Начало нового цикла исследования PISA-2022
В настоящее время перед современным образованием стоит ряд задач, связанных с формированием у обучающихся функциональной грамотности и навыков 21 века, формированием у педагогов новых компетенций, направленных на подготовку обучающихся к жизни в условиях неопределенности и новых вызовов. Функциональная грамотность рассматривается как способность учащихся применять знания в разнообразных контекстах и житейских ситуациях.
PISA – международная программа, определяющая перемены, происходящие в системах образования в разных странах. Так оценивается эффективность нововведений в сфере образования.
В международном исследовании PISA-2022 приоритетным направлением будет математическая грамотность.
PISA 2022 нацелена на рассмотрение математики в быстро меняющемся мире, движимом новыми технологиями и тенденциями, в которых граждане творчески и активно участвуют, делая нестандартные суждения для себя и общества, в котором они живут. Это позволяет сосредоточиться на способности к математическому мышлению, которая всегда была частью системы PISA. Это технологическое изменение также создает потребность для обучающихся понять те концепции вычислительного мышления, которые являются частью математической грамотности.
В цикле PISA-2022 будет осуществлен переход на адаптивное тестирование для математической грамотности, в PISA-2025 – для естественно-научной грамотности.
Внедрение адаптивного подхода направлено на повышение точности оценивания. В начале нового цикла исследования PISA-2022 совершенствуется концепция оценка математической грамотности, которая объясняет теоретические основы оценивания в исследовании PISA, а также включает официальное определение понятия «математическая грамотность».
В рамках PISA-2022 будет использоваться следующее определение: «Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах. Она включает в себя понятия, процедуры и факты, а также инструменты для описания, объяснения и предсказания явлений. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане в 21 веке».
Бибигуль ЖАУКЕНОВА,
ст. преподаватель кафедры ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Павлодарской области»