Шанс переосмыслить свое преподавание
Action Research – исследование в действии – является общей оценкой того, что делает учитель каждый день, а также более современной формой рефлексии учителя. Выбор вида проведения исследования в действии зависит от участников, которые вовлечены в этот процесс. Это может быть исследование одного конкретного учителя, группы учителей или исследование в рамках школы.
Суть исследования в действии состоит в том, что учитель (группа учителей) развивает профессиональные навыки посредством решения определенной проблемы, возникшей в процессе деятельности. Таким образом, через проведение исследования в действии педагог вносит изменения в свою преподавательскую практику.
При принятии решения о проведении исследования в действии педагог строит свою повседневную деятельность на базе пяти этапов.
Возможностей для того, чтобы оценить самих себя в школе, немного, кроме того, это может быть организовано формально. В этом случае исследование в действии – шанс переосмыслить свое преподавание. Помимо этого, исследование в действии направлено на учащихся, что позволяет педагогам увидеть возможности своих учащихся и подготовить рекомендации по работе с учащимися для других учителей.
Цели исследования: сподвигнуть учащихся чаще отвечать и больше говорить на уроке, проявлять инициативу при ответах, сделать обсуждение более активным, а ответы более полными, а, значит, более качественными. Достичь этих целей могли помочь ответы на два основных вопроса:
«Как сделать так, чтобы учащимся хотелось говорить? Какие стратегии co-teaching могут помочь разговорить учащихся?»
Итогом проведенного исследования стало то, что предварительный отбор факторов, способных оказать какое-либо влияние на желание учащихся отвечать на уроках и на качество их ответов, помог ответить на первый вопрос, так как это позволило в процессе урока сделать акцент на положительном и минимизировать влияние того, что влияло негативно. А апробация стратегий совместного преподавания позволила сделать процесс исследования более плотным, точечным, индивидуализированным по отношению к каждому учащемуся. Таким образом, была достигнута не только дифференциация, но и были выявлены те составы групп, в которых учащиеся показывали наилучшие результаты. Как результат всей проделанной работы – учащиеся стали чаще проявлять инициативу при ответах, чаще отвечать, соблюдая все требования к ответам, а, значит, цель была достигнута.
Основной сложностью в процессе исследования явилось выделение времени на более тщательное продумывание урока, отбор видов деятельности, рефлексию проделанной работы, организацию опроса учащихся, поэтому необходимо было продумать тайм-менеджмент.
В целом, применение в практике преподавания исследования в действии сказывается положительно, и не только в том классе, где проводится исследование, так как становишься более внимательным к себе как к учителю, так и к учащимся, к их потребностям и нуждам, к процессу обучения и организации конкретного урока. Тогда в процесс обучения органично вписываются и дифференциация, и особенности обучения одаренных детей, и результативность обучения.
Д.Байдильдинова,
учитель-эксперт NIS казахского языка и литературы Назарбаев Интеллектуальной школы ХБН г. Алматы