Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века

«Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить, и приумножать эту красоту, а не разрушать её!»

Ю.А.Гагарин

Осознавая себя в окружающем мире, люди всегда связывали свое существование с жизнью Космоса. В связи с этим, хочу рассказать о космическом сознании человека. Можно определить космическое сознание как человеческое свойство воспринимать или осознавать Космос. Самым первым зародышем космического сознания было простое созерцание звездного неба, которое затем перешло в его систематическое наблюдение и изучение. Попытка объяснить существующую закономерность между земными и небесными явлениями привела к появлению системы астрологических знаний. Позже появилась астрономия – древнейшая из наук, свидетельствующая о том, что изучение неба было одной из самых первых интеллектуальных потребностей человека.

Изучая прошлое, мы обнаруживаем присутствие космизма и в искусстве. В отдаленные тысячелетия уходят наскальные рисунки, изображающие небесные светила. Космические мотивы в виде ритмичного орнамента и солярных знаков присутствуют в прикладном народном творчестве. Большинство народных праздников, ритуалов и обрядов отображают именно космические явления. Одними из самых первых представлений человека о Космосе были космогонические мифы о Вселенной, мифы о богах, населяющих небо и управляющих земной жизнью. Небо выступало перед человеком, как направляющее начало [1].

Космос помогал ориентироваться в пространстве и времени, организовывал повседневную жизнь. Человек был глубоко уверен в существовании своей неразрывной связи со Вселенной и свои земные дела оценивал с космических позиций. Однако при этом потерялась цельность и единство восприятия мира, но зато прибавилась важная сторона его познания – тщательное изучение мира материи, его движения и физических свойств. И религиозное и научное мировоззрение содержат в своей основе космичность, то есть видение взаимосвязи человека и Космоса, хотя форма и качество проявления космизма у них различные.

Таким образом, космическое сознание – это коренная особенность человеческого интеллекта. Можно предположить, что космическое сознание является частью нашей генетической программы. И это не случайно. Являясь частью Космоса и развиваясь по его законам, человек в своей основе имеет космическое происхождение [2].

Эволюция Космического сознания от простого созерцания величественной картины звездного неба до религиозного верования в его высшую разумную силу и научного осмысления Космоса – это сложный закономерный процесс, который неизбежен и ведет к постоянному расширению знаний о Вселенной, т.е. к возрастанию и качественному изменению космического сознания. Космическое сознание тесно связано с мировоззрением, оно формирует человека, как мыслящее существо и играет важную роль в его жизни [3]. В современную эпоху космическое сознание  претерпевает существенные качественные изменения. Это связано с интенсивным освоением и изучением Космоса, а также с тем, что человечество подошло к критической точке своего развития, о чем свидетельствуют наступившие глобальные кризисы на Земле [4].

Важным событием в области изучения Космоса стало возникновение в середине прошлого века нового научного направления, занимающегося поиском жизни и разума во Вселенной. Благодаря интенсивному изучению Космоса земное обособленное сознание человека постепенно расширяется до масштабов всей видимой Вселенной. Изучение физики Солнца, гравитационных воздействий ближайших небесных тел, проблем астероидной и кометной опасности показало зависимость нашей планеты от ближайших космических объектов и навело на мысль о возможной зависимости и от всего Космоса в целом [5]. 

Сегодня, на наших глазах происходит удивительное явление сближения мировоззрения точных наук и духовной области, которое может полностью перевернуть наше представление о Вселенной и человеке и привести к формированию новой парадигмы познания и к созданию целостной картины мира. [6]

Изучая Солнечную систему, главная наша система, человек узнал об уникальности своей планеты. В связи с этим, люди все больше приходят к мысли о необходимости особенно ответственного подхода к сохранению природы и цивилизации Земли. Человечество также начинает понимать необходимость осознания ответственности за возможные последствия своей деятельности и в масштабе всего Космоса. Таким образом, уже в наше время зарождается космо-экологическое мышление.

Космическое сознание представляет собой чрезвычайно важный элемент духовного начала человека, обращенного к общечеловеческим ценностям. Космическое сознание начинает прорываться во все сферы человеческой деятельности. На всех уровнях современного развития – научном, культурном, бытовом – мы наблюдаем возрождение в сознании человека древней идеи космизма [7].

Изучение Вселенной должно помогать ребенку стать творческой личностью в максимально возможной для него степени. Космическое сознание должно сочетать и повседневное существование и космическое измерение человека и бытия. Задача состоит в том, чтобы правильно расставить приоритеты. Космическое сознание — это система мышления и образ жизни, который вырабатывает привычку жить согласно законам природы и эволюции. И конечно же, в Обсерватории центра «Бобек» космическое сознание поднимает нравственность, устремляет к духовному развитию, повышает культурный уровень ребенка.  А так же, Воспитывая космическое сознание, мы развиваем у ребенка новую систему ценностей – духовных, которая основана на понимании Вселенского закона. Ребенок постигает, что является неотъемлемой частью беспредельного Космоса. Это порождает у него глубокое уважение к жизни и сочувствие ко всем живым существам, а, следовательно, значительно уменьшает склонность к аморальному и антисоциальному поведению, учит его любви, состраданию и терпимости. Он начинает понимать, что сам является важной частью единого Целого и потому, вредя другим, он вредит себе. Такое поведение ребенок сознательно сделает исходною точкою и базисом всей своей последующей жизни. [8].

Одним из шагов к формированию космического сознания может стать работа с подрастающим поколением в области SТЕM, в которой тесно переплелись научные, философские и духовные искания человечества. Занимаясь задачей STEM, учащиеся получают возможность посмотреть на свою планету как бы со стороны и оценить все происходящее на земле. И это особенно важно для подрастающего поколения, так как от их мировоззрения будет зависеть дальнейшая судьба планеты.

А.Ж. Кенжетай,
Заместитель директора Обсерватории ННПООЦ «Бобек»

 

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий