Многомерное образование: оценивание для успеха

Если дети научатся лишь тому, что мы уже знаем, они всего лишь пойдут по стопам предыдущего поколения. Но если мы сможем научить их добывать знания самостоятельно, то им будет по силам достичь новых рубежей.

Любая реформа в стране, так или иначе, касается каждого из нас непосредственно. А когда речь идет об образовании, тем более – равнодушных нет.

Отечественный и международный опыт показывает, что успешная реализация реформ в образовании возможна только при внедрении адекватной системы оценивания, позволяющей измерить текущее состояние в отрасли, степень ее эффективности, уровень используемых человеческих, информационных, финансовых и других ресурсов.

Авторы книги «Четырёхмерное образование: компетенции, которые нужны для успеха» считают, что по мере развития новой структуры образования и расширения перечня целей, всё сильнее возникает необходимость в разработке процедур оценки того, как успешно мы двигаемся к реализации тех самых целей.

Итак, что такое хорошее оценивание и почему оно важно?

Когда этот вопрос был задан Ньюману Бёрдетту, международному консультанту по вопросам оценивания, он отметил: «Хотя на первый взгляд это кажется простым вопросом, на самом деле вопрос очень сложный, а непонимание и отсутствие ответа на политическом уровне приводит к множеству проблем».

Теоретики педагогической науки считают главной функцией оценивания анализ самого процесса и установление обратной связи, которая бы позволила выявить особенности в обучении с последующим внесением в него назревших коррективов. Иными словами, это не просто застывший срез, показывающий реальный результат обучения школьника либо уровень мастерства и достижений педагога или конкретной школы. Это важный инструмент, максимально точно определяющий направления развития и совершенствования процесса получения знаний в широком его диапазоне: от содержания и организации учебного процесса до результата и практических рекомендаций по его улучшению.

В 2020 году эксперты в области школьного образования из Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) подготовили специальный доклад «Разработка национальной системы оценки, поддерживающей цели образования Казахстана». В нем отмечается, что хорошо спроектированные системы оценивания могут способствовать достижению положительных результатов, а плохие – ведут к отрицательным последствиям. Эксперты ОЭСР уверены, что экзамены, в ходе которых не оценивается весь комплекс полученных знаний и навыков, наоборот, могут лишать учащихся возможностей, которые им будут нужны и в дальнейшем обучении, и в течение жизни. При этом учителя станут неизбежно отклоняться от учебной программы. Смысл подготовки школьников к экзамену может быть сведён лишь к зазубриванию правильных ответов на тестовые задания. Логично, что результат экзаменов искажается и уже не соответствует реальному уровню полученных в школе знаний. Это, свою очередь, мешает прогрессу в достижении национальных целей не только в преподавании и обучении, но в целом страновом развитии. То есть совокупные результаты текущего оценивания могут быть хорошими, но при внешней оценке школьников или при участии в международных мониторинговых исследованиях обнаруживается несоответствие качества полученных знаний.

Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев, выступая на III заседании Национального совета общественного доверия, справедливо отметил, что «Казахстан серьезно отстает от развитых стран в международной оценке уровня знаний учащихся. Можно привести множество объяснений подобного отставания, но основная причина в недостаточности выделяемых на образование средств, а также в отсутствии системности и продуманности реформ в этой исключительно важной сфере».

Сформировать эффективную систему национального оценивания, способную чутко отслеживать состояние и потребности образовательных процессов в стране, определять содержание их объективных изменений – это важнейшая тактическая задача в общей стратегии реформ казахстанского образования.

Что представляет собой наша национальная система оценивания, и что в ней необходимо изменить?

Национальные экзамены

В Казахстане проводятся два вида национальных экзаменов.

Это, во-первых, итоговая аттестация в выпускном 11-ом классе. Экзамен сдают только ученики общеобразовательных школ. Однако он не проводится для выпускников колледжей, а это почти 40% учащихся, формально также завершающих и получающих среднее (специальное) образование. К тому же данные итоговой аттестации не полностью стандартизированы и поэтому не могут выступать комплексным механизмом системного мониторинга школьного образования.

Во-вторых, единое национальное тестирование (ЕНТ) как форма вступительного экзамена при поступлении в высшие учебные заведения. ЕНТ проводится с 2004 года. Его внедрение было направлено на то, чтобы, с одной стороны, зафиксировать результат выпускников школ при завершении ими полного цикла среднего образования, с другой стороны, ЕНТ обеспечило повышение уровня справедливости при отборе абитуриентов в ВУЗы, сделало более прозрачным и объективным процесс приёма в них студентов и назначение им стипендий.

В то же время, за свою более, чем 17-летнюю историю формат ЕНТ постоянно менялся вслед за изменениями содержания школьного образования и объективно меняющимися в стране образовательными потребностями. В силу этого ЕНТ также лишь отчасти может применяться для сравнения во времени оценок достижений учащихся применительно к национальным стандартам образования.

Экспертные заключения доклада ОЭСР также указывают на существенные проблемы ЕНТ.

Первая – тестовые задания в большей степени побуждали учащихся запоминать факты вместо демонстрации достижений прикладных форм обучения и уровня полученных практических навыков.

Вторая – желание добиться высокого показателя на ЕНТ, причем в условиях всё же ограниченной доступности как мест в национальных ВУЗах, так и объемов грантового финансирования. Этот факт порождал эффект достижения высокого результата любой ценой. О том, как проявлялся эффект на практике, хорошо известно всем – и ученикам, их родителям, учителям, менеджерам системы образования.

Кроме того, тестовые задания ЕНТ подвержены практически ежегодным изменениям, в силу чего использовать результаты этого вида национальных экзаменов для постоянного мониторинга качества образовательного процесса стало затруднительным.

Национальная мониторинговая оценка

В большинстве развитых стран работают системы национальной мониторинговой оценки качества образования. Этот вид внешнего оценивания представляет собой централизованно разработанные тесты. Они проводятся среди учащихся по завершению определенных этапов школьного образования. Такой вид внешнего оценивания используется для отслеживания результатов обучения и обоснования в принятии мер для совершенствования самого оценивания.

В Казахстане такая форма внешнего оценивания существует, и это внешняя оценка учебных достижений (ВОУД). Она внедрена с 2012 года в форме регулярных выборочных мониторинговых исследований знаний учащихся 9-х, а позднее, 4-х (2016 г.) и 11-х (2017 г.) классов. До начала текущего года ВОУД была главным инструментом национального оценивания для измерения эффективности обучения на более или менее системном уровне. Её результаты и выводы стали базой подготовки первого ежегодного отчета о состоянии и развитии системы образования в Казахстане.

ВОУД, как известно, заменила собой промежуточный государственный контроль, действовавший в 2004-2011 годы, в виде выборочного тестирования учащихся 4-х и 9-х классов. Отказ от контроля во многом был обусловлен ростом случаев манипуляции с тестами с целью получить более высокую суммарную оценку для школ и учителей. Поэтому в тех условиях внедрение ВОУД стало шагом вперёд в развитии национальной системы оценивания, основанной на целях развития образования в стране и международном опыте.

В то же время, объективно оценивая ВОУД, нужно, приняв во внимание критические замечания коллег – авторов доклада ОЭСР, а также собственный глубокий анализ его состояния, отметить следующие недостатки.

Прежде всего, тестовые задания не согласуются с новой учебной программой казахстанских школ, основанной на компетенциях. Не секрет, что до сих пор действует инерция прежних подходов к оценкам учащихся, когда при их выставлении, главным образом, учитывался объём знаний, полученных школьниками. При этом к оцениванию когнитивных навыков у обучаемых, тем более высокого порядка, некоторые педагоги всё ещё относятся с определенным предубеждением.

Результаты ВОУД практически не используются для глубокого анализа образовательной системы, а также при принятии решений в области образования. ВОУД слабо нацелен на отслеживание уровня компетенций учащихся. В целом, как отмечается в докладе ОЭСР, это приводит к несопоставимости результатов национального оценивания с международными оценками.

Таким образом, три составляющие национальной системы оценивания – итоговая аттестация, ЕНТ и внешняя оценка учебных достижений должны претерпеть качественные изменения, преодолеть имеющиеся проблемные аспекты. Их следует вывести на новый уровень, соответствующий как обновленному содержанию казахстанского образования, так и государственным приоритетам.

Совершенствование национальной системы оценивания – одна из важных задач, поставленных в Государственной программе развития образования и науки РК на 2020–2025 годы.

В настоящее время в Казахстане, как сказано выше, уже идет процесс разработки и внедрения более современной системы внешнего оценивания (ЕНТ и ВОУД). Он осуществляется при технической и финансовой поддержке Всемирного Банка в рамках масштабного проекта «Модернизация среднего образования». Обновлены государственные общеобразовательные стандарты, разработаны и внедрены новые учебные программы.

Критериальное оценивание теперь положено в основу текущего оценивания повседневной работы учителей и достижений школьников. Комплексная оценка усвоения учеником единицы учебной программы выставляется в школе на основе суммативного оценивания раздела (СОР) и достижений за четверть (СОЧ). Это в совокупности даёт возможность более масштабно и точно измерять объективную динамику объёма полученных учащимся знаний, фиксировать изменения его мотивации к обучению и на этой основе настраивать учебный процесс на повышение результативности. Процесс внедрения новых форм внутреннего оценивания еще продолжается и многим педагогам, особенно старшего поколения, не всегда дается легко и просто. Тем не менее, точка невозврата к прежней системе уже пройдена, и это осознаётся подавляющим большинством педагогической и родительской общественности.

Теперь особенно важно достичь баланса внутреннего и внешнего оценивания в казахстанском образовании. Причем необходимо добиваться максимальной идентичности результатов национального и международного оценивания. 

Международные сравнительные исследования

Международные сравнительные исследования – это третий важный источник внешнего оценивания. Они проводятся международными организациями, например, Международной ассоциацией по оценке учебных достижений (IEA) и ОЭСР.

Выявить и сравнить состояние и изменения, происходящие в национальных системах образования разных стран, оценить эффективность принимаемых государствами стратегических решений в области образования помогает ряд исследований. В частности, это международный мониторинг качества школьного математического и естественно-научного образования (TIMSS), чтения и понимания текста (PIRLS), а также международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA). Они проводятся на представительных выборках учащихся различных стран, включая Казахстан, с использованием одного и того же инструментария, который создается с учётом международных приоритетов в образовании.

Так, результаты TIMSS и PIRLS демонстрируют, что казахстанские школьники младших классов (4 классы) показывают результаты, сопоставимые с их зарубежными сверстниками по естествознанию, математике и грамотности. Учащиеся 8-х классов показывают достижения по математике и естественным наукам наравне с учениками таких стран, как Франция, Италия, Турция, Новая Зеландия. Однако, когда казахстанские учащиеся в 15-летнем возрасте сдают экзамен PISA, наблюдается значительное отставание от показателей стран ОЭСР.

Такой результат можно частично объяснить различиями в методике тестов. TIMSS, например, более точно отражает факты и процессы учебной программы. В то же время PISA, в большей степени, выявляет уровень функциональной грамотности школьников и умение применять знания на практике.

Тем не менее, казахстанских детей, не справившихся с заданиями 2-го уровня и выше, намного больше, чем детей аналогичного возраста в странах ОЭСР. Согласно данным PISA-2018, доля наших учащихся, не выполнивших задания 2-го уровня, выше по уровню читательской грамотности и составляет 64% против 23% в среднем по странам ОЭСР. По математической грамотности это соотношение составляет 49% против 24%, естественно-научной грамотности – 60% против 22%. Заметим, что в соответствии со стандартами ОЭСР, учащиеся, не справившиеся с заданиями 2-го уровня сложности, считаются функционально неграмотными. Они, соответственно, не умеют использовать навыки чтения, письма и счета для применения в повседневной жизни, собственного развития и развития общества. Согласитесь, что над этим надо серьезно задуматься.

Задачей внешнего оценивания является получение информации о достижениях как в общих, так и в отдельных аспектах образовательного процесса.

Добавим, что нами проведен анализ результатов PISA с учетом контекста страны. Для этого мы использовали большой массив данных (доли педагогов по уровням квалификации, показатели социального положения семей, доля трехсменных школ, охват дополнительным образованием и др.). Анализ по методу главных компонент показал, что, например, для повышения PISA регионам требуется обратить внимание именно на систему и качество дополнительного образования. Чтобы преуспеть в тестах PISA учащиеся должны уметь экстраполировать то, что они знают, мыслить вне границ предметных дисциплин, творчески применять свои знания в новых ситуациях и демонстрировать эффективность стратегии обучения.

Как справедливо отмечают педагоги-теоретики, если дети научатся лишь тому, что мы уже знаем, они всего лишь пойдут по стопам предыдущего поколения. Но если мы сможем научить их добывать знания самостоятельно, то им будет по силам достичь новых рубежей. Они смогут думать и принимать решения самостоятельно, идти дальше, к новым целям развития: и личностного, и социального.

Именно под этим углом зрения, соответствующим всем сложностям экономического и общественного развития страны и мира в ХХI веке, с таким целеполаганием, должна сегодня настраиваться система внешнего оценивания в казахстанском школьном образовании. 

Процесс изменений внешней оценки учебных достижений и Единого национального тестирования начался. В течение двух лет, с ноября 2020 по декабрь 2022 года, предстоит существенно обновить стандарты ВОУД и ЕНТ. 470 специалистов, прошедших специальное обучение, разработают и дважды проведут пилотную апробацию порядка 24 тысяч новых тестовых заданий.

Сейчас важно коллективное осмысление этих направлений, с конструктивными замечаниями и деловой критикой. Потому что стремление к более высокой результативности школьного образовательного процесса у нас общее. От нас зависит качество образования юных казахстанцев, их способности достичь успеха –  и для себя лично, и для страны. 

Айдана Шилибекова,
директор Центра педагогических измерений
АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий