Изучая наследие аль-Фараби

К 90-летию со дня рождения выдающегося ученого в области истории и педагогики мусульманского Востока, известного фарабиста, профессора Ауданбека Кобесова, воссоздавшего истинный образ нашего земляка Абу Насир аль-Фараби как философа-мыслителя, математика, естествоиспытателя и педагога, 1150-летний юбилей которого отмечался только в прошлом году, следует сказать о необходимости обучения научному наследию аль-Фараби и воспитании на его трудах подрастающего поколения.

В своем выступлении на августовской конференции педагогических работников 2019г. «Воспитание – основа качественного образования»  Президент Республики Касым-Жомарт Токаев отметил, что слова аль-Фараби «Образование без воспитания – злейший враг человечества» должны стать ориентиром для всех работников образования. Молодежь страны должна не только развивать себя как личность, но и вносить огромный вклад в процветание государства в соответствии с передовыми инновациями. …».

Поэтому не вызывает сомнений, что на повестке дня стоят вопросы, связанные с обогащением содержания образования открытиями известных в отечественной истории ученых, в том числе и трудами аль-Фараби, являющимися сокровищницей мировой науки и культуры, привитием молодежи чувства патриотизма и вовлечением их в научно-методические исследования. В данном благородном направлении в Казахском национальном педагогическом университете имени Абая на протяжении последнего десятилетия ведется научно-методическое исследование по теме «Математическое наследие аль-Фараби в контексте современного образования» под руководством профессора Е.Ы.Бидайбекова, результаты которого, полученные на основе современных образовательных и информационных технологий, внедряются в образовательный процесс. В частности, в рамках данного проектного исследования переведены и изданы учебные пособия на базе математических трудов аль-Фараби для студентов педагогических вузов и школьников, под руководством сотрудников университета школьники принимали активное участие в научно-исследовательских проектах и занимали призовые места на республиканском уровне, один докторант защитил докторскую работу PhD. Эффективность данной работы и опыт, полученный в ходе исследования, вселяют уверенность в необходимости использования научного наследия нашего земляка аль-Фараби в обучении и воспитании подрастающего поколения.

В основе проводимых сотрудниками КазНПУ имени Абая исследований  научного наследия аль-Фараби лежат труды кандидата физико-математических наук, доктора педагогических наук, выдающегося ученого по истории и педагогике мусульманского Востока, известного фарабиста, профессора Ауданбека Кобесова.

Ауданбек Кобесов родился 10 февраля 1932 года в Таласском районе Жамбылской области. В 1948 г. окончил с серебряной медалью среднюю школу в г. Жамбыл, а в 1952 г. с отличием окончил физико-математический факультет КазПИ им. Абая по специальности математика. После окончания института работал учителем, затем директором школы в Таласском районе, а в 1959 году был приглашен на преподавательскую должность в КазПИ им. Абая. В 1960 году поступил в аспирантуру при Академии наук СССР в Москве по специальности «История арабской математики», в 1963 году успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата физико-математических наук на тему «Развитие идей Архимеда в творчестве Насира ад-Дина ат-Тусси». С 1963 по 1967 годы работал старшим преподавателем, доцентом кафедры высшей алгебры и теории чисел КазПИ им.Абая.

В период с января 1968 года по февраль 1977 года А.Кобесов работал старшим научным сотрудником в Академии наук Казахской ССР в группе, занимающейся изучением научного наследия аль-Фараби. В этот период он много работал над переводом, редакцией и изучением произведений нашего великого земляка, ученого-энциклопедиста аль-Фараби и в 1971 году выступил на XIII Международном конгрессе истории науки и техники в Москве с докладом «Роль аль-Фараби в развитии науки».

 С 1977г. и до конца жизни А.Кобесов работал в Казахском национальном университете им. аль-Фараби, при этом с 1977г. по 1986г. был заведующим кафедрой методики преподавания математики. В 1990 году защитил докторскую диссертацию по научно-педагогическому наследию аль-Фараби в Ташкенте.

Вклад А.Кобесова в науку как ученого во многом связан с изучением богатейшего научного наследия великого ученого Абу Насра аль-Фараби, уроженца средневекового Казахстана. Он был одним из основателей отечественной фарбистики, группы по изучению наследия аль-Фараби, созданной в 60-х годах прошлого столетия. В составе этой группы он работал 9 лет. Дальнейшие исследования А.Кобесова внесли существенный вклад в восстановление подлинного образа аль-Фараби как философа-мыслителя, математика, естествоиспытателя, педагога. Ранее аль-Фараби был известен в истории науки, в основном, как философ и создатель теории музыки.

По теме исследования богатейшего научного наследия аль-Фараби А.Кобесовым опубликовано более 200 научных, научно-популярных работ, а также изданы переводы трудов великого ученого с арабского языка. Среди них такие широко известные работы, как «Аль-Фараби», «Математическое наследие аль-Фараби», «Астрономия в трудах аль-Фараби», «Абу Наср аль-Фараби», а также переводы «Математических трактатов» ученого, его «Комментарий к Альмагесту» и множество других работ.

Монография «Математическое наследие аль-Фараби», написанная на основе опубликованных и неопубликованных рукописей по математике, математическому естествознанию, философии и натурфилософии, свидетельствует о том, что аль-Фараби был мыслителем и математиком. В ней рассмотрены, впервые обнаруженные, переведенные на русский язык и отредактированные самим Ауданбеком Кобесовым, следующие работы великого ученого:

  1. Математические главы «Энциклопедии наук» («Классификация наук»). Перевод с арабской версии, опубликованной египетским ученым Османом Амином.
  2. Тригонометрические главы «Дополнительная книга к Алмагесту». Перевод с фотокопии единственной арабской рукописи, хранящейся в Британском музее в Лондоне. Этот труд ранее не был переведен ни на один язык, его существование было неизвестно.
  3. «Духовные приемы раскрытия тайн природы через геометрические фигуры» или геометрический трактат. Перевод с фотокопии единственной арабской рукописи, хранящейся в университетской библиотеке в Упсале, Швеция.
  4. «Комментарии о трудных местах во введении к первой и пятой книгам Евклида». Арабская рукопись не сохранилась и была переведена со старой еврейской версии.
  5. «Какое из предсказаний звезд правильное, а какое неправильное». Перевод с арабской версии, опубликованной немецким ученым Дитеричем.

Кроме того, большое количество фактов, имеющих прямое или косвенное отношение к математике содержится в таких трудах великого ученого, как «Большая книга музыки», «Комментарий к Алмагесту» и др.

Результаты, полученные в данной монографии, оценены очень высоко с точки зрения исторического развития математики. Вопрос о том, насколько это ценно с точки зрения современного образования, все еще остается открытым и требует изучения.

В данной работе рассмотрены числовые отношения и пропорции, будучи относящиеся к арифметике, но находящие различное применение в теории музыки; определив правила их применения аль-Фараби использует их в разработке теории музыки; в первой книге «Комментариев к «Алмагесту»» им обновлена и усовершенствована теория Птолемея о нахождении хорды одного градуса и построении соответствующей таблицы хорд. Сюда же включены его геометрические трактаты.

Тот факт, что данная работа А.Кобесова и работа аль-Фараби «Математические трактаты», отредактированная им, были оцифрованы в США, в библиотеке Мичиганского университета и сохранены в ее электронной базе, а его «Комментарий к «Альмагесту» Птолемея» оцифрован и находится в библиотеке Калифорнийского университета, говорит о многом. Несомненно, это один из признаков их важности.

Более того, профессор Оклендского университета в Новой Зеландии Гарри Дж.Ти, в статье, опубликованной в «Journal of the History of Arab Science», изданной в 1978г., в Сирии,  писал: «Монография А.Кобесова является первой книгой, посвященной обзору математических работ аль-Фараби, и очень важна для тех, кто интересуется этой сферой… Книга ценна своей невероятной последовательностью и глубиной изучения математических работ аль-Фараби и его сильным влиянием на многих более поздних авторов. Это полезно для всех, кто изучает труды аль-Фараби».

Известный ученый, доктор физико-математических наук, профессор Б.А. Розенфельд (Москва) так комментирует книгу (Известия АН КазССР, 1976 г.): «Эта монография А.Кобесова раскрыла еще одну неизвестную ранее грань научного творчества аль-Фараби и является достойным памятником 1100-летию великого мыслителя, отмечаемого в мировом масштабе».

Существенным вкладом А.Кобесова в фарабистику является и монография «Астрономия в трудах аль-Фараби», в которой впервые в истории науки показан аль-Фараби как выдающийся астроном средневекового Востока. Ранее историки востоковедения, говоря об астрономии аль-Фараби, ограничивались лишь тем, что он написал «Комментарий к «Альмагесту» Птолемея»,  и принял его геоцентрическую гипотезу. Автор монографии перевел с арабского «Комментарий Птолемея к Альмагесту», изучил содержание и других работ аль-Фараби, представив его в новом ракурсе как астронома-теоретика и астронома-экспериментатора.

Исследования А.Кобесова с аспирантом Е.Жанибековым показали, что великий ученый был еще и выдающимся физиком: изначально много интересовался философскими проблемами физики, высказывал много ценных суждений о материи и форме, пространстве и времени, движении и неподвижности, силе, сделал крупные открытия в области музыкальной акустики, и ее роли в развитии теории музыки. Физические взгляды аль-Фараби нашли отражение в его трудах «Большая книга музыки», «Трактат о вакууме», «Основы физики», «Комментарий Аристотеля к физике» и др. Анализируя трактат о вакууме, ученые пришли к выводу, что аль-Фараби и его ученики пошли по стопам Аристотеля и учили, что вакуума не существует.

По словам А. Кобесова, известно, что аль-Фараби занимался медициной и биологией. Особое внимание он уделял теоретическим проблемам данных наук. О них он писал в своих трудах «Об органах человеческого тела», «Об органах тела животного» и других. Большинство из них еще не переведены и не изучены. До сих пор остается неизвестным медицинский трактат аль-Фараби «Возражение Галену по поводу его разногласий с Аристотелем относительно органов человеческого тела». На основе теоретических принципов и инструкций аль-Фараби, представленных в этих работах, известный ученый и врач Ибн Сина основал свою знаменитую медицинскую систему. Это подчеркивает ценность работ аль-Фараби в области медицины и биологии.

Следует отметить специальный труд аль-Фараби о необходимости искусства алхимии. Он противостоит тем, кто вообще отвергает алхимию, а также тем, кто принимает ее без всяких сомнений. По его мнению, алхимию следует рассматривать не как чудодейственный инструмент, а как самостоятельный предмет, отрасль естествознания с определенной целью. По словам А. Кобесова, правильные взгляды аль-Фараби на алхимию и химию поддержали Ибн Сина, Омар Хайям, Леонардо да Винчи и другие ведущие ученые последующих столетий.

А.Кобесов посвятил всю свою жизнь изучению наследия аль-Фараби. Первым всесторонне раскрыл и проанализировал педагогическое наследие аль-Фараби. В его докторской диссертации раскрыты взгляды великого ученого в этой сфере в полном объеме с научной и методологической точки зрения.

Тот факт, что восточные и западные ученые единогласно присвоили аль-Фараби титул «Второго учителя» после мудреца Аристотеля, доказывает, что он был великим человеком в области педагогики. На самом деле аль-Фараби большую часть своих трактатов посвятил просвещению населения, особенно подрастающего поколения.

Несмотря на то, что обучение и воспитание в педагогической теории аль-Фараби тесно связаны и переплетены, их особенности как педагогического инструмента различны. В трактате «Указание пути к счастью» им подробно описано, как воспитать у молодежи такие качества, как героизм, милосердие, красноречие, доброжелательность. При этом ученый, наряду с другими нравственными качествами, придает большое значение сильным гуманистическим и патриотическим чувствам учеников, которые должны любить и быть преданными своему народу, развивать его благородные традиции.

В своих исследованиях А.Кобесов отмечает, что раскрыть всю педагогическую систему аль-Фараби дело непростое, что нужно проводить специальные исследования и писать о нем книги. Сам он писал монографии и учебные пособия для студентов на основе бессмертных трудов аль-Фараби, на протяжении многих лет читал им лекции и вел практические занятия. Кроме того, много работал над популяризацией научного наследия ученого среди широкой общественности. В последние годы жизни акцентировал внимание на связи научно-методических, математических достижений аль-Фараби с современными научными знаниями, о чем свидетельствуют его неопубликованные работы: «Вклад аль-Фараби в историю высшей математики» (монография ) и «Аль-Фараби и проблемы прикладной математики» (статья).

А.Кобесов в своей последней книге «Нет в науке проторенной дороги» писал: «С образовательной и методологической точки зрения геометрический трактат аль-Фараби не потерял своего значения и по сей день и, несмотря на давность лет, будет очень полезным инструментом в решении геометрических задач на построение с помощью циркуля и линейки для учащихся средних и высших учебных заведений».

Его наказы в настоящее время выполняются в Казахском национальном педагогическом университете имени Абая, где он учился, в рамках исследовательского проекта «Математическое наследие аль-Фараби в контексте современного образования».

В проекте исследуются научно-методические основы внедрения математического наследия ученого в современное образование, созданы необходимые цифровые ресурсы для эффективного его освоения.

В заключение обзора творческого пути и научных исследований ученого-педагога А.Кобесова следует сказать о том, что на пике своего расцвета как ученого, он восстановил истинный образ великого ученого аль-Фараби как мыслителя, математика, естествоиспытателя, педагога. И наш неотъемлемый долг – начать обучение научному  наследию аль-Фараби и воспитание подрастающего поколения на его трудах, переведенных и систематизированных А.Кобесовым,  как с целью их популяризации, так и широкого использования в актуальных научных исследованиях и инновационных образовательных процессах. 

Есен Бидайбеков, профессор,

Гульдина Камалова,

профессор

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий