ADKAR в профессиональном развитии педагогов
Основным направлением современной школы является развитие профессиональных компетенций педагогов, в том числе и развитие подходов управления изменениями. Существующие подходы и стратегии управления изменениями активно внедряются не только в сферах экономики, бизнеса и т.д., но и в образовании. Одной из таких стратегий является модель ADKAR.
Приведу пример использования данной стратегии в оценивании процесса рефлексии. Целью данного исследования было оценить уровень развития навыков рефлексии педагогов. Были определены 4 группы педагогов согласно модели ADKAR.
В первую группу вошли 14 педагогов, основная часть которых вновь прибывшие педагоги (17,9%), которые находились на уровне осознания рефлексивной практики. На этапе «Осознание» в качестве «Коммуникации» с ними были проведены личные встречи с ментором о важности процесса рефлексии и составлена «Дорожная карта». «Дорожная карта» явилась индивидуальным планом педагогов для достижения поставленной цели с использованием инструмента «Коучинг». Педагоги на данном этапе осознали потребность в проводимых изменениях.
Во вторую группу вошли 30 педагогов (38,4%). Опрос показал, что они хотят научиться правильно рефлексировать. С ними были проведены коучинги, обсуждение книги Безяевой «Думающий учитель», рефлексированные дневники других педагогов.
В третью группу вошли 28 педагогов (35,8%), которые владеют навыками рефлексии. В основном это были сертифицированные педагоги второго и третьего уровней, которые провели серию коучингов.
В четвертую группу вошли пять педагогов (7,8%), которые используют навыки рефлексии в ежедневной практике. Результаты оценивания показали, что один педагог из уровня «Осознание» перешел на уровень «Желания» и двое из уровня «Желания» на уровень «Знания». Опрос показал, что они хотят научиться правильно рефлексировать. При работе с педагогами использовались инструменты «Коучинг» и «Управление сопротивлениями».
На этапе «Знания» педагоги получили необходимый объем новых знаний, а на этапе «Способности» педагоги отрабатывали рефлексивные навыки на примере ведения рефлексивных дневников и проведения конкурса рефлексивных статей по прочитанной литературе. Самым сложным этапом является «Закрепление», где педагоги в ежедневной практике использовали полученные навыки. В процессе исследования проводился мониторинг, который позволил отследить, на каком этапе находится каждый педагог, выстроилась индивидуальная траектория развития каждого педагога. Результаты контроля показали, что при использовании инструментов модели ADKAR педагоги могут переходить из одного этапа в другой, тем самым повышая свой профессиональный уровень.
Карлыгаш ДОСМАГАМБЕТОВА,
директор средней школы №29
г. Нур-Султан