Статус педагога: ожидания и реальность – 2

«Знаете, почему у нас такое низкое качество производительности труда во всех сферах, в том числе и в образовании? Ограничена свобода и отсутствует, вследствие чего, творчество. А двигатель прогресса не только реклама, а предшествующая ей творческая деятельность»

Наверно думаете, что автор, то бишь я, помешалась на теме статуса педагога?!

Полтора года назад, когда еще разрабатывался закон, я составляла целые сравнительные таблицы, правила их, изменяла, дополняла аргументами, отправляла снова. Приглашали на обсуждение и коммунисты, и альтруисты, и левые, и ультра-правые. Каждый преследовал лишь свою цель на политической арене власти.  А для нас – педагогов – было важно принятие такого закона, который бы не просто названием, а содержанием обеспечивал достойное положение педагога в обществе. Все мы знаем и понимаем, что образовавшийся вакуум в педагогической среде, который приходится ко второму десятку 2000-х, увеличил средний возраст педагогов примерно до 45-47-ми лет. Молодежь вообще перестала идти в педагогику или шли по остаточному принципу на государственный грант абитуриенты, каким-то образом набравшие хоть и  низкий, но порог в 50 баллов. Да и к тому же закрутившая организации образования в своих жерновах административная командно-бюрократическая система всеми возможными и невозможными способами породила отвращение к этой древнейшей и благородной профессии.

Кто, как не учитель, может знать о своих учениках столько, что даже порой родители не ведают? Кто, как не учитель, раскрывает мир перед взором своего ученика, даже не снаряжая корабли в бескрайние океаны? Кто, как не учитель может совершить полет в космос со своими учениками и кружить меж ярких звезд и планет, облетая миллиарды лет?! Кто, как не учитель, поможет ученику познать тайну появления жизни или понять силу притяжения?

Мне часто говорят, что ты все печешься за учителей? Вечно поднимаешь проблемы, которые они могли бы решить и сами, зарабатывая такие большие деньги. Вечно защищаешь их, а они неграмотные, диктаторы и так далее, и тому подобное. Я молчу, потому что отрицать бесполезно. Потому что отчасти правы. И здесь нельзя отрицать человеческий фактор.  Но это не значит, что учитель не нуждается в поддержке, в стимулировании, в поощрении. Тем более, что долгие годы педагогическая профессия не заслуженно была  обделена, лишилась социальных льгот и преференций. О пенсионном возрасте и выслуге лет промолчим, как тема табуированная «народными» избранниками.

Как бы ни ругали советскую власть, учителя моего возраста и старше помнят, что до середины 90-х годов учителя получали выплаты за выслугу лет. На время прохождения курсов через профком могли получить направление в санаторий-профилакторий, где с  60%-ной скидкой вместе с проживанием и обучением, во второй половине дня проходили обследование и получали лечение, вплоть до стоматологических услуг. В период педагогической деятельности моих родителей были бесплатными электричество и телефонная связь. Курортные путевки можно было получить не только внутри республики, но и в другие республики, и даже дальнее зарубежье. Помню, как наши сельские учителя могли выехать в Крым, Кавказ, города России. Существовали такие путевки – «Золотое кольцо России», «Золотое кольцо Востока» и другие. Бесплатными были и медицинский осмотр, и периодические обследования, ну и лечение, конечно. Я уже не говорю о льготах на коммунальные услуги. А в сельской местности, так вообще всяческую поддержку учителям не только в подвозе топлива, но и обеспечение кормами для живности.

Но вот я опять открываю Рекомендации ЮНЕСКО/МОТ о положении учителей за 1966 год. Как вы помните, в прошлые разы я знакомила сначала с документом и его положениями, затем затрагивала вопросы  профессиональной подготовки учителей и повышения квалификации, об условиях работы и профессионального роста в сравнении с нашими нормативными требованиями.  Если заинтересует, можете пройти по ссылке и сами изучить данный документ https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/—ed_dialogue/—sector/documents/normativeinstrument/wcms_493319.pdf .

Так вот, данный документ рекомендует проводить периодические бесплатные медицинские обследования учителей (ст.53). Отдельным условием рассматриваются создание условий именно для учительниц. Так, положения рекомендуют поддерживать женщин-учителей без ущемления в вознаграждениях или условиях труда. По беременности и родам у нас обеспечивается трудовым законодательством. А вот за уходом детей дошкольного возраста семейных учительниц положения рекомендуют создавать отдельные ясли и детские сады, назначать учителей в ближайшую по месту жительства школу,  «дающие возможность мужу и жене, если оба работают учителями, преподавать в ближайших друг от друга школах или в одной и той же школе». Даже предполагают возможность предоставления работы на неполную ставку и создания им равных условий труда, как и учителям на полной ставке. Вплоть до отпусков, беременности иродам, обеспечения по социальному страхованию, включая даже пенсионные отчисления. Вы скажете, что все это у нас есть?! Да, но почему-то социальным страхованием в полной мере учителя так и не могут воспользоваться. Кроме ежегодного профессионального осмотра, который ограничивается флюорографией, приемом терапевтом и печатью санэпидемстанции.

По положениям профессиональные свободы учителя не относят к социальному обеспечению. Однако хочется озвучить и их тоже. И мне нравится самая первая строка ст.61: «При исполнении профессиональных обязанностей учителя должны пользоваться академической свободой». Причем признают их особые компетенции и главную роль в выборе учебных программ и отборе учебников. А у нас не только разработчики программ одни и те же, так теперь и учебники базовые, что очень удручает. О каком выборе может идти речь? Выборы без выбора. А в следующей, 62 статье, рекомендуют привлекать учителей и организации образования к разработке новых программ, учебников и учебных пособий. К сожалению, у нас не то чтобы привлекать, но и действующую процедуру «замаскировали» различными нормативными актами.

Знаете, почему у нас такое низкое качество производительности труда во всех сферах, в том числе и в образовании? Ограничена свобода и отсутствует, вследствие чего, творчество. А двигатель прогресса не только реклама, а предшествующая ей творческая деятельность.   

Пункт об инспекции и контроле школ вообще призывает организовывать работу «таким образом, чтобы поощрять учителей и помогать им в выполнении их профессиональных задач, и не должна ограничивать свободу, инициативу и ответственность учителей». Замечательно, правда?! Если бы наши бесчисленные Правила, Требования, приказы звучали не в наказательно-репрессивном стиле, а поощрительно-мотивирующем, уверена, мы уже через год получили бы результат качества преподавания и обучения. А там и качество содержания образования и результатов обучения не заставили бы себя долго ждать. Очень четко и понятно расписаны  рекомендации по работе с учителями, с родителями, жалобами, обращениями и так далее. И в каждой строчке прослеживается ценностное отношение к учителю как к человеку и профессионалу. Например, если поступила жалоба на учителя, рекомендуется рассмотреть не только сначала в школе, но и без придания огласки и ограждением учителей от судебных разбирательств.

Надеюсь, мои публикации привлекут внимание менеджеров сферы образования, и наши учителя получат возможность пользоваться социальными льготами, такими как: бесплатное медицинское обследование и обслуживание, раз в пять лет санаторно-курортно лечение. Бесплатное проживание на период курсовой подготовки в санаторных учреждениях, построенных местными исполнительными органами, при институтах и центрах повышения квалификации специально для учителей. Обеспечат если не полностью, то хотят бы частично льготными коммунальными, телефонными услугами. Считаю, что учителю нужно обеспечить и корпоративную связь, как это делают продвинутые компании. Ведь он 24 часа в сутки на связи с  учениками, их родителями, своими коллегами.

И напоследок. Если власть не рассматривает снижение пенсионного вопроса и выплаты за выслугу лет, то думаю, что просто обязан обеспечить достойные условия труда, чтобы учитель смог дожить до пенсии здоровым и удовлетворенным.

На этом я заканчиваю данный цикл публикаций о статусе педагога, пути его обеспечения и положении учителей.

Дана РАУ

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий