Южно-Казахстанский университет им.М.Ауэзова – в рейтинге лучших
Лучшие учебные заведения мира определяют по 6 критериям: научная репутация; репутация вуза среди работодателей; соотношение профессорско-преподавательского состава к числу студентов; индекс цитируемости научных публикаций; доля иностранных студентов и преподавателей.
На момент обретения Независимости в Казахстане функционировало 61 высшее учебное заведение, а сегодня их количество -128, из них 56 – государственные и 72 – частные.
Как известно, международные рейтинги вузов отражают современные мировые тенденции в сфере образования и науки: объединение на базе вузов учебной и научно-исследовательской деятельности, широкое участие общества в оценке и контроле качества работы вузов, обратная связь с рынком труда и промышленным сектором, международное сотрудничество и академический обмен.
В рейтинге QS World University Rankings на начало 2021 года участвовали всего 13 казахстанских университетов. Из них в ТОП-500 попали только три университета: Казахский национальный университет им. Аль-Фараби, Евразийский национальный университет им. Л. Гумилёва и Южно-Казахстанский университет им. М. Ауэзова. Ещё 7 университетов вошли в ТОП-1000. Лучшие учебные заведения мира определяют по шести критериям: научная репутация; репутация вуза среди работодателей; соотношение профессорско-преподавательского состава к числу студентов; индекс цитируемости научных публикаций; доля иностранных студентов и преподавателей.
Сейчас количество вузов, участвующих в международном рейтинге вузов, постоянно растёт, к 2025 году планируется увеличить число вузов Казахстана, участвующих в международном рейтинге QS WUR, до 15.
В 2021 году ЮКУ им. М.Ауэзова вошел в ТОП- 500 среди 1000 лучших университетов мира (QS World University Rankings), заняв 482 место. Среди 14 вузов Казахстана занял почетное 3-е место в международном рейтинге QS.
Готовить студентов еще в школе
В 2008 году первым Президентом Республики Казахстан был подписан указ об организации специализированного образовательного пространства для одаренных детей и была открыта первая интеллектуальная школа Назарбаева. Она стала экспериментальной площадкой, где новые учебные программы сертифицированы по международным стандартам. Проект расширяется, идет активное строительство подобных заведений по всей стране, именно подготовки будущих студентов для Назарбаев Университета осуществляется путем организации в каждом регионе «Назарбаев Интеллектуальные школы» с высоким уровнем требований к учащимся, в которые привлечены иностранные преподаватели, теоретики и практики.
Отрадно отметить, что в ноябре 2020 года на съезде партии Nur Otan Президент Касым-Жомарт Токаев сообщил о строительстве в Казахстане двух новых региональных вузов по опыту «Назарбаев Университет». Предварительно определены два региона – Шымкент (база ЮКУ им.М.Ауэзова) и Петропавловск.
Кадры для приоритетных отраслей
ЮКУ им.М.Ауэзова вошел в числ 10 базовых вузов, готовящих кадры для шести приоритетных отраслей экономики Казахстана – машиностроение, металлургия, химическая промышленность, нефтехимия, производство строительных материалов, производство продуктов питания.
Это стало возможным в рамках программы индустриально-инновационного развития страны (ГПИИР на 2015 – 2019 годы, входе которой базовыми вузами совместно с экспертами зарубежных вузов-партнеров и предприятиями ГПИИР было разработано 47 инновационных образовательных программ и появились новые возможности для аккредитации образовательных программ по техническим и естественно-научным специальностям с присвоением европейского знака EUR-ACE, а также сертификации специалистов по мировым стандартам.
Всего было заключено договора свыше с 300 предприятиями из всех регионов страны, где потребность специалистов на каждое из них составило до 70. Всего за три года в вузах в рамках программы ГПИИР подготовлено более 8000 квалифицированных кадров для страны, где показатель трудоустройства выпускников – более 90 %.
Хочу отметить, что в числе базовых вузов ГПИИР ЮКУ им.М.Ауэзова успешно выполнил заказ на подготовку специалистов по трем образовательным программам магистратуры: пищевая безопасность, производство удобрений и производство силикатных материалов.
Курс – на коммерциализацию
Сегодня рейтинг вузов определяется не только качеством предоставляемых образовательных услуг, но взаимодействия «Образование – Предпринимательство – Наука – Инновации». В условиях рыночной экономики развитие вузовского предпринимательства является актуальной задачей, так как вузы – это движущая сила инноваций и на их базе создаются новые технологии и продукции. Основным принципом существования предпринимательских университетов является: создание бизнес-инкубаторов, технопарков, тесная интеграция с субъектами бизнеса, промышленными предприятиями. Вуз должен быть ориентирован на коммерциализацию своих научных, научно-технологических разработок и получение прибыли за счёт оказания различных видов услуг.
На данный момент в Казахстане взят курс перехода национальных и государственных вузов (порядка 28) на автономный режим управления, т.е. они реорганизованы в некоммерческие акционерные общества (НАО) со 100% участием государства в уставном капитале. Это позволило вузам коммерциализировать инновационные технологии, открыть новые научные предприятия и обеспечило академическую и управленческую самостоятельность. В вузах создан Совет директоров, и трансформация ориентирована на опыт «Назарбаев Университет». Новшества затронули также и образовательные программы, которые разрабатываются в соответствии с потребностями рынка труда.
Приблизить отечественное образование к европейским стандартам
За годы независимости в системе высшего образования Казахстана произошло немало положительных изменений, способствующих повышению конкурентоспособности высшего образования, модернизации высшей школы Казахстана, росту интеллектуального потенциала нации и ее конкурентоспособности.
С 2002 года вузы Казахстана перешли к кредитной системе обучения и осуществили полный переход на трехуровневую модель подготовки специалистов: бакалавр – магистр – доктор PhD. Как показывает практика, кредитная система обучения, распространенная в университетах США и большинства стран Европы, является наиболее гибкой и эффективной. Она обеспечивает академическую мобильность и востребованность выпускников за счет гибкого планирования академических программ, ориентированных на запросы рынка труда.
Как известно, в 2010 году Казахстан стал первым центрально-азиатским государством, официально присоединившимся к Болонской декларации ЕС – Европейскому пространству высшего образования. Основная цель – повышение конкурентоспособности высшего образования через реализацию его основных принципов, что определило основные направления и приоритеты модернизации высшей школы Казахстана, способствовало росту интеллектуального потенциала нации и ее конкурентоспособности.
Знание языков приветствуется
С 2013 года в вузах Казахстана введена программа полиязычного образования, которая является уникальной и подразумевает, в отличие от западных аналогов, одновременное обучение на трех языках. Цель программы – подготовка высококвалифицированных специалистов, обладающих языковой компетенцией на основе параллельного овладения казахским, русским и английским языками, способных к межкультурной коммуникации.
Переход на полиязычное обучение в системе образования в вузах предполагает повышение конкурентоспособности выпускаемых кадров и рост экспортного потенциала образовательного сектора.
Цифровизация – веление времени
Сегодня разразившаяся пандемия стала серьезным вызовом для систем образования всего мира.
2021 год особый – это начало глубокой цифровой трансформации вузов Казахстана, как правило, зависит от качества кадрового потенциала, цифровизации образовательных услуг и развития цифровой инфраструктуры.
Всем понятно, что студенты из-за новой волны пандемии коронавируса, возможно, смогут вернуться к учебе в стенах вузов в 2021 году не раньше осени. И это при условии, что на тот момент произойдет массовая вакцинация людей.
Традиционное обучение в off-line формате оказалось невозможным. Переход на дистанционное обучение в условиях пандемии показал, что ИКТ- подготовка педагогов недостаточно высока, а также интернет-связь, инфраструктура, нехватка компьютеров и оборудования коммуникации (особенно в сельской местности) представляют серьезную проблему.
Профессионализм всегда в тренде
Сейчас вся система образования испытывает колоссальную нагрузку, и это касается, прежде всего, педагогов. Новый формат работы, новые задачи, а цель-то осталась прежней – обеспечить конкурентоспособность отечественного образования, сохранить и приумножить его качество, воспитать гармонично развитую и социально ответственную личность.
Сегодня возникают новые требования к педагогической деятельности, и особую остроту приобретает проблема педагогического профессионализма.
В современных условиях преподаватель вуза становится ключевым звеном в решении важнейшей государственной задачи – подготовки специалистов с высшим образованием и высокой профессиональной квалификацией. По существу, именно от качества деятельности преподавателей зависит общий уровень качества образования в стране.
Мы, педагоги, должны предоставлять своим выпускникам качественное образование, быть центром развития инновации в образовании и научных исследований. Наша задача – максимально меняться в соответствии с требованиями времени и под запросы обучающихся, предоставить им все возможности для развития необходимых навыков и компетенций.
За 30 лет независимости Казахстана система образования прошла через приватизацию, создание множества частных вузов, неоднократную смену стандартов образования, новые законы и требования к качеству образования. Произошла компьютеризация и цифровизация высшего образования, стали оценивать учебные достижения и объем изучаемых дисциплин по новой шкале, все письменные работы проверять на плагиат и подошли к формированию экономики знаний в условиях четвертой промышленной революции. Вузы Казахстана попали в новую реальность согласно новым вызовам.
Да, сейчас высшее образование в Казахстане продолжает реформироваться с учетом требований времени, и от нас зависит, какой путь развития системы отечественного образования мы выберем. Понятно, что решение этой задачи – дело не одного года.
Сауле Назарбекова, доктор химических наук, профессор Южно-Казахстанского университета им.М.Ауэзова
Загрузка...