Вторые казахстанские родительские чтения

В центре «Бөбек» в онлайн-режиме состоялись Вторые казахстанские родительские чтения на тему «Каждый ребенок – это микрокосмос, вселенная…». Участники обсуждали насущные вопросы воспитания и образования подрастающего поколения, роль родителей и духовных ценностей семьи, рассматривали лучшие проекты и практики школ и детских садов в этом направлении.

В родительских чтениях приняли участие представители МОН РК и региональных управлений образования, сотрудники ННПООЦ «Бөбек» и НАО «НИГРЧ», зарубежные партнеры, ученые, руководители и педагоги самопознания дошкольных организаций, организаций среднего образования, ТиПО и вузов, родительская общественность. Всего к онлайн-мероприятию подключились около 2000 человек.

Главная идея чтений: каждый ребенок – это микрокосмос, вселенная, который является в этот мир со своей особой миссией. Главная задача родителей – раскрыть потенциал ребенка и воспитать, прививая ему лучшие человеческие качества: добро, любовь, дружбу и целеустремленность.

Об этих простых, но важных идеях в своем видеопослании говорила участникам чтений автор программы «Самопознание» Сара Назарбаева.

– Самая главная цель любого человека – это уметь любить и быть любимым. Любить божественной любовью, бескорыстной. Как этого добиться? Добрыми делами, чистыми мыслями, открытым сердцем. Любые трудности переносить с достоинством. Вот что такое наше самопознание, – отметила Сара Алпысовна.

О том, какие меры принимает государство для защиты прав детей, рассказал председатель Комитета по охране прав детей МОН РК Есенгазы Имангалиев.

– Комитет ежедневно ведет мониторинг принятия мер в случае ЧП с детьми, о которых нас информируют регионы. Также мы о таких фактах узнаем из СМИ и соцсетей по обращениям граждан. Для быстрого реагирования и координирования действий всех ответственных госорганов комитет с апреля 2019 года организовал круглосуточную работу телеграмм-чата «Бала қорғау». За 11 месяцев 2021 года рассмотрено более 2500 обращений граждан. Каждое обращение рассматривается в срочном порядке до полного разрешения ситуации, – пояснил Есенгазы Имангалиев.

По его словам, 40 процентов происшествий с детьми происходят по причине недостаточного внимания со стороны взрослых. Для решения этих и других проблем руководитель комитета отметил, что сегодня ведется разработка индекса благополучия детей.

– Это национальный мониторинговый механизм. Чтобы определить уровень благополучия наших детей, эффективность национальной политики в сфере детства, планируется отработать наиболее активные показатели в экономике, образовании, здравоохранении, обеспечении безопасности и социализации детей. Мы приглашаем всех участников к разработке проекта индекса, – призвал Есенгазы Имангалиев.

Генеральный директор ННПООЦ «Бөбек» Баян Файзуллина в своем выступлении акцентировала внимание на растущей проблеме кризиса института семьи.

– Это сиротство, девиантное поведение, подростковые суициды, проявление родительской или детской агрессии. Статистика свидетельствует о росте числа разводов среди казахстанских семей. Что же лежит в основе этих проблем? Ответ следует искать не в экономической ситуации, не в политике, корни уходят гораздо глубже – в сферу духовно-нравственной жизни общества. Каков же выход, ответ очевиден: возрождение общечеловеческих ценностей на уровне семьи и общества, – отметила Баян Файзуллина.

Вокруг идеи возрождения института семьи сегодня активно работают отечественные и международные общественные движения, такие как Международный центр гуманной педагогики, Международное движение «Родительская забота». Совместно с госорганами реализуются масштабные проекты, объединяющие тысячи учителей, родителей и психологов страны.

Советник Президента Национального института гармоничного развития человека Ирина Калачева считает, что программа «Самопознание» сегодня стала основой системы воспитания и обучения детей в нашей стране.

– Всей своей деятельностью Сара Алпысовна утверждает, что дети – один из величайших даров жизни. Наша задача – помочь каждому ребенку стать настоящим человеком – счастливым, испытывающим радость от каждого мгновения жизни. Школьные уроки по самопознанию помогают учащимся осознать истинные человеческие ценности, учиться любить мир и людей. Эти уроки являются источниками нравственно-духовного воспитания, – подчеркнула спикер.

Свое восхищение казахстанской программой «Самопознание» выразил президент Международного центра гуманной педагогики, академик, профессор Шалва Амонашвили. Мэтр российской педагогики считает, что родитель и учитель не имеют права воспитывать ребенка, если не воспитают самих себя, являясь примером лучших качеств человека.

– Почему сегодня проблема воспитания детей актуальна, потому что мы, взрослые, не имеем полноту воспитанности. Семья и школа зачастую винят друг друга в том, что дети не воспитаны. Учитель вызывает родителей, отчитывает, а озлобленные родители наказывают своих детей. И получается в семье не гуманная педагогика и не авторитарная, а агрессивная. Мы возвеличиваем образование, но забываем о воспитании. Без него все наши усилия рухнут, – уверен Шалва Александрович.

Он предложил разработать и ввести в школах курс о семейном воспитании на примере программы «Самопознание».

– Родителям, педагогам и детям необходимо рассказывать, каково быть отцом и матерью, как создать семьи, какие основы закладывать, как растить детей в любви. Давно мечтаю о таком курсе, если нужна будет моя помощь, с удовольствием приму участие, – предложил президент международного центра гуманной педагогики.

Поучительную притчу об истинной миссии ребенка поведала участникам председатель Международного движения «Родительская забота» Клара Мансурова.

– Радостный, счастливый дух носился в пространстве любви и света, он строил дворцы, прекрасные сады и был счастлив. Вдруг дух услышал внизу голоса женщины и мужчины, которые звали его. И дух решил спуститься, пока не увидел землю, которая была страшной, и он взмыл верх. И он пришел к Владыке и рассказал о голосах. «Это зовут тебя твои родители. Тебе пора родиться на земле, – сказал Владыка, – они забыли о любви. Ты должен научить их любить». Дух спустился, родился и громко заплакал. Он прижался к матери, которая познала, что такое любовь, – сказала Клара Шарафовна.

Поэтому, как убеждена общественник, задача родителей – раскрыть творческий потенциал детей, чтобы они знали, ради чего пришли на землю.

Вице-президент Международного центра гуманной педагогики Марина Шишова рассказала об угрозе чрезмерного увлечения детьми гаджетами и интернетом. По ее словам, наблюдается нарушение баланса в пользу опережающего развития технологии, а духовно-нравственное развитие человека остается без внимания.

 – Постоянное включение в водоворот информации не оставляет место для спокойных и свободных размышлений, фантазий ребенка, без которых сложно представить настоящее творчество. Новые технологии связывают человека с детства, заменяя книги, друзей, снижается его степень активности, общения. Это создает иную реальность, которая воспринимается более серьезным, чем окружающий мир. Многие начинают любить больше форму, чем содержание, результат вместо процесса, гонку жизни, чем саму жизнь. Цифровая реальность говорит, у тебя все получится, только жми кнопку! Но как говорил писатель Станислав Лем, человеку нужен человек, не виртуальный, а настоящий, – обратилась к участникам эксперт.

Профессор, заведующий кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии Дагестанского государственного педагогического университета Джафар Маллаев остановился на главных задачах семейного воспитания. По его убеждению, в семье дети получают первые уроки нравственности, а главная задача родителей – воспитать ребенка, который будет созидать во благо человечества.

В ходе чтений с докладами также выступили директор Высшей школы практической психологии (Россия), участник образовательного проекта «Психология третьего тысячелетия» Алексей Бабаянц, ведущий научный сотрудник Института гармоничного развития человека Гульжан Омарова, руководитель ОО «Совет отцов Акмолинской области» Ерлан Закирьянов, директор комплекса «Детский сад – школа-гимназия №46 г. Нур-Султан» Роза Каскабаева и другие эксперты. Во второй части чтений выступили педагоги, родители с представлением позитивного опыта взаимодействия, сотрудничества и сотворчества.

В завершение встречи участники отметили, что тема чтений актуальна всегда. Ребенок со своим багажом знаний, умений и навыков нуждается в поддержке и понимании со стороны взрослых. Только тогда он сможет довериться им и быть счастливым и созидающим человеком!

Асет СЫЗДЫКОВ

 

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

4

Добавить комментарий