Эксперимент завершён, работа продолжается

Работа с детьми с особыми образовательными потребностями (далее – ООП) рассматривается как одна из главных задач в рамках инклюзивного образования по обеспечению активной адаптации и социализации личности детей с ООП к жизни в современном обществе.

Жарас Шунаев

В нашей школе завершился эксперимент «Формирование жизненных компетенций у детей с ООП». Основная направленность экспериментальной работы – становление личности, формирование жизненной компетенции, повышение культурно-информационного статуса учащихся и родителей, повышение уровня социализации выпускников, толерантности, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой зрелости, нравственно-этического развития. Чтобы школа стала по-настоящему инклюзивной, ей нужно измениться. Можно оснастить школу современными приспособлениями и техническими средствами для обучения детей с ОВЗ. Но «особый» ученик не включен в образовательный процесс, не сотрудничает с другими детьми. В первую очередь инклюзивной школе нужны хорошие специалисты: опытные учителя-предметники, которые ориентированы на различия учеников, на учет их особых потребностей, нужны сопровождающие тьюторы, психологи, дефектологи. Они могут выстроить индивидуальный учебный план с учетом особенностей ученика. Работающие в классах коррекции опытные педагоги Ваакс В.А., Сидорук Н.А., Кутнякова Л.В., Журавлева О.И., Байтелякова Г.А., Полушкина Е.В., Джандаева Г.Б., Забудько А.Я. отмечают значительную роль в своей работе «фактора когнитивной стимуляции» – эмоциональной поддержки и психического комфорта учащихся, что позволяет запланировать, скорректировать методы и подходы в обучении (индивидуальные задания, беседа, работа в парах, работа в группе) и направлены на овладение учащимися методами рациональной учебной деятельности, приобретение навыков работы в команде, познание себя как личности и своих потенциальных возможностей. Для решения задач обучения учащихся с особыми образовательными потребностями необходима разработка и апробация коррекционно-развивающих программ с учетом возрастных особенностей и направленных на раскрытие потенциальных возможностей ребенка, жизненных компетенций. Педагогами, работающими в классах коррекции, разработаны, апробированы и успешно применяются на практике учебно-практические пособия по формированию жизненных компетенций: программа «Активные двигательные занятия во 2 классе», рабочая тетрадь «Уроки культуры и здоровья» 6 класс, методический комплекс «Педагогическая поддержка учащихся как фактор успешности и развития учащихся с ООП», программа «Экология и человек» 5 класс, дидактические материалы по алгебре в 8 классе (КРО), сборник материалов по технике безопасности на уроках художественного труда, сборник развивающих упражнений на уроках английского языка,  сборник «Қазақ тілі пәнінен қызықты ойындар жинағы», «Уроки выбора профессии», рабочая тетрадь для учащихся 9 классов, «Развитие познавательных процессов младших школьников с ЗПР в общеобразовательной школе» (рабочая дефектологическая программа и разработки занятий для учащихся 7-11 лет), «Программа коррекционно-развивающих тренинговых занятий клуба общения и психологической поддержки «Тұлға». В этих программах представлен практический опыт учителей, применение которого поможет многим школам освободиться от трудностей в обучении и социализации детей с ООП. Школа, свободная от трудностей в обучении, – это школа, где для детей и подростков созданы условия для всестороннего развития и обучения, независимо от особенностей их мышления и имеющихся трудностей в освоении образовательных программ. Школа, свободная от трудностей в обучении, – это школа, в которой дети и подростки имеют возможность всесторонне и полноценно развиваться, активно участвовать в общественной жизни, принимать решения, затрагивающие их интересы, это школа, где отсутствует дискриминация по академической неуспеваемости и особенностям развития, состоянию здоровья. В школе, свободной от трудностей в обучении, администрация и педагогический коллектив школы, родители, сверстники, все представители данного сообщества прилагают усилия для создания среды для комфортного развития детей с трудностями в обучении. В такой школе учитывают особенности ребенка, создают условия для облегчения образовательного процесса, прислушиваются к мнению детей и родителей и ведут индивидуальную оценку, обращая внимание на таланты ребенка. 

Жарас Шунаев,
директор средней школы №36,
г. Нур-Султан

 

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий