Беседа с Паатой Амонашвили: ответы на вопросы
Как перевоспитать избалованного ребенка? Должен ли учитель относиться ко всем ученикам одинаково? Как помочь замкнутому и стеснительному ученику? Как создать безопасную среду в условиях инклюзивного образования? Какие ошибки совершают учителя и родители, и есть ли способы их избежать?
15 октября 2021 года состоялась онлайн-встреча педагогов и родителей Казахстана с доктором психологических наук, президентом международного центра гуманной педагогики и научным руководителем детского дошкольного образовательного учреждения «Басти Бубу» (Грузия, Тбилиси) Паатой Амонашвили, на которой в поисках ответов на злободневные, волнующие вопросы участники получили много полезного и вдохновляющего о детях, о себе, о своих внутренних ощущениях.
Ключевыми словами семинара были: «ребенок как явление», «любовь к детям», «предназначение», «умение прощать» и др.
В беседе с Паатой Амонашвили большое внимание уделялось роли учителя в воспитании детей, выяснялись причины его профессионального выгорания. Педагог рассказывал о том, что следует проявлять любовь к каждому ребенку, ппринимать каждого ребенка как явление. Не один раз он подчеркивал мысль, что воспитывать ребенка нужно любовью.
Один из вопросов прозвучал так: «Как освободиться от чувства вины перед собственными детьми из-за того, что им что-то недодали? Что бы Вы ответили родителям?»
Паата Шалвович начал свои рассуждения с вопроса: «Когда мы чувствуем, что провинились, что мы обычно делаем? Есть один простой способ: попросить прощения. Можно ли подойти к детям, когда видишь свои ошибки, допущенные в жизни, и откровенно побеседовать с ними от «сердца к сердцу», описать свои поступки; что могли бы сделать, но не сделали; попросить прощения. Проводится глубинная беседа, которая затем в корне меняет отношения с детьми: на долгие годы, на всю жизнь. Происходит внутренний процесс, который приводит к освобождению от чувства вины. Истинное прощение – это покаяние».
Была затронута одна из важных тем педагогики: отличие гуманной педагогики от авторитарной, которая проходила красной нитью на встрече, объединяя все прозвучавшие вопросы участников. Говоря о совести, Паата Шалвович привел в пример историю из своего детства, которая оказалась ключевой в становлении Пааты Шалвовича как личности, когда гуманный подход и мудрость родителей помогли ему осознать свои ошибки. По словам педагога, гуманный подход к детям направлен не на внешние формы наказания, как в авторитарной педагогике, а на внутренние ощущения, для пробуждения голоса совести внутри человека, пробуждения лучшей энергии во внутреннем мире ребенка. Учитель, да и любой взрослый, должен всегда быть готовым, чтобы пробудить совесть в ребенке, когда это необходимо, не прибегая к внешним наказаниям.
Что нужно сделать, чтобы ученики любили учителя искренне?
Паата Шалвович отмечал, что с точки зрения гуманной педагогики любое воспитание, любое обучение станет ценным, эффективным и приведет к каким-то благим результатам в том случае, если присутствует искренняя любовь ученика к учителю, которая рождается от безусловной любви самого учителя к ученику.
Первое. Учитель, безусловно, любит своего ученика: любит искренне, как явление, любит каждое его проявление. Только в этом случае рождается ответная любовь учеников к учителю, которая затем проявляется во многом. Второе. Ученики становятся более мотивированными к учению, но не на само обучение, а на отношения с любимым учителем.
«Основной задачей для гуманного педагога является внутреннее раскрытие «любовных нитей» к ученикам», – неоднократно повторял Паата Амонашвили.
Во время беседы слушатели интересовались, как поступить учителю, если учащиеся считают, что он не всегда одинаково относится ко всем детям: с кем-то строг, с кем-то мягок. Педагог призывает участников эфира стремиться к идеальному обучению через одинаковое отношение ко всем ученикам. Предлагает и родителям, и учителям изучать мир детей вместе с ребенком, слушать и слышать его представления о мире. Только в таком случае детям можно предложить познакомиться с миром учителя и заинтересовать его. Воспитание детей происходит тогда, когда они слушают учителя, следовательно, только тогда ребенок начинает любить его, как он их.
Паата Амонашвили убеждал участников в том, что учитель должен позволить ребенку почувствовать себя взрослым, быть свободным в выборе. Прежде всего, ребенок – это явление, которым движут три силы: желание стать взрослым, желание развиваться и желание быть свободным. Так же, как и семечко, попавшее в плодородную почву, не может не произрасти, так и ребенок не может ни взрослеть, ни развиваться и стремиться к свободе, если отсутствуют на то условия. Однако нельзя это спутать с вседозволенностью. Учитель должен учитывать то, что ребенок сам выбирает свой путь: один ученик идет по своей дороге медленно, другой – может запутаться, делает ошибки, третий смело идет вперед к своей цели.
Когда Паату Шалвовичу задали вопрос о профессиональном выгорании, он задумался и задал встречный вопрос слушателю: «Не задавались ли вы вопросом: своим ли делом я занимаюсь?»
Далее участники услышали меткое высказывание педагога: «Выгорание – это психологическая усталость, но, если мы относимся к своей работе как к служению, эмоционального выгорания быть не может. Если мы выгораем, значит, нам не хватает счастья. Служение должно вдохновлять душу учителя. Как сказал Ян Амос Каменский: «Нужно разобрать до последнего камня школу, где нет радости, и построить на ее месте школу, где будет царить радость».
В вопросе о роли учителя прозвучала очень глубокая мысль: важно взращивать человека не только в учениках, но и в самом себе.
«Главным в процессе обучения и воспитания становится взаимный поиск вечности, взаимное воспитание человечности. Обучение в радости – несравненно более высокое обучение, чем в принуждении. Полюбите детей так, чтобы ваша любовь была близка к небесной форме любви», – такое наставление дал Паата Амонашвили в заключение своего выступления.
Во время прямого эфира прозвучало множество разных вопросов как от родителей, так и от учителей. Примечательно, что Паата Амонашвили внимательно слушал каждого, кто обращался к нему за советом, подробно выяснял детали проблемы. Что удивило и восхитило: это то, что он легко находил решение на все вопросы.
В конце встречи слушатели выразили огромную благодарность Паате Шалвовичу за полученные в ходе эфира энергию и настроение, за создание теплой атмосферы, вдохновение и открытие новых граней духовного развития человека, за то, что довелось приблизиться к гению педагогического мастерства.
Надеемся, что истории Пааты Шалвовича о профессиональной практике, о его детстве, авторские советы и рекомендации послужат педагогам в их деле осуществления своей высокой миссии – служения детям!
Айгерим Сапарбаева, старший научный сотрудник отдела образовательных программ и посткурсового сопровождения Национального института гармоничного развития человека,
Куляш Алибекова, начальник отдела образовательных программ и посткурсового сопровождения Национального института гармоничного развития человека
Загрузка...