Елена Петренко: «Душевная боль – сигнал тревоги»

«Меня не понимают, не хочу жить…», «Ничего не получается, лучше умереть…», «Мамочка прости, больше не могу…» – эти страшные строки не просто фразы из фильмов ужасов или детских страшилок, это реалии современного времени. Казалось бы, в ХХI век у людей есть все блага жизни, множество возможностей, а детство и юношество и вовсе пестрят изобилием красок, счастья и перспектив. Но как не парадоксально, именно в век высоких компьютерных технологий мы легко можем потерять самое дорогое – жизнь наших детей. Проблема суицида среди несовершеннолетних – это неподдельный страх родителей всего мира, когда, казалось бы, за видимой улыбкой ребенка может скрываться душевная боль и крик, который никто не слышит…

Подростковый возраст – один из самых сложных периодов в развитии личности. В этот период подросток активно ведет поиск своего «Я» и даже самые незначительные стрессы могут создать негативный фон, а самый острый период суицидального риска среди несовершеннолетних приходится на возраст от 13-16 лет. Начнем с того, что ребенка растить тяжело: во всех хитросплетениях физиологических процессов, морального становления личности, увлечениях, потребностях – нужно разбираться очень быстро и при этом, не упустить связующую нить взаимопонимания с ребенком на протяжении всего периода его взросления. Сталкиваясь с девиантным поведением подростков, с проявлениями суицидальных наклонностей напрямую или косвенно взрослые могут реагировать по-разному: агрессивно, безразлично или гиперактивно. Но проблема лежит гораздо глубже, ведь те слои проблем, которые накладываются на формирующуюся личность ребенка лишь отражают имеющиеся проблемы, своего рода эти потрясения, которые ранят ребенка являются всего лишь катализатором усугубления ситуаций.

Давайте разберемся, что сегодня представляют из себя наши дети? Это мобильное поколение, которое с младенческих, детских лет технологично, частично замкнуто и по большей части предоставлено себе и современным технологиям. Есть такое выражение «Всего должно быть в меру», эта фраза универсальна, особенно когда речь идет о воспитании детей. Да, поколения детей ХХI века разняться скажем с детьми 80-х или 90-х годов, когда в структуру воспитания закладывали фундаментальные понятия дружбы, честности, патриотизма. Эта программа была актуальна и с успехом была применимы к ребенку в каждой семье еще с младенческих лет. Ведь сегодняшние родители – вчерашние школьники не представляли детства без дворовых игры, песен у костра под гитару, зарниц и прочих увлечений советского и постсоветского времени. Здесь хочется обратиться к родителям и сказать: «Все растет, все меняется», эти правила диктует сама жизнь и они не новы, каждое новое поколение шагает вперед и автоматически подстраивается под уже сформировавшийся темп жизни.

Таким образом, когда ребенок с ранних лет держит в руках гаджет, родители радуются, восхищаются тем как быстро «схватывают» информацию их дети. И плохого в этом ничего нет, только к подобным технологическим прелестям довольно быстро привыкаешь, а отвыкать от сложившегося монолита семейного уклада уже не хочется. И вот что дальше происходит с детьми – мультфильмы и детские игры, сменяются на современный контент блогеров, на видеоматериалы, содержащие нецензурную лексику или содержащие сцены насилия, употребления запрещенных препаратов, жестокости. Далее в подростковом периоде начинаются многопользовательские игры, которые, как правило, направлены на жесткий контент – это стрелялки, виртуальные отношения и прочее.

Это достаточно утрированная схема, но, по сути, истина остается истиной – виртуальный мир поглощает несформированный внутренний мир ребенка, отстраняя его от живого общения. Естественный вопрос родителей: «Что же делать, не отбирать же современные технологии в цифровом веке!?». Конечно, они будут абсолютно правы, подумать нужно о другой составляющей этой ситуации. Всегда будьте заинтересованы, вам действительно должно быть интересно, что нравится ребенку, чем он живет. Здесь не может быть других принципов, таких как нехватка времени, усталость, боязнь навязываться – все перечеркивается двумя важными для любого человека деталями – любовь и доверие. Ведь все большие проблемы начинаются с маленьких мелочей, но не допустив их, вы всегда будете владеть ситуацией. Интернет-зависимость лишь верхушка айсберга среди тысячи осколков проблем, которые могут стать для ребенка нерешаемыми, роковыми.

Пожалуй, в воспитании детей я дам простой и даже банальный совет, но самый эффективный из всех — разговаривайте, слышьте детей! На первый взгляд все просто, а вы попробуйте промолчать, проанализировать и понять для себя мысль ребенка даже если она противоречит вашему восприятию мира или вашему воспитанию, складу характера, принципам. Среднестатистически, когда происходит беседа родителя с ребенком, как мы разговариваем: «Что получил? Что поел?» или того хуже начинается несогласие и навязывание своей точки зрения. И это ошибка, первые шаги к потере доверия. Детям нужно, чтобы мы их слушали, просто слушали, без поучений и нотаций. И даже если он говорит, на наш взгляд, какую-то околесицу и мы с этой точкой зрения категорически не согласны, наша задача как взрослых — удержаться и дать ему договорить. И говорить следует с ним аргументированно, потому что современные подростки, на самом деле, потрясающие. Они очень вдумчивые, они гораздо более свободные, чем мы с вами, у них есть своя точка зрения и они очень хотят, чтобы эту точку зрения, как минимум, услышали. По сути, это азы психологии, да и любого конструктивного диалога, об этом говорят, но, к сожалению, не всегда это делают. Но ребенок всегда должен знать, что вы его любите! Всегда. Отличник, двоечник, нахулиганил, в школе наругали, проблемы с кем-то, — он должен знать, что вы его любите. Элементарно, говорим ему: «Я тебя люблю, мой друг, очень сильно, и именно поэтому я очень переживаю за твою учебу, потому что…» и объясняем, почему. Потому что подростку свойственно жить здесь и сейчас и очень гипотетически рассуждать о своем будущем. Наши классические страшилки «дворником будешь» им совсем не понятны. И тогда мы должны ругать его не как личность, а показывать неодобрение к какому-то конкретному поступку.

Еще один аспект упущенного времени, потеря доверительных взаимоотношений с ребенком – это не только риск суицидальных наклонностей, но и девиантное отношение к окружающему миру. В наше время, когда любое ток-шоу ежедневно поднимает острые темы семьи и социальных ценностей – что мы видим? А видим мы страшную статистику, не менее ужасающие кадры жестокости подростков, поведение которых может повлечь за собой смерти таких же детей. Приведу несколько примеров неадекватного поведения подростков, буквально «взорвавших интернет к примеру, за последние пять лет: в 2017 году 16-летняя девушка из Кирова на вечеринке убила несколько сверстниц из-за неразделенной любви, годом позже «хабаровские живодерки» – старшеклассницы, убившие десятки животных ради забавы, в 2019 году 15-летний парень из Челябинской области зарезал мать и ранил отца из-за запрета играть на компьютере. В 2020 году студент Благовещенска из-за непонимания сверстников и проблем с родителями расстрелял одногруппников прямо в стенах учебного заведения. В этом году мир вновь содрогнулся – в школе Казани 17-летний студент колледжа совершил нападение на школу, погибли дети.

География таких преступлений не знает границ, а проблема вновь оказывается на поверхности – в семье не услышали и не заметили изменений вовремя. Хотя после трагедий во время разбирательств кто-то что-то видел, слышал и даже интересовался, но не более. А ведь это дети с неокрепшей психикой, с эмоциональными переживаниями, возможно, моральными травмами, но не безнадежные, а скорее беззащитные, одинокие, пусть даже в окружении многих людей. Согласно статистике девиантному поведению, а также склонности к суицидальному поведению наиболее подвержены дети как раз из благополучных, обеспеченных семей.

Только тогда, когда наше общество возьмет за правило – понимать друг друга, трепетно относиться к собственным детям, учителя и психологи будут со всей ответственностью подходить к решению детско-родительских отношений – только тогда мы сможем строить с нашими детьми конструктивный, правильный диалог, который способствует новой эре семейных взаимоотношений, построенной на уважении личности, ее праве на мнение, деятельность и жизнь.

Елена ПЕТРЕНКО,
директор КГУ «Региональный центр психологической поддержки
и дополнительного образования» Управления образования акимата Костанайской области

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий