постараются сделать все для приобщения подростков к экологической культуре,  воспитанию  нравственного отношения к миру, формированию у них ценностных установок, особой морали взаимоотношений с окружающей средой.

Раиса Шер,

директор РУМЦДО МОН РК

 

Фото: Талгат Аханов

 

     

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий