Методкабинеты и переподготовка педагогов

Сколько методкабинетов в стране, в чем их главные функции, как проводят переподготовку педагогов, какие вузы и по каким программам обучают слушателей. Эти вопросы стали главными на аппаратном совещании МОН.

Региональные кабинеты

Министр образования и науки Асхат Аймагамбетов в начале совещания выразил обеспокоенность качеством работы региональных методических кабинетов (центров), задавшись вопросом, как повысить потенциал и эффективность работы методкабинетов?

С презентацией по этой теме выступил президент Национальной академии образования им. И.Алтынсарина Гани Бейсембаев.

По его информации, в Казахстане действуют 17 методических кабинетов (центров) областного, городов республиканского значения, 199 районных методкабинетов. В них работают 2773 методиста. Он также указал на ряд различий в деятельности региональных методкабинетов, в частности, в организационно-правовом статусе, наименованиях центров и кабинетов, уставе и положениях.

– Также наблюдается разное соотношение количества методистов к количеству педагогов в каждом регионе. Необходимо укрепление материальной базы, – отметил Г.Бейсембаев.

Глава Национальной академии образования им. И.Алтынсарина дал свои рекомендации по улучшению работы методкабинетов в регионах. По его мнению, необходимо внедрять международный опыт супервайзеров по оказанию методической помощи организациям образования, организовать республиканский конкурс «Лучший методический центр», объединить усилия с ФАО «НЦПК «Өрлеу» по изучению сложных тем по основным предметам.

– Региональные методические кабинеты должны стать центрами педагогических инноваций, трансляции современных передовых идей и лучших практик, – считает он.

Резюмируя итоги обсуждения, Асхат Аймагамбетов отметил, что не удовлетворен работой региональных методкабинетов. По его мнению, возможно, необходимо сократить количество методистов, сделав упор на качество их работы, и, соответственно, повысить им заработную плату.

– Недостатков в работе много. Понятно, что требуются единые стандарты. В основном методкабинеты любят заниматься проверками, заполнением ненужных бумаг и прочими делами, не входящими в их обязанности. Но зачастую не выполняют свою главную роль. Хочу подчеркнуть: цель методкабинетов – не проведение проверок, – прокомментировал глава МОН, добавив, что Национальной академии образования им. Алтынсарина нужно проработать и определить функционал работы методкабинетов в регионах.

 Он отметил, что необходимо тщательно обсудить все прозвучавшие сегодня предложения по улучшению и эффективности работы методкабинетов в регионах и по итогам обсуждений принять правильное решение.

Боковой вход в профессию

На аппаратном совещании МОН вице-министр образования и науки Куаныш Ергалиев рассказал, как ведется переподготовка на педагогов лиц, которые не имеют соответствующего образования. В частности, по каким программам и дисциплинам ведется такое обучение.

Спикер пояснил, что лица с профобразованием, не имеющие педагогического образования, впервые приступающие к работе педагога по соответствующему профилю, должны пройти педагогическую переподготовку.

Куаныш Ергалиев отметил, что применяется формат «боковой вход» в профессию педагога, широко применяемый на международной практике. Главная цель – повышение качества и восполнение дефицита педагогических кадров.

Вице-министр сообщил, что в 23 вузах действует 263 образовательные программы педагогической переподготовки. На сегодня 164 слушателя прошли курсы переподготовки. 135 слушателей планируют пройти такие курсы с сентября 2021 года.

– Вузами разработаны такие образовательные программы, как «Педагогика и психология», «Специальная педагогика (дефектолог-логопед)», «Дошкольное образование и воспитание», «Иностранный язык: английский», «Русский язык и литература», «Визуальное искусство, художественный труд, графика и проектирование» и другие, – сказал спикер.

Вице-министр заверил, что все эти программы учитывают потребности рынка труда, ожидания работодателей и запросы слушателей.

– Объем программ – в среднем 40-60 кредитов. В программу включены психолого-педагогические дисциплины (от 30 кредитов) и педагогическая практика (6-10 кредитов). Продолжительность – 5-9 месяцев. Курсы проходят в очной форме. По итогам сдается комплексный экзамен, слушателю выдается сертификат вуза, – отметил Куаныш Ергалиев, добавив, что объем, структура образовательной программы, прием слушателей осуществляются вузами самостоятельно.

Спикер пояснил, что педагогическую переподготовку могут пройти лица, не имеющие педагогического образования, но у которых есть профобразование и квалификация по соответствующему профилю. Например, физик может обучиться на учителя физики. Сначала кандидат проходит курсы переподготовки, сдает национальное квалификационное тестирование и затем входит в профессию педагога.

– Не допускается педагогическая переподготовка лиц, не имеющих педагогического образования, также имеющих профессиональное образование, не соответствующее профилю. Например, химик не может стать учителем биологии. Вместе с тем не допускается переподготовка на новую квалификацию лиц, имеющих педагогическое образование, не соответствующее профилю. Например, учитель физики не может переобучиться на учителя истории. Для получения новой квалицификации данных категорий лиц предлагается второе высшее образование по сокращенным программам, – пояснил Куаныш Ергалиев.

Министр образования и науки РК Асхат Аймагамбетов отметил, что 164 слушателя – недостаточный показатель.

– 164 специалиста прошли курсы – это очень мало, потому что потребность в переподготовке несколько раз выше. Это показывает недостаточную работу, которая проводится в университетах, – отметил министр.

Глава МОН также выразил опасение, что программа переподготовки может стать лазейкой для недобросовестных кандидатов в педагоги.

– Мы утвердили пороговый балл для поступающих на педагогические специальности: увеличили с 50 до 70 баллов. Теперь нужно утвердить такие же пороговые ограничения и для тех, кто проходит переподготовку. Есть вероятность, что те, кто не поступил на педагога, поступив на другую специальность с 50 баллами, могут массово переводиться на программы переподготовки педагогов и пойти в школы учителями. Необходимы предупредительные меры. Либо это будет средний балл диплома, либо средний балл ЕНТ, либо совокупный показатель, – отметил Асхат Аймагамбетов.

Он поручил решить этот вопрос, а также пересмотреть образовательные программы по профпереподготовке, внести их в реестр образовательных программ и усилить работу в этом направлении.

Асет СЫЗДЫКОВ

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий