Адаптировать детей с особыми образовательными потребностями
Успешная интеграция в общество и социализация детей – одна из основных задач коллектива нашей школы. Разработанная типовая модель образовательно-развивающей среды нашла свое отражение в комплексном подходе при осуществлении обучения и воспитания детей, находящихся на индивидуальном обучении на дому.
Организация специальной школьной среды, привлечение учащихся на занятия и внеклассные мероприятия в школе, привлечение дополнительных организаций образования, посещение культурно-досуговых учреждений и развитие социального партнерства стали залогом успешной социализации учащихся в стенах школы и вне ее.
В рамках реализации задач социализации учителя школы организовывают познавательно-поисковые, творческие, социальные проекты совместно с организациями дошкольного, среднего и профессионально-технического образования, которые способствуют развитию активности детей, развивают эмоциональное восприятие, воображение, память, речь, коммуникативные навыки. Практические проекты помогают детям осваивать окружающий мир, всесторонне познавать его, способствуют умению наблюдать, создавать различные поделки, предметы быта.
Вовлечение учащихся нашей школы к занятиям в организациях дополнительного образования также является одной из возможностей социальной адаптации и интеграции в общество. Дети с большим удовольствием посещают Дворец школьников им. М.Утемисова: бассейн, мероприятия по эстетическому направлению, организация совместных концертных и цирковых представлений. Эффективно проходят и совместные проекты с Музеем Первого Президента: арт-занятия, музейные уроки, выездные мероприятия; с ресторанной школой «Рим», фабрикой по изготовлению макаронных изделий, кондитерской фабрикой «Тәп-тәтті».
В формировании толерантного отношения к особенным детям и инклюзивной культуры в обществе особую роль играет социальное партнерство с досуговыми организациями: театры, торгово-развлекательные центры, супермаркеты, гостиницы, швейные и столярные мастерские, а также тесное сотрудничество с общественными и благотворительными фондами, с центрами поддержки детей «Аяла», «Дар», «Мир и капелька любви» и другими.
В результате данной работы у детей с особыми образовательными потребностями повышается уровень развития личностных качеств, развиваются навыки взаимодействия с учащимися в школе, со взрослыми.
Когда речь идет о социализации учащихся с особыми образовательными потребностями, мы должны рассматривать данный вопрос, расширяя границы ведущей педагогической идеи «золотой треугольник» на «трехгранную пирамиду», где у основания стоят не только родитель и учитель, но и общество.
Построенная таким образом работа позволяет нам достигать основную цель деятельности нашей школы – социальная адаптация учащихся с последующим безболезненным включением их в общество.
Құралай ҚОЖАМҚҰЛОВА,
директор cпециальной школы №2, г. Нур-Султан