Асхат АЙМАГАМБЕТОВ: «Дорогие педагоги, вы стали ярким примером проявления лучших качеств нашей профессии и чуткости, заботы, человеколюбия!»

На пленарной сессии Республиканской августовской педагогической конференции «Образование и наука – залог устойчивого развития страны» перед участниками выступил министр образования и науки Асхат АЙМАГАМБЕТОВ. Глава МОН РК остановился на основных предстоящих задачах накануне 1 сентября, рассказал о текущей ситуации, существующих актуальных проблемах и приоритетных направлениях деятельности в сфере образования. Августовская конференция педагогических работников – это традиционное событие для педагогов, дающее отсчет началу нового учебного года и новым педагогическим идеям. Вашему вниманию – основные моменты выступления главы МОН РК.

С чем столкнулись во время пандемии и как пришлось быстро принимать решения

– Разразившаяся пандемия стала очень серьезным вызовом для системы образования во всем мире. Традиционное обучение в своем классическом виде оказалось невозможным, с такой глобальной проблемой человечество столкнулось впервые. В этой ситуации мы буквально «с колес» были вынуждены переходить на новые форматы обучения. Появился невиданный ранее целый комплекс проблем, ведь не было целостного понятия о дистанционном обучении, регламентов и инструкций, ломались копья – нужно ли оно? И сама жизнь все расставила по своим местам. Большинство педагогов не имели IT-компетенций, не имели навыков работы с простейшими приложениями в интернете. Катастрофической вышла ситуация с техническим оснащением школ – 50% компьютеров оказались морально устаревшими и числились разве что для количества. Отсутствовал электронный контент, не было цифровых образовательных ресурсов и для школ, и для колледжей, и для вузов. К тому же сами школьники, пребывающие много времени в гаджетах, оказалось, необходимых навыков для цифрового обучения не имели. Отсутствовали отечественные платформы с цифровым контентом для одновременного соединения и обучения большого количества учащихся, полноценного программного обеспечения для проведения занятий. Кроме того, устаревшие процедуры и требования, много других решений, которые надо было быстро принимать и реализовывать. Благодаря поддержке Главы государства К.К. Токаева и его поручениям, поддержке, нам удалось с этой ситуацией справиться, и в целом система образования страны быстро и гибко приспособилась к новым условиям.

– Дорогие педагоги, вы стали ярким примером проявления лучших качеств нашей профессии и чуткости, заботы, человеколюбия – благодаря именно вам, вашей роли, вашей самоотдаче нам удалось в это сложное время полностью адаптироваться к новым условиям и продолжить обучение в наших школах, детсадах, колледжах и вузах.

– С 1 сентября в школах традиционная форма обучения. Но, конечно, это не тот формат офлайн-обучения, что был прежде. Мы не можем автоматически перейти к прежнему обучению, без учета произошедших изменений. Важно учесть уроки пандемии, новые возможности, технологии и навыки, которые были получены за эти полтора года обучения в дистанционном формате.

О пользе Закона «О статусе педагога» и новшествах в школьной системе, в том числе по оплате труда

– Много дискуссий, но сегодня с полной уверенностью можно сказать, что Закон работает, и он действительно улучшил условия труда педагогов, повышена заработная плата, принимаются меры по освобождению от несвойственных функций и проверок, учтены различные материальные стимулы. Во всех областях мы создали Советы по педагогической этике и защите прав педагогов. За этот год уже зафиксировано 116 обращений. Если сравнить ситуацию до принятия Закона два года назад и сегодня – это большая разница. Статус педагога, вопросы привлечения к несвойственным функциям, снижение отчетности будут на нашем контроле постоянно, к нарушителям будем принимать самые жесткие меры вплоть до увольнения. В январе 2022 года зарплата педагогов детсадов, школ и колледжей будет повышена еще раз на 25%. В сентябре 2021 года меняется система приема педагогов на работу.

– Были долгие обсуждения с экспертами и наконец принято решение, недавно подписан приказ: если прием на работу педагогов раньше осуществлял директор школы единолично, теперь это будет идти через конкурс, в электронном формате, согласно критериям соответствия. По ним школа и комиссия будут решать вопрос по приему педагогов на работу. С сентября 2021 года вводится новая система назначения директоров организаций образования – это касается и школ, и колледжей, и детдомов. Есть примеры, когда директора на одном месте работают и 25, и 30 лет, при этом не всегда высокая эффективность. Уверен, новая система назначений ответит на самые актуальные вопросы и повысит эффективность деятельности наших руководителей. С сентября 2021 года впервые вводится институт ротации директоров организаций образования. В прошлом году на августовской конференции мы говорили: работа по внесению изменений в законодательные акты проведена, с этого года начинаем практическую реализацию. Ротация, я в этом глубоко убежден, является важным шагом.

– Сегодня остро стоит вопрос оплаты труда руководителей школ. При текущем уровне зарплаты конкурентоспособные менеджеры не заинтересованы идти работать руководителями школ, в целом лучшие педагоги не заинтересованы работать завучами, директорами школ. Здесь необходимы изменения. У нас есть много случаев, когда зарплата директоров школ ниже, чем зарплата у учителей – это создает разные риски, поэтому МОН планирует внести изменения в оплату труда директоров, в том числе дифференцировано от разных видов организаций образования. Имеются в виду, например, случаи, когда одну и ту же зарплату получает директор, у кого в школе 40 учеников и у кого 1200 учеников.  Нагрузка и степень ответственности разная, это понятно. Соответственное решение министерство готовит.

– Мы считаем важным дать право учителям самим выбирать, какие учебники наиболее эффективны. На сегодня есть единые учебники, и они едины для лицеев, гимназий, общеобразовательных школ без учета профиля. Заказы на учебники надо делать с учетом и профиля школ, и мнения учителей в них. Единые учебники сохраняются по истории Казахстана, по всемирной истории. С нового учебного года во всех школах будет обеспечен доступ к цифровым платформам – это важно. Для адаптации учебного процесса в постковидный период будет реализована программа восполнения потери знаний.

– В сфере охраны прав детей – целый комплекс мер по их защите, расширены компетенции комиссий по делам несовершеннолетних. В стране 23 тыс. 182 сирот и детей без попечения родителей, в семьях находится 18 тыс. (более 80 процентов). Количество детдомов сокращается. В 2022 году намечаем реорганизовать оставшиеся детские дома в центры поддержки детей.

– В школах крупных городов внедряется специализированная служба охраны, устанавливаются пункты наблюдения, «тревожные кнопки», особое внимание питанию школьников. Будем внедрять безналичный расчет, в правила внесены такие требования, поэтапно все столовые должны перейти к этому механизму. Еще одна норма – обеспечение видеонаблюдением всех пищеблоков. 2577 пищеблоков уже им обеспечены, работа будет продолжена. 

Вопросы повышения квалификаци и меры к престижу профессии

– Сегодня институт «Өрлеу» проходит полную перезагрузку. Полностью меняются подходы к содержанию и качеству курсов повышения квалификации, основанные на современной научной методологии, изучении потребностей учителей, оценки удовлетворенности курсами самими педагогами и объективном понимании эффективности проводимых курсов. Мы также планируем рассмотреть вопрос по повышению квалификации учителей не раз в 5 лет, а чаще, возможно, раз в два или в три года. Это важный шаг ввиду быстро меняющихся условий, мировых вызовов, в том числе в системе образования. В сентябре 2021 года претенденты, впервые приступающие к педагогической деятельности, проходят сертификацию. В этом году уже порядка 40 тыс. выпускников вузов и колледжей впервые прошли национальный квалификационный тест. Не все с этим согласны, но это необходимая мера – нам важно, чтобы кроме диплома был сертификат – если это будущий учитель математики, он сдает тест по школьной программе по математике, методике преподавания. Я думаю, если человек четыре года обучался на педагога, ему несложно получить сертификат и показать в школе на практике, как он умеет преподавать, и получить квалификацию педагога. В этом видятся только плюсы.

– Хочу отметить, что с Законом о статусе педагога больше талантливых детей стало поступать на педагогические специальности. В этом году было присуждено 9 тысяч 66 грантов – несмотря на резкое повышение проходного балла до 75 (это высокий балл), в конкурсе участвовало 19 тыс. 133 человека. 19 тыс. претендентов на 9 тыс. мест! И 1 тыс. абитуриентов – ребята, набравшие больше 130 баллов. Лучшие выпускники школ стали выбирать профессию педагога. Порядка 20% – обладатели знака «Алтын белгi».

Дошкольное обучение

– 98,1% детей в возрасте от 3 до 6 лет охвачены дошкольным образованием в нашей стране. Охват детей в возрасте от 3 до 6 лет дошкольным образованием в 2021 году достиг 98,1%. Уровень охвата детей от 2 до 6 лет составляет 83,6%.

Стимулирование развития частных детских садов будет продолжено путем внедрения ваучерного механизма, подушевой норматив на одного воспитанника увеличен с 31 тыс. до 40 тыс. тенге. При ваучерном финансировании деньги следуют за ребенком, а не за организацией образования. Это значит, что родитель сможет выбрать для своего ребенка любой детский сад, будь то частный или государственный, и оплатить услуги ваучером, который ему выделит
государство. Таким образом, оценивать качество дошкольного образования будет не управление образования, а сам потребитель образовательных услуг.

С нового учебного года по поручению Главы государства в детских садах начнется внедрение новой модели дошкольного образования. Для этого будут внесены изменения в госстандарт и пересмотрены типовые учебные программы на основе принципа «обучение через игру».

В летние месяцы будет усилена предшкольная подготовка детей, особое внимание будет уделено обучению грамоте и математике. Также будет проведена работа по созданию Института раннего развития детей и внедрению системы независимой оценки ECERS.

«Әліппе»  мектептерге қайта оралады

– Жаңа оқу жылындағы жаңалықтардың бірі – «Әліппе» оқулықтарының мектеп бағдарламасына қайта оралуы. 1 қыркүйекте мектеп табалдырығын алғаш аттаған барлық бірінші сынып оқушылары алғашқы оқулықтарын алады.

«Әліппе» Ахмет Байтұрсынұлының әдістемесі бойынша жасалған, яғни қарапайымнан күрделіге өту. Алдымен дыбыстар, әріптер, содан кейін буындар мен сөздер зерделенеді. «Әліппе» оқулығының көмегімен бірінші сынып оқушылары шағын мәтіндерді оқып, түсініп, қарапайым сөздер, сөйлемдер жазуды үйренеді.

Оқулықтардың мазмұны технологиялық әзірлемелермен толықтырылған: смартфон камерасын арнайы QR-кодқа апарған кезде оңай «суреттерді сөйлетуге» болады. Оқушылар еліміздің әнұранын, әндерін, өлеңдері мен ертегілерін тыңдай алады. Бұл баланың бойында ақпаратты визуалдық және тыңдау арқылы қабылдау дағдыларын дамытады.

«Әліппе» оқулықтары мазмұны жағынан бірдей және бірінші сынып оқушыларының жас ерекшеліктерін ескере отырып жасалған.

Будет внедрен мониторинг образовательных достижений обучающихся

– В новом учебном году будет проведена работа по восполнению пробелов в знаниях школьников. Планируется запуск программы каникулярных декад и летних школ для учащихся с низкой успеваемостью.

Результаты PISA-2018 показали, что имеется разрыв в качестве знаний между сельскими и городскими школами, а также между регионами. В Кызылординской, Мангистауской, Актюбинской областях показатели городских школ ниже сельских школ Павлодарской, СКО, ВКО, Костанайской областей. При этом в Павлодарской, ВКО, Костанайской областях значительный разрыв между знаниями городских и сельских школ. Школьники Атырауской области имеют самые низкие баллы по стране и значительно отстают от сверстников других регионов по всем трем предметам PISA, при этом  более половины учащихся – ученики городских школ. 

В связи с этим будут приняты комплексные меры, в частности, опорные школы, ресурсные центры будут оказывать методическую помощь сельским школам.

– На сегодня все школы страны работают по обновленному содержанию, направленному на развитие функциональной грамотности школьников. Поэтому усовершенствована модель внешнего оценивания среднего образования. Теперь вместо ВОУД – внешней оценки учебных достижений – будет внедрен мониторинг образовательных достижений обучающихся (МОДО). Ранее внешняя оценка учебных достижений проводилась путем замера предметных знаний, а не функциональной грамотности.

Отметим, МОДО не является формой госконтроля и не имеет юридических последствий для обучающихся, преподавателей и организаций образования. Также основным отличием МОДО от прежнего ВОУД является обратная связь с участвующими в мониторинге организациями среднего, технического, профессионального и послесреднего образования. Каждая школа по итогам МОДО получит информацию об учебных достижениях обучающихся и рекомендации по развитию преподавания и обучения в организациях образования.

В образовательном мониторинге примут участие обучающиеся 4 и 9 классов общеобразовательных школ Казахстана. В колледжах МОДО будет оценивать функциональную грамотность обучающихся второго курса по общеобразовательным дисциплинам и третьего курса по профессиональным модулям или общепрофессиональным, специальным дисциплинам.

Итоги МОДО позволят провести критериальный анализ успеваемости обучающихся с учетом международной практики. Полученные результаты тестирования будут использованы для дальнейшего развития организаций ТиПО и подготовки методических рекомендаций по совершенствованию учебного процесса в колледжах. Предположительно ежегодный охват составит порядка 25% организаций образования.

Вновь вводится ежегодная аттестация школ

– После значительного перерыва вновь вводится государственная аттестация школ, детсадов и колледжей. Для снижения административной нагрузки госаттестация будет вводиться в виде профилактического контроля без посещения, его основными компонентами станут самооценка образовательной деятельности организации образования, срезы знаний, умения и навыки обучающихся, анкетирование родителей для определения уровня подготовки воспитанников. Не преследуются задачи репрессивного характера, ставятся задачи выявления и «западающих» зон, и оказания методологической помощи. 

Колледжам предоставлена академическая свобода

– Система технического и профессионального образования станет более гибкой и ориентированной на формирование самых востребованных компетенций у обучающихся. Казахстанским колледжам предоставлена академическая самостоятельность. Теперь они сами совместно с работодателями будут определять содержание образовательных программ и сроки обучения.

Образовательные программы позволят студентам получить необходимые квалификации и устраиваться на работу в более короткие сроки, а при необходимости возвращаться и получать дополнительно другие квалификации. Данные меры позволят подстроиться под технологические изменения на производстве и запросы рынка труда. Таким образом, колледжи будут готовить специалистов, которые будут соответствовать требованиям работодателей.

Кроме того, теперь срок обучения в дуальном формате будет засчитываться студентам в трудовой стаж. Это позволит выпускникам колледжей трудоустроиться с уже имеющимся опытом работы. Наряду с этим колледжи могут реализовывать продукцию, изготовленную студентами в мастерских организаций образования.

– Отменено также обязательное требование по прохождению аккредитации колледжами для получения госзаказа. Теперь они могут участвовать в размещении госзаказа без прохождения аккредитации, при условии наличия лицензии и соответствия установленным требованиям.

При этом планируется дальнейшее расширение охвата молодежи бесплатным техническим и профессиональным образованием.

Важный вопрос – профилизация колледжей. Есть колледжи, которые не имеют ни достаточных кадров, ни компетенций, ни оборудования. Только за последний год обеспечен возврат 333 колледжами приложений к лицензиям по более чем 1200 специальностям. Если у колледжа есть лицензия, у него должна быть база, кадры и необходимое материально-техническое обеспечение.

К финансовой самостоятельности школ

– Все городские полнокомплектные школы страны перешли на подушевое финансирование. Но есть проблемные вопросы, так, в ряде регионов в связи с централизованной бухгалтерией сохраняется сметное финансирование. В результате у школ нет мотивации сокращать штаты, укреплять материально-техническое оборудование, поэтому в этом учебном году все городские полнокомплектные школы должны полностью перейти на подушевое финансирование на деле, и в каждой школе должна быть обеспечена возможность самостоятельной бухгалтерии. Сметное финансирование напрочь мешает росту мотивации.

Приоритетная задача – развитие эффективной цифровой стратегии вузов

– Пандемия дала широкий толчок к цифровизации высшего образования. Наши вузы смогли оперативно перейти на дистанционное обеспечение и в последующем успешно внедрили смешанный формат обучения. Только ЕНУ на инфраструктуру в связи с переходом на дистанционное обучение направил порядка 1 млрд тенге: серверы, компьютеры, программы и т.д. Также другим вузам пришлось предусмотреть большие расходы в этом направлении. Да, дистанционное обучение не смогло заменить традиционный формат обучения, и в этом году по вузам также принято решение к обучению офлайн. Какие-то большие лекции могут проводиться онлайн, а практические и лабораторные работы – офлайн.

Онлайн-обучение нужно, это веление времени, будем его развивать, но для этого вузы должны иметь условия, базу, технологии, информационные системы, кадры и контент! Без обеспечения должного качества об онлайн-обучении трудно вести речь. В типовые правила деятельности вузов внесены необходимые изменения, и в целом мы планируем, что получение дистанционного обучения будет идти через получение отдельной специальной лицензии. Любой вуз на это может претендовать, но нужно будет показать наличие базы, кадров, контента и оборудования. А не так, что по полученным давно лицензиям, когда были совершенно иные условия, вузы сейчас начинают вести дистанционное обучение без качественной подготовки для рынка труда. Приоритетная задача – развитие эффективной цифровой стратегии вузов. Надо рассмотреть возможность создания цифрового кампуса, научно-управленческих процессов на основе цифровых технологий. К сожалению, не все вузы в этом направлении преуспевают.

– Защита докторантов будет транслироваться в прямом эфире в сети интернета. Все диссертации, защищенные с 2021 года, будут всегда находиться в открытом доступе на сайтах самих вузов и Национального центра экспертизы. Все дипломные работы, эссе, магистерские, докторские, курсовые работы отныне будут проверяться через единый репизаторий научных работ. Если одна работа уже находится в репизатории, второй раз такая же работа или работа с использованием многих заимствований уже не получит возможность признания. В следующем году эта работа будет завершена, и это позволит сделать еще один большой шаг для обеспечения академической честности среди студентов и в целом научной среды.

– Аттестация вузов важна, но много вопросов по стандартам аккредитации, поэтому мы считаем, что возникла необходимость государственного регулирования системы обеспечения  качества в целях защиты интересов граждан. Впредь к аккредитационным органам, аккредитовавшим вузы, оказавшимся в зоне риска в части приостановления или лишения лицензии, будут применяться жесткие меры. Если аккредитационный орган получил определенную оплату, аккредитовал вуз, а дальше обнаруживается, что вуз работал незаконно или с нарушением требований, государство должно иметь возможность потребовать осуществления определенных санкций. Эти изменения у нас сейчас уже приняты!

– Проводится большая работа по удалению из реестра образовательных программ вузов уже с сентября этого года некачественных программ. Также не считаю правильным использование названия национальных или республиканских рейтингов, тем самым вводя в заблуждение родителей и школьников, которые и в одной газете, и в другой видят «национальные рейтинги» – такого хаоса не должно быть. Многие пытаются громко назвать свои рейтинги. Так, узнаем, что какой-то вуз в одном из таких рейтингов на 3 месте. Потом выясняется, что в рейтинге всего 3 вуза – фактически этот вуз на последнем месте в таком рейтинге. Надо поставить точку, навести порядок. Есть один общий рейтинг, который утвержден МОН совместно с НПП «Атамекен». Да, есть вопросы по его методикам, возможно, нам надо совместно работать по его модернизации, но именно этот рейтинг реально работает.

– С сентября этого года мы внедряем рейтинг ректоров вузов, это новый инструмент, по его итогам будем принимать в том числе и кадровые, и организационные вопросы. Важно, чтобы вузы были конкурентоспособными, а это зависит в немаловажной степени от первых руководителей наших университетов.

Еще раз обращаюсь к педагогам страны:

– Уважаемые педагоги! Нами сообща были предприняты титанические условия, и благодаря вашему труду значительно получилось снизить негативные последствия, вызванные пандемией. Теперь нам необходимо принять меры по восполнению пробелов в знаниях – это главная задача, которую мы ставим в преддверии нового учебного года!

От редакции: В работе пленарной сессии августовской конференции приняли участие и выступили Уполно-
моченный по правам детей в РК Аружан Саин, руководитель департамента по образованию и навыкам ОЭСР Андреас Шляйхер, председатель правления АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Куляш Шамшидинова, методист детсада из Кызылординской области Тахмина Шамахунова, президент Национальной академии образования имени И.Алтынсарина  Гани Бейсембаев, учитель из города Сарканд Алматинской области Татьяна Станкевич, ректор Казахского национального женского педагогического университета Гульмира Канай, руководитель «Атласа новых профессий», глава BTS Education Нурбек Саясат, генеральный директор НИИ проблем биологической безопасности Кунсулу Закарья, президент НАО «Университет Нархоз» Мирас Дауленов.

 

Материал подготовила
Ляззат ТУРКЕСТАНОВА

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий