Казахстанские специалисты прошли в финал международного конкурса инноваций в образовании

Партнерство КазНПУ им. Абая в конкурсе инноваций в образовании (КИвО), ежегодно проводимого Институтом образования ВШЭ (Москва, Россия), организовано в рамках международного проекта «Отбор и оценка образовательных инноваций и проведение педагогического эксперимента», передает пресс-служба КазНПУ.

Чтобы узнать подробности об отборе финалистов КИвО-Казахстан, мы обратились к директору КИвО и участникам проекта.

Директор Конкурса инноваций в образовании Королева Диана (ВШЭ):

– До попадания в финал проекты проходят несколько этапов оценки. Можно сказать, что это «огонь, вода и медные трубы». На первом этапе эксперты оценивают текстовые заявки, сначала отбирается «золотая сотня проектов», а дальше из неё формируется 30-35 проектов, которые выходят на Летнюю школу. Следующий этап – прохождение акселерационной программы. В этом году она проходила в режиме онлайн. В течение месяца команды ежедневно занимались с экспертами и трекерами, и в заключение представили свои проекты жюри. Оценки питчей, сделанных в Летней школе, а также прогресс команд за это время послужили отправной точкой для формирования финального списка проектов, которые попадут в финал КИвО и представят свои проекты жюри, инвесторам и широкой общественности. Мы рады, что в этом году Казахстан крайне активно участвует в международном проекте. Вместе с командой КазНПУ им. Абая нам удалось сформировать базу данных образовательных инноваций и выбрать инициативы для проведения педагогического эксперимента. Таким образом можно будет говорить о доказательности эффективности инноваций, обсуждать лучшие практики, давать рекомендации стейкхолдерами и представителям образовательных стартапов.

Участники международного проекта «Отбор и оценка образовательных инноваций и проведение педагогического эксперимента» рассказали о ходе конкурса и финальных проектах от Казахстана.

Директор Института педагогики и психологии, доцент  Абаева Галия (КазНПУ им. Абая, Алматы):

– КИвО-Казахстан с 1 апреля по 15 мая 2021 года осуществил прием заявок на конкурс.

16 июня 2021 года состоялась пресс-конференция по результатам конкурса инноваций в образовании (www.kivo.hse.ru). Был сделан обзор конкурса инноваций, организована дискуссия о ситуации в сфере образования: конкуренция и альянсы новых и старых игроков. Конкурс организован НИУ ВШЭ и Рыбаков Фондом и впервые в 2021 году проходит в Казахстане при поддержке КазНПУ им. Абая. Стремление выполнить свою миссию по подготовке педагогов, предвосхищающих потребности современного образования на основе передовых методик, национального наследия и мировых подходов, привело наш университет к активной деятельности по сбору и изучению образовательных инноваций. Укрепляя научные связи с НИУ ВШЭ, университет в рамках совместного проекта «Отбор и оценка образовательных инноваций и проведение педагогического эксперимента» поставил цель создать базу образовательных инноваций Казахстана. В результате были отобраны самые актуальные из всех предложенных казахстанских проектов. В данную базу вошли следующие социальные проекты:

Проект 1: Roqed Science – интерактивная виртуальная лаборатория. Компьютерная программа ROQED Science предоставляет возможность моделирования и проведения образовательных демонстраций для учащихся средней и старшей школы.

Проект 2: StudyHelp – платформа для оказания поддержки в обучении для школьников, которая позволяет оказывать квалифицированную репетиторскую помощь в устранении пробелов в знаниях на бесплатной основе студентами педагогического профиля.

Проект 3: Smart Grades – это мобильное приложение на блокчейне, в котором дети «зарабатывают» карманные деньги за полученные оценки в школе, на тренировках, у репетитора и по домашним делам.

Проект 4: QPSY — Цифровизация психологии. Цель проекта QPSY – создание доверительного моста между школьником и психологом.

Проект 5: Образовательный конструктор «Qbit». Робототехнический конструктор «Qbit» позволяет просто ввести в обучение программирование и STEM-подход для учеников от семи лет.

20 апреля 2021 года (преакселератор) в онлайн-режиме участники конкурса смогли заявить о своей идее, сформировать команду для реализации проекта и получить обратную связь от экспертов для уточнения своей заявки на КИвО-Казахстан. А 25 мая 2021 года были подведены итоги сбора заявок и объявлены полуфиналисты КИвО-Казахстан. 31 мая т.г. команды получили приглашение в акселератор конкурса – Летнюю онлайн-школу КИвО (21 июня – 8 июля 2021). Во время Летней школы благодаря менторам, трекерам и наставникам проекты получили возможность выйти на новую стадию развития и бороться за участие в финале КИвО-2021 [2]. В конкурсе КИвО-Казахстан приняли участие команды в составе 2-6 человек, работающих над образовательным проектом, без ограничений по возрасту и опыту. 

Доцент Акпаева Асель (КазНПУ им. Абая, г. Алматы):

– К первому отборочному этапу КИвО-Казахстан были привлечены эксперты-добровольцы, подходящие по выдвинутым организаторам критериям. «Слепая» экспертиза отобрала проекты в полуфинал. Так, от Института педагогики и психологии КазНПУ имени Абая экспертами, помимо нас, членов проекта, были кандидат педагогических наук, профессор Колумбаева Шолпан, кандидат физико-математических наук Кыдырбаева Азаткуль. Это педагоги с большим профессиональным стажем и опытом работы в образовательных проектах.

В финал были отобраны две заявки:

1. Smart Grades (Нур-Султан) – мобильное приложение для детей и родителей по контролю за успеваемостью;

2. QPSY – Цифровизация психологии (г. Нур-Султан) – платформа для оказания психологической помощи школьникам.

– Smart Grades – это мобильное приложение для повышения мотивации ребенка по всем направлениям: школа, репетиторы, секции, домашние дела и даже полезные привычки с функцией вознаграждения за оценки.

Мы взяли небольшое интервью у основателей проекта. Семья Жасулана и Алии Тукеновых из г. Нур-Султан:

«Проблема, которую мы решаем – это низкая мотивация детей к обучению. Каждый второй ребенок имеет проблемы с мотивацией.

Вторая проблема – это чрезмерное времяпровождение детей за гаджетами. 70% опрошенных нами родителей признались, что самая главная причина ссор их со своими детьми – это гаджеты.

Решение простое и справедливое: в приложении имеются две функции вознаграждения: первая – это реальные деньги, вторая – время провождения за гаджетом. Ребенок получает оценку, оценка конвертируется в деньги или время за гаджетом, согласно заданному курсу родителя, ребенок получает столько карманных денег или столько времени за гаджетом, сколько заслужил своим трудом.

Данная методика разработана мною и моей супругой Алией. Мы воспитываем сына Мансура. Благодаря данной системе Мансур в свои 8 лет уже читает со скоростью 421 слово в минуту с пониманием текста 80% (то есть почти в 2,5 раза быстрее средней скорости взрослого человека (201 слово в минуту)».

Жасулан и Алия Тукеновы понимают, что вектор развития направлен на рынок США, так как там наиболее развита культура детских карманных денег. Но начинать проект они намереваются с рынка Казахстана и России.

Свой первый эксперимент они провели уже в школе № 39 г. Нур-Султан. Это школа для детей, которые оказались в трудной жизненной ситуации, были отчислены из других школ, имеющие проблемы с поведением и обучением. Так вот, в результате пилота за две недели 90% троечников стали ударниками.

Летняя школа КИвО дала возможность получить советы и обратную связь от других участников, и экспертов. Жасулан отмечает, что они получили знакомства с ребятами из других российских стартапов, предварительно договорились провести коллаборации.

Доктор PhD, старший преподаватель Ахметова Айгуль (КазНПУ им. Абая, г. Алматы):

– В современном мире цифровые технологии проникают во все сферы деятельности человека и вносят в нее значительные изменения. Цифровые устройства и системы используются в обществе повсеместно, и мы уже не представляем свою жизнь без них. Требования современного общества в решении проблем внедрения цифровых технологий в организации образования РК актуализируют необходимость создания научно-методической основы и условий для обеспечения управления результатами психолого-педагогической службы в условиях дистанционного, смешанного обучения.

В связи с этим IT-социальный проект «QPSY – Цифровизация психологии» востребована современным обществом для решения психологических проблем личности, а также для оптимизации деятельности педагогов и психологов в Казахстане.

QPSY – Цифровизация психологии (г. Нур-Султан) имеет такое название, потому, что включает в себя разработку веб-приложения в связке с телеграмм-ботом для оказания психологической поддержки школьникам и студенческой молодежи. Авторы – разработчики приложения – ребята из г. Нур-Султан Жумабай Нурдаулет и Алимусин Бекет. Апробация данной программы будет сопровождаться консультациями педагогов-психологов от Института педагогики и психологии под руководством доктора PhD, педагога-психолога высшей категории Ахметовой Айгуль. 

Команда отмечает, что такого рода проекта нет на рынке СНГ, Европы и США. Оригинальность данной идеи состоит в получении анонимной информации и обеспечение доступной психологической консультации, создание обучающего пространства с помощью электронного программного обеспечения.

Апробация и внедрение IT-социального проекта «QPSY – Цифровизация психологии» будет способствовать решению профилактики аутодеструктивного поведения подростков и молодежи, задачи анонимного и удобного общения молодых людей с психологом. Цифровая программа представляет собой дополнительный многофункциональный инструментарий для школьных психологов, требующий переосмысления целей, задач, содержания, технологий работы с молодыми людьми группы риска.

В кейсах электронной программы «QPSY – Цифровизация психологии» предусмотрены некоторые виды психолого-педагогической и социально-педагогической поддержки подрастающего поколения, удобства для использования специальных цифровых инструментариев для получения помощи от специалистов, продуманы и внедрены «экстренная кнопка», анонимное анкетирование для ведения статистики школьников с высоким уровнем тревожности, с переживанием хронического стрессового состояния, а также склонных к депрессии.

Основными функциональными особенностями программы являются:

– код школы, позволяющий определить место нахождения школьника и привязывающий его к психологу;

– кнопки «написать психологу», «горячая линия», связывающие с экстренной службой;

– кнопка «анонимного опроса» и выгрузки информации с базы данных;

– чаты с диалогами психолога с учениками, кнопка «офлайн» с направлением к штатному психологу;

– лента для повышения компетентности школьных психологов, где раздел «лента» пополняется статьями, методичками, материалами и скриптами общения с детьми;

– спецаккаунты, выдающиеся психологам с высокой квалификацией, имеющие возможность просмотра статистики каждого школьного психолога, редактирования материалов, статей в разделе «лента».

Ожидаемые результаты от внедрения программы: влияние на улучшение психологического, социального, духовного здоровья школьников, молодежи; снижение количественных показателей домашнего насилия, оказание помощи детям при домашнем насилии; содействие в снижении показателей аутодеструктивного поведения, тревожного и стрессового состояния школьников, молодых людей.

Цифровая программа «QPSY – Цифровизация психологии» разработана с учетом всех методических требований, предъявляемых к цифровым программам, направленных на профессиональную организацию психолого-педагогической поддержки школьников и молодежи.  Для того, чтобы организовать апробацию в вузах и школах страны командой проекта были получены рецензии, отзывы, рекомендательные письма от ведущих ученых, специалистов-практиков Казахстана:

– директора Центра теории и методики воспитания Национальной академии образования имени И.Алтынсарина А.Мамырхановой;

– научного консультанта Центра развития одаренности и психологической службы «Астана дарыны» Тесленко А.Н.;

– руководителя отдела психологической службы Центра развития одаренности и психологической службы «Астана дарыны» Кунанбаевой М.Н.;

– президента общественного фонда «BILIM FUNDATION»  Айтмухамбетова Е.;

– доктора PhD отдела образовательных программ дошкольного образования, социальной педагогики и самопознания (КазНПУ им. Абая?) Ахметовой А.И.;

– доцента кафедры профессионально-психологической подготовки и управления ОВД Алматинской академии МВД РК имени М.Есболатова Шахановой Д.А.;

– заведующей кабинетом монтессори, старшего преподавателя (?) НЦПК «Орлеу» г. Алматы Мусиной С.

Цифровая программа «QPSY – Цифровизация психологии» разработана с учетом всех методических требований, предъявляемых к цифровым программам, направленных на профессиональную организацию психолого-педагогической поддержки подросткам и молодежи.

Пожелаем успехов инноваторам Казахстана на заключительных презентациях проектов, которые состоятся 28 октября в г. Москва.

 

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий