Образовательная среда как третий учитель

Перед тем как представить опыт Атырауских школ в части трансформации образовательного процесса, необходимо еще раз отметить факт, что мир, в котором мы живём, – высокотехнологичен. Уже сейчас мы можем сказать, что система образования изменяется, ее смысл и предназначение, а также способы передачи знаний тоже.

Школьный опыт показывает, что трансформация сферы образования происходит под влиянием новых технологий и школьной практики, меняющих общественный уклад.

Ключевыми направлениями развития трансформации образовательной среды становятся: создание гибкой системы управления школой и образовательным процессом, внедрение новых форм образовательных практик, методов и технологий, создание цифровой образовательной среды.

Образовательная среда также может стать третьим учителем, если она организована так, чтобы поддерживать процессы обучения и воспитания.

По мере того, как растет доступ детей к образованию, все большую озабоченность вызывает наличие надлежащих условий, ориентированных на ученика и обеспечивающих безопасную, инклюзивную и эффективную среду обучения для каждого.

Эксперты образования рекомендуют создавать образовательные пространства в школах для раскрытия индивидуальных способностей и талантов детей, повышения привлекательности к обучению, развития навыков исследовательской и проектной деятельности, такие как робототехника и информатики, инженерные лаборатории, мастерские художественного труда, интерактивные библиотеки и другие.

В исследуемых школах Атырауской области две трети педагогов отметили нехватку необходимого для учебного процесса оборудования в качестве основного препятствия. Кроме того, каждый пятый учитель считал, что нехватка методической литературы и учебников также повлияют на освоение учебной программы. Педагоги отмечают и недостаточность времени на изучение материала (21%).

При подготовке уроков использование отечественных онлайн-ресурсов и сервисов оказало положительное влияние на улучшение ИКТ-навыков всего школьного сообщества. Сегодня основным методическим ресурсом в повседневной школьной практике являются СМК, платформа Online-mektep.

Должное внимание уделяется организации доступности образования. Так, в 28% школ организованы инклюзивные классы для детей с особыми образовательными потребностями.

Большинство школ (58%) расположены в сельской местности, хотя большая часть учеников (55%) обучается в городских школах.

Многие родители предпочитают обучать детей в лицеях и гимназиях. Большая половина учащихся (76,6%) выбирают казахский язык обучения.

С аналитической группой региона провели обучение по международным подходам трансформации образовательной среды в школе, и по планированию образовательной среды в условиях обновленного содержания образования.

Тренинг для работников Управления образования и директоров школ Атырауской области по трансформации образовательной среды в школе получил хорошую обратную связь от Атырауских коллег. Во время работы участники ознакомились с видением и рекомендациями международных экспертов относительно физического пространства, взаимодействия участников образовательных отношений, цифровой среды, структуры учебного процесса и созданию благоприятной образовательной среды на основе существующих исследований.

В ходе работы участники пополнили свой методический арсенал приемами организации работы на уроках химии, биологии, казахского языка, искусства, а также получили рекомендации по оформлению классных кабинетов.

Для функционирования успешной образовательной среды было рекомендовано систематически использовать инструменты диагностики состояния образовательной среды для лучшего понимания проблем школы и потребностей учащихся, педагогов. Трансформировать образовательную среду школ с учетом современных подходов, стандартов и требований. Использовать дополнительные пространства школы (например, спортивные и актовые залы, библиотеки) для вовлечения местного сообщества в школьную жизнь.

Новые подходы к проектированию могут улучшить экономические характеристики здания школ, сделав их среду более разнообразной и многофункциональной. Обычно в традиционной школе 10-25% пространства выделяется для коридоров. Альтернативные подходы (например, организация пространства вокруг центрального элемента) могут обеспечить использование этого помещения, одновременно уменьшив общую занимаемую коридорами площадь на 10-15%.

Многие страны мира рассматривают обучение не как инструмент получения знаний, а как возможность для развития качества личности, умений коммуницировать и другие качества, необходимые для человека 21 века. Международные и национальные эксперты, делясь опытом исследования школьной среды различных регионов РФ, Австралии и ряда стран Европейского Союза в рамках тренинга «Образовательная среда как третий учитель», привели ценные рекомендации для реалий Казахстана, конкретно для Атырауского региона.

Гульнар БАЛГАБАЕВА,
директор Департамента трансляции опыта и коммерциализации АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

5

Добавить комментарий