Осознанное чтение как основа развития математической грамотности

В 2022 году основное направление исследования PISA – математическая грамотность. Исследование PISA-2021 будет измерять, насколько эффективно образовательные системы стран готовят учащихся к использованию математики во всех аспектах их личной, общественной и профессиональной жизни.

В рамках исследования PISA-2021 будет использоваться следующее определение: математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах. Она включает в себя понятия, процедуры и факты, а также инструменты для описания, объяснения и предсказания явлений. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане в XXI веке».

Развитие математической грамотности учащихся напрямую связано с развитием навыков смыслового и функционального чтения.

В связи с этим 28 октября 2021 года Карагандинский филиал «Өрлеу» провел для учителей математики республиканский вебинар на тему «Осознанное чтение как основа развития математической грамотности».

Цель вебинара – обмен опытом, осмысление самых успешных образовательных практик по формированию и развитию функциональной грамотности школьников.

Педагогам был представлен доклад «Математическая грамотность: развитие смыслового чтения на уроках математики», с которым выступила Ташетова Салтанат Садыковна, старший преподаватель кафедры методики преподавания естественных и гуманитарных дисциплин филиала «Өрлеу» по Карагандинской области». В своем докладе она ознакомила участников вебинара с математической грамотностью учащихся, рассказала о том, что её развитие напрямую связано с развитием навыков смыслового и функционального чтения. Стратегии смыслового чтения чётко прослеживаются в этапах работы над решением текстовых задач на уроках математики.

Чтобы справиться с решением задачи, учащиеся должны:

  • осмысленно читать и воспринимать на слух текст задания;
  • уметь извлекать и анализировать информацию, полученную из текста;
  • уметь критически оценивать данную информацию;
  • уметь читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения.

Хизирова Айгуль Кадыровна, координатор ведущей школы СШ им. А.Саттарова с дошкольным мини-центром Ескельдинского района Алматинской области выступила на тему «Грамотность чтения как основа развития функциональной грамотности школьников». Особое значение придала формированию логической грамотности. В своем она выступлении отметила, что главной задачей на уроках математики является развитие словесно-логического мышления. Формируя функциональную (математическую) грамотность, необходимо наполнить математическое образование знаниями, умениями и  навыками, связанными с личным опытом и потребностями  ученика с тем, чтобы он смог осуществлять продуктивную и осознанную деятельность по отношению к объектам реальной действительности.

«На уроках мы должны учить ставить цели и планировать деятельность по их достижению, учить добывать нужную информацию, используя доступные  источники (справочники, учебники, словари, СМИ), передавать её. Не забывать о том, что дети должны уметь высказывать и аргументированно отстаивать своё мнение», – отметила А.Хизирова.

Эффективными практиками по формированию математической грамотности учащихся поделилась с коллегами Байғанат Ризагул, учитель математики школы №2 Астраханского района Акмолинской области, рассмотрела способ решения изобретательских и творческих задач по математике. Для достижения этих целей выделила следующие задачи:

  • развивать и поддерживать интерес к математике;
  • сформировать способы продуктивной деятельности;
  • развивать логическое мышление, пространственное воображение;
  • развивать навыки исследовательской работы;
  • научить пользоваться справочной и научной литературой, а также интернет-источниками;
  • научить видеть связь математики с другими видами наук.

Также было отмечено, что нужно применять различные средства и методы обучения для формирования креативности необходимо как на уроках, так и во внеурочной деятельности учащихся: на занятиях факультатива, кружка, организации проектной работы.

Свой опыт по развитию финансовой грамотности школьников представила Воронова Елена Владимировна, учитель математики школы №32 г. Караганды. Елена Владимировна познакомила с программой элективного курса «Финансовая грамотность», также с целью программы: развитие финансового образа мышления и повышение уровня финансовой грамотности молодежи; овладение умениями получать и критически осмысливать финансовую информацию, оценивать финансовые предложения, а также делать осознанный выбор для достижения личных финансовых целей и воспитание личной ответственности за финансовые решения.

В своем выступлении Казанбаева Заида Мирзагалиевна, учитель математики школы №13 г.Жезказган, ознакомила коллег с результатами исследования о влиянии активных методов обучения на осознанность понимания школьниками текста математической задачи. Также учителя получили практические рекомендации по использованию активных приемов и методов обучения для:

  • вовлечения всех учащихся в учебных процесс;
  • формирования у учащихся интереса к чтению путем внедрения нестандартных форм и методов работы с текстом;
  • развития навыков логичного и аргументированного изложения ответов на поставленные вопросы;
  • развития умений работать в команде и вырабатывать единое мнение;
  • организации различных видов деятельности учащихся с целью развития творческого мышления;
  • развития чувства уверенности и воспитание лидерских качеств.

Участникам вебинара представилась возможность обсудить проблемы и поделиться опытом по формированию и развитию математической грамотности. Педагоги отметили практическую направленность мероприятия, поблагодарили за предоставленную возможность познакомиться с опытом коллег и пополнить свою методическую копилку. 

В исследовании PISA-2021 ключевой составляющей понятия математическая грамотность является математическое рассуждение.

Способность рассуждать логически и убедительно формулировать аргументы  – это навык, который приобретает все большее значение в современном мире. Математика – это наука о четко определенных объектах и понятиях, которые можно анализировать и трансформировать различными способами, используя математическое рассуждение для получения выводов.

С.Ташетова, старший преподаватель кафедры методики преподавания естественных и гуманитарных дисциплин ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Карагандинской области

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Читайте также:

Добавить комментарий