Гульмира КУРГАНБАЕВА: «Современная система образования в стране должна опираться на национальные педагогические традиции»

Сегодня гостьей редакции газеты «Білімді ел – Образованная страна» стала директор «Ұлттық Ұстаз онлайн академиясы» Гульмира Курганбаева.

Гульмира Аманжоловна Курганбаева – человек известный в педагогическом сообществе страны, пользующийся заслуженным авторитетом и уважением, кандидат экономических наук, MPA, аналитик, член Общественного Совета по образованию и науке партии «Аманат». По ее авторской методике проведены обучение и консалтинг управленческих команд 35 ведущих вузов Казахстана, более 200 школ и дошкольных организаций г. Нур-Султана, Алматинской области, городов Уральск, Кокшетау. И тем приятнее ее оценка деятельности нашей газеты, которая, по ее словам, затрагивает ключевые вопросы образования и является своего рода бенчмарком идей, новых направлений, проектов.

– Гульмира Аманжоловна, Ваш бэкграунд достаточно впечатляющий. Вы работали в Администрации Президента РК, Казахстанском институте стратегических исследований, секретариате Совета безопасности, проходили стажировки в престижных вузах США, Голландии, Сингапура, являлись экспертом крупных национальных научных проектов. А сегодня Вы у руля «Ұлттық Ұстаз онлайн академиясы». Это венец пройденного большого пути, накопленного опыта, синергии мудрости, скопившейся за эти годы, или это новый виток в развитии, появившийся в форс-мажорных условиях пандемии?

– Спасибо, хороший вопрос. Я уже много лет занимаюсь аналитическими вопросами при формировании государственной политики, будь это социально-экономическое развитие или внутренняя политика. Последние 10 лет моя деятельность сфокусирована на образовании, причем с точки зрения управления, формирования политики. Госполитика в образовании также должна быть системной, структурированной. Она связана напрямую с государственной политикой в построении экономической или политической системы, которую мы выстраиваем. Без образованной нации (в этом ключе название вашей газеты мне очень импонирует) мы не сможем построить новый Казахстан, сильное и конкурентоспособное государство. Выстроить эффективную экономическую и политическую систему возможно только через развитие качественного образования.

Безусловно, в какой-то степени вы правы, когда сказали, что на это могла сподвигнуть начавшаяся пандемия. «Ұлттық Ұстаз онлайн академиясы» как раз появилась в самый разгар пандемии, в марте 2020 года. Онлайн-обучение – это ответ на вызов той системы, в которой мы все сейчас находимся, и здесь очень важно научиться быть гибким, уметь работать в смешанном формате: и онлайн, и офлайн. Думаю, в нынешних реалиях нельзя недооценивать потенциал онлайн-образования.

В нашей организации ключевое слово «ұлттық». Мы всегда опираемся на международный опыт, лучшие бенчмарки, когда приводим в пример педагогов. Как правило, все они представители западной или юго-восточной систем образования. Но сегодня вопрос стоит в том, что должны быть национальные кадры современной системы образования Казахстана. У нас есть свои лучшие педагогические традиции, начиная от Абая, Ыбрая Алтынсарина, Шокана Уалиханова. И сегодня национальные педагоги должны задавать повестку дня в отечественной системе образования, идеологию воспитательной политики, делать акцент на духовность, национальные ценности, выработать некий национальный код. Поэтому «Ұлттық Ұстаз онлайн академиясы» и ставит своей целью развитие национальной системы образования.

Идея ее создания зародилась еще несколько лет назад. Был замечательный проект «Ел умiтi», в котором собрались эксперты из разных отраслей, в том числе из системы образования, лидеры в области высшего, среднего, дошкольного образований. Объединившись, мы начали рассуждать, что можно изменить в системе высшего образования, а что усилить в сфере среднего, то есть это было сообщество единомышленников, которые видели необходимость в проведении изменений. И эти идеи послужили толчком к созданию «Ұлттық Ұстаз онлайн академиясы».

Я убеждена, что у нас должна быть национальная система образования. Мы можем, конечно, копировать мировых экспертов, и должны держать руку на пульсе. Но в то же время нужно «рождать» своих педагогов, и они у нас есть. Но они не всегда верят в себя, не всегда их имена – это бренд, не всегда они используют авторскую методику так, чтобы ее могли применить другие. Во время пандемии, когда Министерство образования и науки стало в срочном порядке переводить школы на онлайн (причем никто не был готов к этому), мы увидели растерянность родительского и педагогического сообществ. И мы впервые начали выходить в эфиры, проводить круглые столы с участием экспертов, которые могли бы доступно разъяснить родителям, что этот формат возможен и нужен, и призвать идти вместе, не критикуя, не сопротивляясь. Тогда же появилась необходимость обучения преподавателей, например, по методике построения онлайн-курса.

Помнится, первыми к нам пришли 45 директоров школ и учителей Алматинской области, которые только перешли на онлайн-формат обучения. В то время границы еще были закрыты. Но особенность онлайн-обучения в том, что даже при таких условиях мы могли пригласить экспертов из разных стран, которые были готовы поделиться на нашей платформе своими знаниями. А после открытия границ две школы даже выехали к своим стратегическим партнерам для совместного проекта. Да, это был трудный период, впрочем, как и сейчас, но это дало нам новые возможности. Это время создания сетевых сообществ, время появления новых платформ, формирования индивидуальной траектории обучения.

– Если пандемия, наконец-то, уйдет от нас, и офлайн станет актуальным, название академии не изживет себя?

– Нет. Я считаю, что нужен смешанный формат. Конечно, все мы понимаем преимущества офлайн-обучения. Ничто не заменит живую дискуссию, обратную связь и личный опыт учителя. Коммуникации в группе – это на самом деле самый большой капитал, поэтому мы будем сочетать оба формата обучения. По сути, это лишь форма, важнее содержание. А это наши различные программы как для управленцев высшего звена, университетов, так и для дошкольного образования. В этом году мы открыли образовательный продукт – шестимесячную программу для системы дошкольного образования. Тем самым мы помогаем развивать управленческие компетенции руководителей дошкольных учреждений, чего, к сожалению, прежде не было. Бывало, зачастую и вовсе забывали об этой сфере образования, хотя это неправильно, поскольку все начинается как раз с раннего развития, это фундамент образования. Радует, что сейчас у нас появились эксперты по дошкольному воспитанию с западным образованием, у них есть серьезный системный подход, каким должно быть дошкольное образование в Казахстане. Есть и свои отечественные корифеи – эксперты, которые за 30 лет независимости тоже разработали свои методики обучения. А онлайн-формат хорош тем, что помогает донести эти знания до самых глубинок. За этот период времени мы с коллегами объехали все регионы Казахстана. Для нас было важно знать потребности. Академия, не понимая потребностей регионов, того, что нужно менять в конкретной организации образования, не может развиваться. Мы увидели в регионах разные модели школ. Понятно, что в сельской местности нужно начинать с инфраструктуры. Но в то же время самый важный, ключевой вопрос, независимо от того, где находится школа, это учитель. Инфраструктура, экосистема, исследовательские лаборатории – это, конечно, важно. Но что несет сейчас учитель в качестве основного посыла, какая модель компетенции у него, какие ценности он привносит, вот это важнее. Я недавно была в 76-й столичной школе, встречалась с учителями, поскольку запускаем программу по созданию центров академического превосходства. У нас есть школы, которые уже сейчас могут становиться сильными цифровыми школами с развитием IT-компетенций. Почему бы на их базе не развивать технопредпринимательство? В этой школе тогда на встрече 13 учителей подняли руки и сказали: мы хотим разработать авторские курсы, методики, а одна педагог заявила, что хочет стать таким же экспертом, как Стивен Кови (известный американский консультант по организационному управлению, автор книги «7 навыков высокоэффективных людей»). Как рассказала педагог, у нее есть собственная методика, по которой она снимает онлайн-курс, и этот опыт мог бы пригодиться коллегам из других регионов. Для этого мы и создаем центры академического превосходства, поскольку школа, нарастив свой потенциал, может делиться, а это одна из основных задач.

– Гульмира Аманжоловна, у нас в стране есть центры педагогического мастерства «Өрлеу», давно наработавшие опыт другие структуры, занимающиеся повышением профессионального уровня учителей. Ваша академия – это что-то новое, ворвавшееся на рынок, или Вы в тандеме с ними стремитесь идти в одном направлении?

– Наша уникальность в том, что мы даем возможность развивать всю команду школы с точки зрения управленческой компетенции, стратегического видения, построения уникальной модели, изменения бизнес-процессов. Согласитесь, школа – это тоже организация, которой нужно грамотно управлять, и ключевой вопрос – в эффективности управленцев. Многие директора говорят, что их на самом деле никто не обучал управленческим компетенциям, они из рядового учителя стали руководителями. Раньше управленцев готовили в партийных, политических школах, где больше раскрывали идеологический потенциал. Сейчас наша задача стать для школ хорошей, сильной бизнес-школой, которая помогает прокачивать их управленческие компетенции и правильно выстраивать бизнес-процессы. В школе это учебные, исследовательские, воспитательные. Когда мы говорим об управлении, то, безусловно, речь идет и о новой педагогике, и о цифровой педагогике, и об исследованиях, то есть это комплексный подход по усилению управленческой эффективности организации образования.

Признаюсь, мы к этому пришли не сразу. Как показал анализ, в школах существуют проблемы со стратегическим и корпоративным управлением, и многие директора школ в первую очередь стремятся решить текущие операционные вопросы. Мы говорим: «Да, мы вам поможем решить их и наша миссия – помочь выстроить уникальную модель развития». Безусловно, все школы должны работать по единому госстандарту, потому как необходимо обеспечить базовый уровень качества образования. Но в то же время для того, чтобы говорить о том, какую нацию мы формируем, какая идеология должна превалировать в стране, нужно дать ключевой посыл тех компетенций, которые должны быть у школы.

Если говорить о современной модели компетенций казахстанской нации, то в нее входят креативность, инициативность. Мы духовная нация, мы можем стать нацией стартапов. Мы должны вести речь не только о функциональной грамотности, а о тех компетенциях, которые позволяют отдельной личности, нации в целом быть конкурентоспособной в мире. Вот на это надо делать упор. Поэтому и должны появляться сильные инженерные школы, steam-школы, экономические, предпринимательские, исследовательские, гуманитарные школы, школы международных коммуникаций. И наша задача – найти этот образ, ту модель, понять, как можно усилить учебную программу с точки зрения вариативной части, экосистему, инфраструктуру для того, чтобы эта модель школы состоялась. И в данном случае наша академия больше призвана стать партнером для каждой организации образования по стратегическому определению, формированию мышления, видения.

Я с уважением отношусь к партнерам из других организаций образования, поскольку у них высокая роль, и считаю, что менять школу можно только совместно. Стране сейчас нужны дизайнеры образовательных программ, методологи, специалисты по цифровому обучению, онлайн-обучению, специалисты на стыке управленческой компетенции и педагогики, и таких специалистов должно быть много в этой отрасли. Поэтому работы здесь хватит всем. И ЦПМ, и «Өрлеу», и ведущие педагогические университеты в нашей стране, мы все – формирующие контент, содержание образовательной повестки в стране.

– Чтобы вести такую масштабную работу, разрабатывать программы, нужна большая команда единомышленников…

– Да, безусловно. В нашей команде 12 менеджеров, также с нами сотрудничает преподавательско-экспертное сообщество. К примеру, в одной программе у нас работает порядка 40 привлеченных преподавателей как отечественных, так и зарубежных. И наша задача – собрать их вместе на одной площадке для того, чтобы выработать уникальную программу, такую как «Акселератор успешных организаций образования». Эта программа состоит из 10 модулей. Первый модуль – базовый, основной модуль «Стратегическая трансформация организаций образования», результатом которого является разработка стратегии организации образования, бизнес-модели бюджета, поскольку для многих руководителей главный вопрос – финансовая модель, бюджет школы, как его правильно сформировать, какие должны быть источники доходов, как школе стать финансово устойчивой. Как правило, директора школ, руководители организаций – это академические работники, и они не всегда сталкивались с такими управленческими задачами, как формирование бюджета или финансовой модели.

Второй блок – операционный менеджмент. Важно правильно выстраивать бизнес-процессы. Нужно понимать, что организация образования такая же организация с четко налаженными структурными бизнес-процессами. Сегодня бизнес во всем мире перешел на цифровые платформы. Все процессы, начиная от документооборота, завершая работой с клиентом, автоматизированы. Почему этого не должно быть в школе? Директор школы такой же управленец в своей системе, все должно быть оцифровано. Это понимание должно прийти к директору школу и его заместителям. Во втором модуле мы рассматриваем операционный менеджмент и управление проектами.

В третий модуль мы включили воспитательную политику. Организации образования – это платформы по взращиванию личностей. Именно в школьный период формируется личность. Какой должна быть воспитательная политика – вопрос номер один.

Четвертый блок – разработка HR-политики, управление людьми. Сейчас самый главный вопрос – корпоративная культура в организациях образования. Школы впервые задумываются о том, что они должны создавать некое сообщество, в которое хочется постоянно приходить. Каждая школа может стать центром притяжения. Культуру за короткое время поменять сложно, но ее потихоньку нужно выстраивать в школах. Меня радует, что в отдельных школах такая культура начинает появляться. Ее задают учителя, затем родительское сообщество. Появляются осознанные родители, которым небезразлична судьба самой школы, детей.

Сталкиваетесь с нежеланием, сопротивлением педагогов тем процессам, которым вы хотите их научить, или те, кто идут к вам, делают это осознанно? 

– Разные бывают ситуации. Вы правильно говорите, может быть и сопротивление, но мы управляем им. К примеру, проконсультировали 35 университетов в Казахстане, это сильнейшие вузы, которые сейчас выстраивают свою модель образования, и, конечно, иногда коллектив сопротивляется. Но это сопротивление преодолимо, поскольку видны результаты совместной работы. В первую очередь мы меняем учебные программы. Для педагога это означает, что он может потерять свои часы, или его дисциплину могут заменить другой, что может вызвать дискомфорт у учителя, и, конечно, сопротивление будет. Но в то же время мы показываем, какой может быть учебная программа, и что ее может разработать сам педагог. Чаще всего вопрос в том, что сопротивление в незнании, как это делать, непонимании тех выгод, которые принесут изменения. Когда педагог видит, что он может создать авторский курс, получить авторское право или патент, а еще лучше запустить франшизу программ, то есть когда учитель видит результативность, в том числе коммерческую, это сопротивление начинает уходить на второй план. Наоборот, наши слушатели сами становятся агентами изменений. Задача нашей Академии – создать таких агентов изменений в организациях образования, вокруг которых собирается команда неравнодушных, проактивных преподавателей, которые будут идти вперед.

– В Казахстане постепенно создается сообщество экспертов в сфере образования. Каковы взаимоотношения между ними? Они консолидированы, сотрудничают или у них жесткая конкуренция, несоответствие взглядов и подходов?

– Да, сейчас в нашей стране формируется сообщество экспертов. У нас должна появиться критическая масса компетентных специалистов, которые продвигают изменения в той или иной области. Следующий этап – их консолидация. На мой взгляд, сейчас многие вопросы можно решать только путем объединения. На рынке образовательных услуг я не встречала конфронтации. Другое дело, что эти организации начинают позиционировать себя, показывать свою нишу, конкурентоспособность, и это нормально. У нас пока критически низкая доля экспертов. 80% из них должны быть отечественными, и лишь 20% зарубежными. В Казахстане же пока наоборот: 20% и даже меньше – это наши эксперты, а 80% представлены международным сообществом. Наша задача создать экспертное сообщество, состоящее на 80% из казахстанских экспертов. С другой стороны роль экспертов сегодня – просветительство. Чем больше экспертов, тем больше вероятность того, что из них будут вырастать сильные просветители со своей миссией. И эти эксперты обязательно должны консолидироваться и формировать общую политику. Я, как специалист по стратегическому развитию, считаю, что нормальная, здоровая конкуренция только способствует развитию. В этом плане примечателен опыт финнов, где эксперты с разным видением и подходами сели за стол переговоров, договорились о выстраивании единой системы и начали действовать. Итог: финская система образования – одна из лучших в мире.

– Можно ли уже говорить о результатах работы за эти два года?  

– Мы комплексно работаем с четырьмя регионами страны, это города Уральск, Кокшетау, Нур-Султан и Алматинская область. Готовы сотрудничать с нами и другие регионы, также жаждущие изменений в школах. Нужно менять всю систему образования, внедрять новые модели. При этом в каждом регионе должны быть разные модели образования, чтобы у современного ребенка было право выбора. Сегодняшние дети – это поколение Z с индивидуальной траекторией личностного развития.  

– Помимо программ для организаций образования, у вас есть проекты для детей, подростков, молодежи. Чем это обусловлено?

– Мы задумались, какое общество мы растим, какое поколение мы сейчас воспитываем. Есть опыт таких стран, как Израиль, Сингапур, Южная Корея, которые провозгласили, что они нация стартапов, креативная нация инноваций, их молодые люди могут рождать проекты, компании в инновационно-технологической среде.

Эта идея появилась из вопроса: что будет двигать нами как нацией? И какие императивы мышления закладывать в умы детей? Мы создали проект Creative Startup Nation, то есть креативной должна быть нация. Мы можем возродиться. Мы, как нация, которая может кочевать из одного места в другое, мобильные, оперативно решаем бытовые и многие другие вопросы. Почему бы сейчас в этом продукте не использовать наши генетические навыки? Мы разработали программу Creative Startup Nation для детей от 7 до 18 лет. Какие креативные навыки можно развивать? Дизайн мышления, предпринимательство, STEAM, IT, искусство – все эти дисциплины призваны развивать навыки креативности. Этот проект мы сейчас реализуем в Нур-Султане, далее и в других городах. И мы уверены, что это станет серьезным заделом на будущее.

Ляззат ТУРКЕСТАНОВА

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий