Вырваться из бумажных оков

С мая 2020 года в Казахстане действует приказ министра образования и науки РК, который четко решил вопрос предоставления педагогами отчетности. Согласно приказу учитель-предметник должен заполнять ежедневно только два документа: классный журнал и поурочный (краткосрочный) план. Все остальные многочисленные документы отменены. Однако, как показывают проверки МОН, в некоторых регионах администрации организаций образования до сих пор грешат требованиями лишних бумаг у педагогов.

526 запросов по истребованию отчетности

Когда публиковался приказ, Асхат Аймагамбетов дал однозначно понять, что в центре образовательного процесса должен находиться ребенок, его личность, а не перебирание и заполнение многочисленных бумаг. Поэтому министерство законодательно освободило педагогов от ненужных дел, чтобы все свое рабочее время они тратили на детей, повышали качество их знаний, работали с ними индивидуально и творчески.

Хороший, гуманный посыл, но на деле не все руководители школ, отделов и управлений образования поняли его и продолжают работать «по старинке». Тревожные звонки от учителей, жалующих на бумажную волокиту, тормозящую учебный процесс, приходили периодически со всех регионов страны. По всем обращениям территориальные департаменты по обеспечению качества в сфере образования и науки МОН РК проводили проверки, выезжали, если факт подтверждался, то виновное лицо привлекали к ответственности.

Как сообщила на прошедшем аппаратном совещании МОН РК председатель Комитета по обеспечению качества в сфере образования и науки Гулзат Кобенова, в результате мониторинга деятельности управлений образования выявлены факты истребования излишней отчетности у педагогов. В организации образования были направлены 526 запросов по истребованию отчетности. Больше всего фактов в Павлодарской области – 292 запроса, в Мангистауской области – 91, в Костанайской области – 48, в Акмолинской области – 41, Туркестанской области – 25, Карагандинской области – 12, СКО – 10, в г. Шымкенте – 3 запроса.

– Необходимо отметить, что большинство поручений по привлечению педагогов к несвойственным функциям и истребованию излишней отчетности передается посредством WhatsApp и Telegram-каналов или устных поручений. Об этом свидетельствуют многочисленные жалобы педагогов, равно как и публикации в социальных сетях, – отметила Гулзат Кобенова.

По ее данным, за 9 месяцев текущего года в департаменты по обеспечению качества в сфере образования и науки поступило более 1100 обращений. А на телефон «горячей линии» за последний месяц – 425 звонков.

– В результате департаментами рассмотрены 132 дела, из них по 101 случаю подтвердились факты нарушения прав педагогов, в том числе 78 обращений рассмотрены на советах по педагогической этике и защите прав педагогов при территориальных департаментах, – сказала председатель комитета.

Заметим, что цифры по истребованию отчетности, озвученные Кобеновой, это только факты нарушения со стороны отделов и управлений образования. Мы не говорим уже о «терроризировании» отчетами педагогов со стороны некоторых директоров и завучей школ, колледжей и вузов.

Опрос профсоюза педагогов

Заместитель председателя Казахстанского отраслевого профессионального союза работников образования и науки Виктор Беженаров (на фото), который многие годы занимается защитой прав педагогов и участвует в разработке законодательства в данной сфере, прокомментировал нашему изданию, что думает о теме отчетности учителей и преподавателей. По его словам, Закон РК «О статусе педагога» четко установил правовые и социальные гарантии педагогов. Однако, несмотря на это, нарушения прав работников образования все же происходят.

– В феврале-марте 2021 года мы по всей стране провели анкетирование педагогов всех уровней, кроме работников вузов. В опросных листах были все основные вопросы, касающиеся выполнения работодателями и организациями образования положений Закона РК «О статусе педагога» в части, определяющей условия труда, гарантий и льготы педагогам, повышения их профессионального мастерства и т.д. В том числе отдельным пунктом шел вопрос: требует ли руководство у педагогов отчеты и информации, не предусмотренные законодательством, – сказал Виктор Беженаров.

Всего в анкетировании приняло участие 62 973 респондента со всех регионов республики, из них 81,2% – педагоги организаций среднего образования, 11,7% – дошкольного образования, 7,1% – работники ТиПО, организаций дошкольного образования. Наибольший охват респондентов составили: педагоги Актюбинской области – 8327 человек (13,2%), Жамбылской – 7274 (11,6%), Восточно-Казахстанской – 5890 (9,4%), Павлодарской областей – 5860 (9,3%).

– Вместе с тем значительная часть участников анкетирования указывают на ряд вопросов, которые требуют своего решения для реализации Закона РК «О статусе педагога». По результатам опроса 12% педагогов заявили, что представляют руководству отчеты и информацию, не предусмотренные законодательством. Также 20,9% педагогов отмечают факты привлечения их к работам, не связанным с их профессиональной деятельностью, 9,7% педагогов подтверждают факты проверок деятельности педагогов, не предусмотренных законом, – привел цифры зампредседателя профсоюза.

12% тех, кто открыто сказал, что от них требуют отчетность, в масштабах республики цифра немаленькая. Даже в анонимных опросах некоторые педагоги, боясь давления со стороны начальства, не осмелятся говорить о незаконных требованиях по предоставлению отчетов. Поэтому реальная картина может быть гораздо масштабней.

Однако вина в этом не только в самом руководстве организаций образования: некоторые «нарушители» не владеют полной информацией о принимаемых законах и правильном их применении. Как отметила председатель Комитета по обеспечению качества в сфере образования и науки Гулзат Кобенова, необходимо принять меры по повышению правовой грамотности работников управлений и отделов образования, проводить соответствующие обучающие семинары и разъяснительную работу по правоприменительной практике.

Что говорит международный опыт?

Результаты исследования TALIS-2018, в рамках которого учителям задавали вопросы об их рабочей нагрузке, демонстрируют значительные различия между странами в количестве времени, затрачиваемого на выполнение преподавателями своих рабочих задач.

Так, например, в Италии, Турции, Бельгии, Финляндии, Эстонии, Нидерландах, Австрии и Франции учителя большую часть своего времени посвящают непосредственно преподаванию и планированию уроков. При этом преподаватели из Австралии, Новой Зеландии, США, Великобритании и в особенности Японии преимущественно занимаются выполнением административной работы, в том числе и заполнением отчетности, а также взаимодействием с коллегами и родителями учеников, организацией внеклассных мероприятий.

В России, как и в нашей стране, в декабре прошлого года был принят нормативный документ о сокращении отчетной документации для педагогов. В РФ установлены только четыре вида отчетов, которые обязаны предоставлять учителя: это документация по основной образовательной программе для каждого из уровней общего образования, журнал учета успеваемости, журнал группы продленного дня, а также материалы личного дела обучающегося. Всю остальную внутришкольную писанину учителя предоставлять не обязаны.

Зампредседателя профсоюза работников образования и науки Виктор Беженаров считает, что казахстанский закон «О статусе педагога» является одним из лучших законодательных баз в постсоветском пространстве.

– Чтобы нам не допускать нарушения, нужно не скрывать такие факты. Закон, защищающий педагогов, у нас принят и действует. В той же самой России такой закон отсутствует. Они больше обращаются к нашему опыту. Нужно активнее защищать свои права. Казахстанский отраслевой профсоюз работников образования и науки на своем сайте и в социальных сетях неоднократно разъяснял пути и формы защиты. Для того чтобы воздействовать на нарушителя закона, нужно, по меньшей мере, получить сигнал о нарушении. Наша страна – наш дом, давайте все вместе наводить в нем порядок, – призвал эксперт.

Асет СЫЗДЫКОВ

 

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий