Касымхан СЕНГАЗЫЕВ: «В столице образование должно быть качественное везде»

Касымхан Сенгазыев с недавних пор руководит Управлением образования акимата города Нур-Султана. Газета «Білімді ел – Образованная страна» в эксклюзивном интервью узнала мнение руководителя о том, как решается проблема нехватки учителей, дефицита ученических мест, поговорила о перспективах развития дополнительного образования, детсадов, колледжей, вузов города. А также спросила, какие школы посещают дети главы столичного образования.

Касымхан Сенгазыевич, вы единственный руководитель системы образования города Нур-Султана, который за годы независимости вступает в эту должность дважды. С одной стороны, это говорит о вашем авторитете, профессионализме, доверии к вам, с другой стороны, наверное, накладывает особую ответственность. Как считаете?

– Должность руководителя управления образования – это государственная должность. Если посчитали нужным быть на госслужбе, доверили руководить и улучшать систему образования, то нужно работать. Скоро будет 10 лет как я на государственной службе. Какую задачу поставит руководство страны, мы, как солдаты, исполняем. Поэтому два или три раза идем на одну должность – не столь важно.

– Какие главные задачи вы перед собой ставите, будучи главой столичного образования?

– Первая, самая главная задача для нас – улучшить систему образования столицы, повысить его качество, чтобы родители и дети были удовлетворены получаемыми услугами. А также создание комфортных условий, чтобы все участники могли получить равное и доступное образование. Это и в детском саду, школах, колледжах, объектах допобразования и инклюзивного образования.

– Вы часто посещаете детские сады. Какие проблемы актуальны в дошкольных организациях столицы?  

– Количество детей с каждым годом растет, соответственно растет и число детских садов. В свое время, когда внедрили программу «Балапан», это дало всплеск развитию дошкольных организации. Теперь большая проблема в качестве образовательных услуг. Много обращений поступает от населения, есть неудовлетворенность работой детсадов независимо от их формы собственности. Одна из главных проблем – 35% воспитателей не имеют профильного образования. Мы занимаемся этими вопросами.

Другая проблема – состояние материально-технической базы детсадов. Средства, которые мы доводим по душевому финансированию, не в полном объеме покрывают нужды по приобретению оборудования, мебели, техсредств. Детям нужны новые игрушки, средства обучения, методики. В этом году готовы обновить материально-техническую базу 50% государственных детских садов города. Такую же задачу ставим и в частных дошкольных учреждениях. До 2025 года все 96 детских садов города на 100% обновят материально-техническую базу. Аким города Алтай Кульгинов в этом вопросе нас поддержал.

На сегодня охват детей от 3 до 6 лет дошкольным образованием у нас составляет 99,1%. До 2025 года мы должны охватить детей от 2 до 6 лет, сегодня этот показатель составляет 82,5%. Это стало возможно благодаря размещению госзаказа. В этом году планируем дополнительно разместить 2,5 тысячи мест по госзаказу в частных детсадах. До 2025 года хотим этот показатель охвата довести выше 99%.

– Следующий вопрос относительно поручений Главы государства К.Токаева о том, что мы должны развивать технические специальности. В этой связи, какие подвижки у вас намечаются?

– До 2025 года разработали программу развития образования столицы. Отредактировали программу в связи с Посланием Главы государства, где учли актуальные вопросы. Конечно, техническое образование важно, начиная со школьных лет. В программе акцент делаем на качестве преподавания математики, физики, химии в школах.

В рамках допобразования в этом году разместим 5500 мест госзаказа. Больше будем развивать кружков по техническому направлению: IT, робототехника, инженерия, моделирование. Даже думаем о внедрении сертификации, чтобы каждый школьник, который параллельно завершает 11 класс и обучение в кружке, получал квалификацию или сертификат по Microsoft, HP или Adobe, которые требуются для IT рынка.

На сегодня в столице действуют 11 объектов дополнительного образования, которые имеют 115 филиалов в школах города. Плюс, у нас открыты 10 комьюнити-центров, где собираются дети из разных школ, педагоги из дворцов школьников, и занимаются допобразованием.

Когда управление образования размещает госзаказ, мы не смотрим на географию: правый или левый берег, где есть потребность, туда и направляем средства. В столице образование должно быть качественное везде. У нас есть Дворец школьников, будет построен еще один по государственно-частному партнерству на левом берегу в районе улиц Турана и Керея-Жанибека. Площадь дворца будет составлять 5 тыс. м/кв. Планируем открыть в следующем году.

– Это отличная новость для столичных родителей. А преподавателей, педагогов для системы дополнительного образования достаточно?

– Их недостаточно. Здесь нужно отдельно подходить, искать новые решения для поддержки преподавателей допобразования. В основном приходят работать выпускники творческих специальностей, которые не обучались в педвузах. Возникает много вопросов, умеют ли они работать с детьми, владеют ли педагогическими методиками. У нас есть требования Министерства образования и науки по аттестации педагогов, которое распространяется на всех, их нужно выполнять.

Педагогов мы набираем в основном из университета искусств, педагогического колледжа. Из-за влияния пандемии и сокращения тоев, разных мероприятий актеры, артисты, музыканты, художники начали приходить в дополнительное образование, открывать свои школы. Конечно, потребность в кадрах есть, поэтому какие-то стимулирующие меры будем внедрять.

– Насколько у нас в столице достаточно кружков и секции для того, чтобы дети занимались спортом?

– Если два года назад, до внедрения подушевого финансирования в допобразование, уровень занятия спортом среди детей был 35%, то на сегодня этот показатель вырос до 42%. У нас есть центр «Өркен», который занимается спортивным кружками, где мы увеличили штат тренеров, чтобы они развивали кружковую деятельность спортивного направления в школах. Теперь совместно с управлением спорта, не дублируя, будем часть госзаказа размещать для развития спортивных секций.

Касымхан Сенгазыевич, до того, как возглавили управление образования столицы, вы были руководителем колледжа, поэтому знаете систему ТиПО изнутри. Достаточно ли у нас коллежей для удовлетворения спроса рынка труда? И какие техспециальности нуждаются в увеличении грантов?

– Если говорить о количестве колледжей в столице, их достаточно. Дело в качестве подготовки кадров. Сейчас активно занимаемся содержанием образовательных программ. Хотелось бы выразить благодарность министру образования и науки за то, что дал академическую свободу колледжам. Если раньше они готовили свои образовательные программы на основе типовых учебных программ, которые спускались сверху, и только на 50% могли менять их содержание, то сейчас учебное заведение может само пригласить работодателя, соцпартнера и совместно создать образовательную программу, направить в МОН, утвердить и спокойно работать. Сократились сроки обучения. Если раньше за четыре года готовили одного специалиста-техника, то сегодня этот процесс занимает около трех лет.

Количество выпускаемых кадров для города достаточно, но есть нехватка тех специальностей, которые требует рынок. Например, готовим строителей, но им не хватает навыков, которые запрашивает работодатель. Поэтому наши образовательные программы должны быть ориентированы не на массовый выпуск студентов, а на формирование профессиональных навыков и умений выпускника.

Общий уровень трудоустройства наших выпускников ТиПО – 68%. Есть проблема в трудоустройстве выпускника именно по специальностям, уровень которого составляет 45%. Мы идем к тому, чтобы этот показатель улучшить.

– Теперь о школьном образовании. Каков современный портрет столичного учителя? Устремлённый, креативный или уставший, перегруженный?

 – Обновленное содержание образования и пандемия научили большинство педагогов креативности. Во время дистанционного обучения дети научились получать образование без учителя с помощью онлайн-платформ. В этом процессе учитель больше стал навигатором для поиска знаний. Выросла конкуренция, чтобы урок был интересным, учителю пришлось много креативить.

Мы не отрицаем, что учителя стали загружены, но не бумагой, а ставками из-за нехватки кадров. Есть учителя, которые имеют по две ставки, устают из-за того, что отдают больше энергии детям.

– Что касается нехватки учителей, какой показатель по столице?

– На сегодня в столице требуется 184 педагога. Особенно не хватает учителей начальных классов с русским языком обучения, порядка 100 таких специалистов требуется. С учетом того, что у нас есть учителя предпенсионного, пенсионного возраста, то на 1 сентября 2022 года у нас не будет хватать порядка двух тысяч педагогов. С чем это связано? Ежегодно количество учащихся в городе растет на 20-25 тысяч человек. Причина: рост рождаемости и внутренняя миграция. В прошлом году город ввел 16 школ на 30 тысяч мест. Если на одну школу необходимо в среднем сто учителей, то на 16 школ нужны 1600 педагогов.

Управление образования г. Нур-Султана решает проблему с помощью грантов. С 2018 года начали внедрять государственный образовательный заказ на педагогические специальность в вузах. Сегодня уже 1340 студентов обучаются по нашим грантам. В этом году планируем выделить еще около тысячи грантов для студентов вузов. Кроме этого, каждый год предоставляем около 800 грантов на педспециальности в колледжах. И к 2025 году потребность в кадрах закроем на 90%.

– Как вы оцениваете уровень подготовки молодых выпускников педвузов? То, что увеличили пороговый балл для поступления в педвузы, улучшит качество подготовки кадров?

– Несмоненно. Раньше проходной бал по ЕНТ на педагогические специальности был 60, и обучаться на учителя шли студенты, которые не смогли поступить на более конкурентные специальности. В последнее время мы видим рост выпускников школ, которые выбирают профессию учителя, поступают с высокими баллами ЕНТ. Это молодые, умные и грамотные специалисты. И чтобы их мотивировать, мы создаем при центре модернизации образования Школу молодого педагога, где будем с ними проводить мастер-классы, курсы повышения квалификации, закрепим за ними опытных педагогов.

– Ваше мнение об обязательном тестировании выпускников педвузов. Те, кто не пройдет тестирование, куда пойдут, учитывая, что у нас нехватка педагогов?

– Мы не должны опираться на количество, нам важно качество. Каждый педагог, прежде чем преподавать, должен пройти тестирование, доказать, что его уровень знаний, компетенций достаточен, чтобы преподавать в школе.

– Как развивается частное образование? Сколько таких учреждений в нашей столице?

– Частное или государственное учреждение, требование для всех одно – хорошее качественное образование. Частное образование в городе показывает хороший темп развития. Только в прошлом году в Нур-Султане открылись семь частных школ, в этом году введут еще семь таких организаций. Если пять лет назад частных школ было всего 11, то сейчас 43. Государство поддерживает эти школы в рамках подушевого финансирования. Есть частные школы с разными уровнями и программами, и говорить, насколько они качественно готовят детей, пока рано. Думаю, за ближайший год-два посмотрим и сделаем вывод.

– Ваше личное убеждение: вы за то, чтобы молодежь уезжала учиться за рубеж или выбирала отечественные вузы?

– Конечно, для получения образования не должно быть границ. Если молодой человек выбирает уехать учиться за рубеж, я только за. Главное, чтобы наши ребята не забывали свою Родину и возвращались домой.

Я бы не сказал, что много наших выпускников школ уезжают за рубеж, большинство выбирают отечественные вузы: ЕНУ им. Л.Гумилева, IT-университет, Назарбаев университет, Агротехнический университет и т.д. Сейчас многие ребята предпочитают не те вузы, где можно легко поступить и легко отучиться, а смотрят на качество образовательных программ. Это радует.

– Актуальная проблема – нехватка ученических мест. Сколько школ планируете построить в этом году и следующем?

– В этом году мы планируем ввести 16 школ на 30 тысяч мест. В 2023 году – еще 16 школ на 34 тысячи мест. Потребность в ученических местах в школах при этом остается высокой. У нас имеются четыре школы с трехсменным обучением, 15 – переуплотненные. Для сравнения, в 2021 году было восемь школ с трехсменным обучением, за счет ввода 15 школ решили вопрос по четырем школами с трехсменным обучением и восьми школам, которые мы называем переуплотненными.

– Новые школы – в основном с казахским языком обучения или смешанные?

– По языку обучения мы ориентируемся на спрос. Последние две новые школы – с казахским языком обучения. У нас в городе действуют 53 школы, где преподают и на русском, и на казахском языках.

– По положению ротации руководителей организаций образования, директор не может руководить одной школой более семи лет. Уже есть примеры ротации в столице?

– Мы уже начинаем этот процесс. Под ротацию попадают 15 директоров школ, которые уже более семи лет работают на одном месте. Я считаю, что ротация должна быть. Если человек работает на одном месте больше четырех-пяти лет, то он входит в зону комфорта, глаза «замыливаются», он не видит проблем и не привносит новшеств. Я сам руководил организацией образования, и мне хватило четырех лет, чтобы вложить в нее все свои силы. Когда понял, что выполнил свою задачу, передал должность и пошел дальше.

Касымхан Сенгазыевич, в завершение нашей беседы хотелось задать вопрос, который, думаю, будет интересен читателям. Дети самого руководителя столичного образования, в каких учатся школах?

– Мои дети учатся в обычных школах. Дочь в 2016 году поступила в лицей «Білім инновация» для девочек, в этом году уже заканчивает обучение. Вторая дочь и сын учатся в обычных общеобразовательных школах столицы.

Благодарим вас, Касымхан Сенгазыевич, за интересную и познавательную беседу. Желаем вам успехов!

Беседовала Ляззат ТУРКЕСТАНОВА

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий