Основные выводы по обзору качества знаний Атырауской области

Сформированные большие массивы данных за 5 лет в разрезе 50 школ, предметов, классов и языков обучения позволили применить современные методы и техники анализа больших данных, статистической обработки: факторный анализ, корреляционный анализ, метод ранжирования и другие.

Эти методы позволили выявить латентные закономерности между результатами итоговой аттестации и ЕНТ, а также результатами текущего оценивания и анкетирования учащихся, потребности и общие тенденции в развитии школ и региона в целом.  Кроме того, использование прогностических моделей машинного обучения в обработке результатов итоговой аттестации учащихся 9 и 11 классов дает возможность определить области развития практики каждого конкретного учителя и прогнозировать результаты итоговой аттестации следующей когорты учащихся.

Проведение мониторинга учебных достижений учащихся 4 и 8 классов стало дополнительным источником внешней оценки качества знаний 50 школ и позволило получить надежные и объективные результаты для формулирования актуальных и практически применимых выводов.

Данный мониторинг охватил более 7 тысяч учащихся. По результатам тестирования каждому ученику предоставлены индивидуальные отчеты, отражающие сильные и слабые стороны в достижении целей обучения по предметам естественнонаучного направления, казахскому, русскому и английскому языкам, в то же время, педагоги и школы получили детальные отчеты на уровне классов для повышения качества учебного процесса.

Тренажер по математической грамотности (платформа TAO)

Позитивным изменением можно считать то, что для областного методического кабинета проведение мониторинга учебных достижений учащихся стало собственной стандартизированной процедурой анализа результатов школ с предоставлением отчетности и методических рекомендаций. Так, по итогам первого полугодия текущего учебного года силами специалистов методического кабинета проведен второй цикл мониторинга учебных достижений учащихся 4 и 8 классов 50 школ.

Вместе с тем, известно, что Атырауская область демонстрирует слабые показатели в рамках проводимых международных сравнительных исследований, поэтому приоритетом является поиск и внедрение процессов повышения качества образования, способных положительно повлиять на результативность региона. С этой целью были запланированы и проведены две серии теста на оценку уровня сформированности функциональной грамотности (май 2021г. – январь 2022г.) одной когорты учащихся 14-15 лет всех сельских и городских школ Атырауской области.

Методология теста составлена на примере рамки международного исследования PISA (Programme for International Student Assessment). Тест ориентирован на определение навыков мышления высокого порядка, применимых в различных контекстах и связанных с реальной жизнью.  Следует отметить, что тест проводился в онлайн формате с учетом периода дистанционного обучения. Всего приняло участие более 11 тысяч учащихся.

По результатам двух серий теста были предоставлены более 60 тысяч индивидуальных отчетов и 300 детальных отчетов на уровне классов и школ. Кроме того, учителям и учащимся открыт доступ к разработанному онлайн тренажеру (http://assessment.cpi-nis.kz/), проведен вебинар по работе с результатами теста и предоставлены методические рекомендации по выполнению заданий каждого направления функциональной грамотности.

Несомненно, вышеперечисленные процедуры независимой оценки способствуют получению объективной и достоверной диагностической информации, позволяющей определить направления развития деятельности для улучшения показателей качества образования. 

 Для более надежной интерпретации результатов исследования проведен социологический опрос среди участников образовательного процесса: 50 директоров, 3380 учителей и 126 методистов. Это по позволило сформулировать ряд важных выводов, на наш взгляд, актуальных для многих регионов страны:

Во-первых, в системе менеджмента школ наблюдается нехватка квалифицированных кадров, а также их низкая профессиональная удовлетворенность, которая, по мнению директоров и методистов, связана высокой нагрузкой. Такое положение дел может оказывать негативное влияние на социально-психологический климат в коллективе и приводить к оттоку кадров. Эти выводы подтверждаются указанной директорами потребностью в актуализации знаний и навыков, особенно в области управления кадрами и развития эмоционального интеллекта.

Во-вторых, сдерживающее влияние оказывает общеизвестный фактор –профессиональный уровень учителей. Наблюдается высокий уровень потребности педагогов в углублении предметных знаний и методики обучения, что усугубляется низким охватом обучающими мероприятиями (курсы, семинары и др.) и недостаточным уровнем профессионального взаимодействия (взаимопосещение и совместное планирование уроков).

В-третьих, участники исследования дают низкую оценку материально-технической оснащённости кабинетов и школ, организации питания, работе секций и кружков. Требуется особое внимание к изучению и удовлетворению образовательных потребностей учащихся и усилению профориентационной работы.

Подводя итоги, стоит отметить, что повышение качества знаний, во многом, достигается благодаря получению объективной информации, целенаправленному и точечному воздействию на образовательные процессы и изучению их динамики. Взаимодействие с педагогами Атырауской области показало их высокую мотивированность и вовлеченность в реализуемые процессы, а также открытость к изменениям, которые могут стать залогом достижения позитивных результатов

А.С. ШИЛИБЕКОВА,
Директор Центра педагогических измерений

З.К. РАХЫМБАЕВА,
Заместитель директора Центра педагогических измерений

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий