Анкетирование в общеобразовательных школах области

Будущее современного мира зависит не только от уровня технического прогресса и экономического роста отдельных стран, но также и от развития системы образования. Как отмечает ОЭСР, образование должно развиваться, чтобы продолжать выполнять свою миссию по поддержке развития человека как личности, гражданина и профессионала.

 

Қуаныш САЙЛАУ

Современный мир бросает вызовы системе образования на различных уровнях, включая пандемию коронавируса, которая внесла значительные коррективы в траекторию развития сферы образования, инфраструктуры, качества знаний и экосистемы школ.

В данном контексте Казахстан не стал исключением, и нынешние условия стали проверкой стойкости образовательной системы нашей страны. Данный вопрос особенно актуален в Атырауской области, которая показывает результаты ниже среднего по итогам независимых международных исследований и национальных тестирований, что сигнализирует о необходимости повышать и усиливать качество образования в регионе.

В связи с этим было запланировано проведение анкетирования школ региона, целью которого являлась диагностика сильных и слабых сторон организаций среднего образования, а также выявление потребностей для улучшения условий и качества предоставления образовательных услуг в регионе.

Опрос был проведен в 50 школах Атырауской области среди 50 директоров школ, 3,127 педагогов, 7,966 учащихся 8-11 классов и 6,370 родителей.

Анкетирование проводилось по трем основным направлениям: 1) вопросы управления школой, 2) вопросы обучения в школах, а именно: методика преподавания, обучение в классах, научно-методическая деятельность и факторы, ограничивающие качественную организацию учебного процесса, 3) различные аспекты школьного климата, такие как взаимодействие между участниками образовательного процесса, школьная среда, благополучие учащихся и педагогов, вопросы вовлеченности и лояльности.

Задачей исследования стал поиск ответов на эти вопросы в контексте Атырауской области, которые могли бы послужить всестороннему развитию школ, включающих как важные показатели успеваемости и качества образования, так и не менее значимые факторы благополучия учителей и школьников в городах и селах.

Одним из важных направлений исследования является управление школой. Управление школой в современных условиях – это комплексный процесс, который требует всестороннего подхода для обеспечения наиболее качественной работы каждого сотрудника и наиболее качественного обучения и развития каждого учащегося. Директор школы обязан решать вопросы финансового, правового, кадрового и другого характера, а также наладить каналы коммуникации со своим трудовым коллективом, учащимися и родителями. В данном случае директор примеряет на себя сразу несколько ролей: финансиста, юриста, специалиста по управлению человеческими ресурсами, психолога – все это в дополнение к непосредственным педагогическим обязанностям.

Как и в большинстве школ страны, в школах Атырауской области преобладает четко выстроенная иерархия, в рамках которой директор ответственен за принятие большинства решений, тогда как делегирование определенных обязанностей в основном происходит между заместителями директора и руководителями методических объединений. Стоит отметить, что подавляющее большинство учителей довольны работой администрации школы и ее взаимоотношением с педколлективом, что косвенно говорит о том, что директора справляются со своими обязанностями.

Согласно полученным данным, среди руководителей школ была выявлена острая потребность в дополнительном профессиональном развитии, в том числе и навыкам лидерства, управления кадрами и финансами. В то же время, самим директорам стоит быть открытыми к возможности делегирования своих ответственностей, что позволило бы учителям, родителям и учащимся активнее участвовать в управлении школой.

Многие директора школ, в которых проводился опрос, сообщили о том, что они перегружены дополнительными обязанностями либо обязанностями, не связанными с прямыми должностными инструкциями. Данное обстоятельство может являться следствием двух факторов: первый – руководители школ испытывают нехватку навыков делегирования и распределения обязанностей среди подопечных; второй – кадровый дефицит в регионе. Это подтверждается тем, что наиболее значимым препятствием в предоставлении качественного образования в школах директора отмечают нехватку квалифицированных педагогов в регионе.

Современное образование в условиях стремительно меняющегося мира можно охарактеризовать как многообразный и сложный процесс. Следует отметить, что сфера образования должна непрерывно развиваться и адаптироваться к новым условиям.

Как показали результаты анкетирования, большинство педагогов согласны с тем, что они используют различные методы обучения, а также учитывают возможности каждого учащегося для успешной организации учебного процесса в классе. Со своей стороны, учащиеся дали положительный отзыв об организации уроков, большинство согласны с тем, что на уроках они имеют возможность проявить самостоятельность, обсудить важные для них вопросы. Учащиеся также отмечают, что педагоги знакомят их с целями урока и поддерживают приемлемый для них темп урока.

Несмотря на то, что учителя утверждают об использовании индивидуального подхода на уроках и активных методов обучения, мнения учащихся оказались противоположными. На вопрос об организации урока в классе значительная часть учащихся отметили, что в основном они пассивно слушают учителя во время объяснения нового материала, тогда как только половина опрошенных педагогов согласились с данным утверждением.

Также определен ряд факторов, ограничивающих качественную организацию учебного процесса. В качестве одного из основополагающих факторов был отмечен недостаточный уровень подготовки учителей в вузах, в частности отмечается потребность в углублении предметных знаний в области реализации обновленного содержания образования и методов и технологий обучения. Это может говорить об отсутствии преемственности в подготовке кадров в единой экосистеме «детский сад-школа-вуз». Кроме того, учителя нуждаются в поддержке в дифференцированном обучении, включая работу с талантливыми детьми, слабоуспевающими учащимися и учащимися с особыми образовательными потребностями.

Психологический климат в образовательном учреждении является одним из наиболее существенных характеристик. По нему часто судят о педагогической состоятельности образовательного организации образования и его потенциале. Положительный психологический климат в школе обеспечивает эмоциональное благополучие учащихся и способствует эффективной организации учебного процесса, а также является одним из важнейших условий, необходимых для гармоничного развития личности учащегося.

Дружелюбная обстановка в школе чрезвычайно важна как для самочувствия учащихся и учителей, так и для учебного процесса. Зачастую родители при выборе школы для своего ребенка одним из важных факторов привлекательности школы называют благоприятную атмосферу. Школьный климат складывается из различных факторов: как люди чувствуют себя в школе, общие нормы, ценности и цели школы, а также чувства, которые вызывает у учеников школьная среда со всеми ее элементами, и отношения между учащимися и учителями, учащимися друг с другом.

По результатам опроса подавляющее большинство учащихся отмечают, что в школах создана благоприятная среда и что они любят и гордятся своей школой. Среди учителей, около 90% отмечают благоприятную среду в школе и положительную атмосферу в коллективе, тогда как около трети отмечают негативное влияние работы на их физическое и психологическое состояние.

Участники образовательного процесса оценивают положительно взаимоотношения между учителями и учащимися, а также профессионализм учителей. Отмечается уважительное отношение как учителей в адрес учащихся, так и учащихся в адрес учителей. Наличие дружественных взаимоотношений также находит отражение в ответах участников анкетирования касательно фактов буллинга в школе. Большинство респондентов отмечает, что конфликты в школе редки и происходят 1-2 раза за весь год либо не происходят вовсе.

В целом, благоприятная атмосфера между всеми участниками образовательного процесса в школах Атырауской области является хорошей платформой, которая может послужить дальнейшему развития качества образования в области. Активная работа в поддержке лидерства, как среди директоров, так и среди учителей, методическая поддержка педагогов в вузе и во время их деятельности в школе по таким направлениям, как дифференцированное обучение и активные методы обучения, позволит увеличить их эффективность и способствовать положительным результатам школьников. Также решения требует вопрос кадрового дефицита, который способен благоприятно повлиять на многие аспекты деятельности в школах Атырауской области.

Қуаныш САЙЛАУ,
менеджер Департамента исследований
АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий