Интервью главного редактора «Білімді ел — Образованная страна» Ляззат Туркестановой с ректором КазНПУ им.Абая Дарханом Биляловым

 

Ректор Казахского национального педагогического университета  имени Абая Дархан БИЛЯЛОВ дал интервью газете «Білімді ел – Образованная страна». В своем кабинете в непринужденной обстановке он рассказал о главной цели и задачах возглавляемого им вуза, поделился мыслями о роли современного учителя и дал несколько советов нашей редакции, какие рубрики и темы в газете были бы интересны нашим педагогам.

– Дархан Нурланович, мне очень приятно приехать в ваш замечательный университет – старейший вуз страны. Вы возглавили его недавно. Скажите, какая у вас самая главная цель в деле подготовки специалистов для сферы образования Казахстана?

– Думаю, здесь нет какой-то моей личной цели. Есть цель нашего университета, его коллектива. Есть определенная миссия: мы готовим педагогов, предвосхищающих требования рынка труда, использующих инновации в педагогике. Мне нравится высказывание Джона Дьюи, известного американского педагога начала XX века: «Если мы сегодня будем учить наших детей так же, как учили их вчера, то мы лишаем их завтра». И в этом плане, я думаю, наш университет, являясь флагманом педагогического образования, должен смотреть в будущее. Соответственно, наши выпускники должны быть готовы не только к сегодняшнему дню, а быть на шаг впереди – думать, что будет завтра, через пять лет. То есть мы должны давать такие знания, которые нужны системе образования, чтобы вовлечь наших детей в образовательный процесс.

– Недавно вы заключили меморандум о сотрудничестве с Управлением образования г. Алматы. С чем это связано и в чем его важность?

– К меморандумам у людей бывают разные отношения, кто-то говорит, что это не имеющий большого значения документ. В нашем случае, в особенности с Управлением образования Алматы, это очень важный документ в том смысле, что сотрудничество есть, оно было исторически, и оно будет. В первую очередь это главный работодатель наших студентов. Есть, например, кафедры нашего вуза, которые открыты в школах города и в Алматинской области. Конечно, многие из наших выпускников идут работать учителями в школы Алматы. Также они трудятся по всей стране, очень много наших выпускников в западных регионах.

Формализация определенная тоже нужна. Мы определили новые направления дальнейшей работы, переговорили по некоторым конкретным проектам, которые хотели бы реализовывать с наибольшей эффективностью. И есть такие злободневные темы, по которым необходимо закрывать определенные пробелы в знаниях студентов.

– Дархан Нурланович, скажите, пожалуйста, что нужно сделать, чтобы из стен педагогических вузов выходили нормально подготовленные учителя?

– Я думаю, что мы готовим хороших учителей. Abai University – это университет инноваторов. Если в целом, конечно, необходима тесная связь с практикой. Одно из стратегических направлений – это вовлеченность университета в процессы развития образования, тесная работа со школами, управлениями образования, с другими подведомственными организациями МОН РК. В том числе и с частными школами, поскольку, когда мы говорим о школах, стандартно имеем в виду государственные. Сейчас идет бум частных школ, в рамках государственно-частного партнёрства это все развивается. Большое количество предпринимателей появилось и в образовании. То есть мы стараемся взаимодействовать с разными игроками.

Считаю, что педагогический вуз должен очень активно работать со школами и не должен ограничиваться тем, что отправлять студентов на практику. Здесь должно быть более широкое взаимодействие, методологическая поддержка, где-то совместное исследование, предвосхищение требований рынка труда, например, какой сегодня нужен учитель школе.

Второе, конечно, наш выпускник должен быть хорошо подготовлен к будущей работе. Вот он пришел, в первый день ему дали 5 «В» класс, и он готов преподавать. Этого ждать, считаю, нельзя. Но здесь многообещающей является именно такая практическая компонента. Как пример, в нашем вузе с 2019 года реализуются элементы дуального обучения, то есть непрерывная практика с 1 курса. А на четвертом курсе наши студенты основное время находятся на практике.

По результатам прошлого года 297 четверокурсников, примерно каждый пятый, уже был трудоустроен к моменту окончания обучения. Ему сказали, ты нам нравишься, мы с тобой работали целый год. И в этом плане такие инновационные идеи должны иметь место быть. Важно привлечение учителей к передаче своего профессионального опыта будущим коллегам. Каким бы великим ни был профессор, который несколько лет не видел, как выглядит класс, как выглядят пятиклассники сегодня, ему нужно быть в курсе всех последних событий.

– Дархан Нурланович, приятно было услышать, что вы очень позитивно отзываетесь о газете «Білімді ел – Образованная страна». И мне очень важно узнать мнение ректора вуза, готовящего педагогические кадры, какие рубрики нужны, чтобы газета стала более насыщенной, интересной и полезной?

– Я могу долго говорить о том, насколько «Білімді ел – Образованная страна» действительно хороший, высококачественный источник своевременного и качественного контента. Во время нашей беседы родилась идея, что было бы хорошо, если появится колонка, которая позволит начинающим учителям задавать какие-то конкретные вопросы по своей деятельности. Можно ее назвать «Колонка ментора» или «Вопросы наставнику». Ведь есть много опытных учителей, которые готовы поделиться своими знаниями. И чтобы сформировать этот комьюнити практиков, важно дать возможность начинающим учителям получить обратную связь, пусть даже анонимно. К примеру, у меня есть проблемный ребенок, ведет себя плохо, какие есть подходы? Вы можете спросить у профессора нашего университета или специалиста центра «Өрлеу», которые доходчиво объяснили бы: я на твоем месте вот так и так бы поступил. Это привлекло бы к газете больше молодых читателей.

– Замечательная идея! С нового года начнем ее реализовывать, и это будет практически наш авторский проект, где будем обращаться иногда за ответами именно к вашим преподавателям.

– Спасибо. У нас есть преподаватели, которые готовы делиться своим опытом. Среди молодых читателей газеты есть наши студенты, им было бы полезно видеть role models – какие-то кейсы и личности, которые своим трудом добились высот и в педагогике, и в предпринимательстве в сфере образования. Им нужно показать, что есть разные способы применения своих умений и знаний. Далеко ходить не будем. Вот у меня студенты, когда я преподавал в Назарбаев Университете, проявляли себя в первые же годы учебы: у кого-то был свой ютуб-канал с большим количеством подписчиков, и он мог вполне получать заработную плату от своего увлечения. Кто-то открыл канал по обучению английскому языку. Такие интересные проекты должны показывать, что если у тебя не получилось найти работу в качестве учителя, то есть и другие пути для применения полученных знаний. Главное – не останавливаться, развиваться.

– Спасибо, Дархан Нурланович! Это очень приятно, это окрыляет. Девиз нашей газеты: мы издаемся с огромной любовью!

Беседовала Ляззат ТУРКЕСТАНОВА

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий