Автор книги «Балуан тас»: о роли казахских борцов в истории и воспитании молодого поколения
Недавно в столице состоялась презентация книги культуролога-лингвиста Абылайхана Калназарова, посвященная 150-летию Кажымукана Мунайтпасулы, «Балуан тас» (Легенды и сказания, дастаны, народные предания, связанные с казахским боевым искусством, национальными борцами (исторические факты) в двух томах. В книге собрана и широко представлена обширная база данных по казахскому национальному боевому искусству «қазақша күрес». В связи с этим мы побеседовали с автором Абылайханом Калназаровым.
– Абылайхан, для начала, почему вы назвали книгу «Балуан Тас»?
– Это название имеет большое символическое значение. Огромные камни, «балуан-тасы», то есть «валуны-богатыри», достигавшие порой целой тонны, встречаются в каждом регионе великой степи. По традиции такой камень должен был поднять какой-либо известный палуан, обладающий невероятной исполинской силой, чтобы показать свою мощь и как бы наполнить этот валун сакральным смыслом, как говорят казахи – кие дарыту. И только тогда народ признает богатыря, его имя будет вытесано на этом валуне. Как говорится в эпосе «Козы Корпеш – Баян Сулу» «Балуанға түседі әлді кісі» (Борцом может быть только силач).
У казахов известны интереснейшие истории, когда даже правители обладали невероятной силой, среди них известный Барак султан, который во время народных зрелищ поднимал огромные валуны.
Судя по рассказам народа, вдоль караванного пути, идущего из Жетысу на Кояндинскую ярмарку в Сарыарке, лежал огромный камень, получивший название «Балуан Тас». Путники, давая коням передохнуть, для развлечения поднимали этот камень.
В казахском устном народном творчестве есть большое количество колоритных героев, в числе их Толагай, Таусогар, указывающие на то, что кочевники с давних времен занимались спортом по поднятию тяжестей. Культурологи объясняют – истоки этой традиции относятся к эпохам гуннов и саков, тюрко-кыпчако-огузов, религиоведы же утверждают, что она восходит ко временам проникновения Ислама на территорию Средней Азий – к пророку Мухаммеду (с.г.с.). Говорят этот ритуал несколько раз совершил сам Кажымукан, подняв валун весом в 500-700 килограммов. Более того, есть свидетельство о том, что китайские, монгольские казахи вплоть до 70 годов прошлого века придерживались этой традиционной практики.
В Казахстане и за пределами страны можно найти цепь борцовских камней. При финансовой поддержке вполне возможно создание всемирной интерактивной «Карты казахской силы».
Да, сейчас другие времена, нравы другие. Но к сожалению теперь, даже если все эти камни перетащить через Алатау и Каратау, а то и через гору Кап и даже Мекку и Медину, то все равно это действо уже не будет иметь того сакрального смысла и глубокого значения. Так как утеряна та трепетная картина мира, целый пласт нашей познавательной культуры. И тем не менее, даже несмотря на то, что в нашем восприятии эти камни выступают как безмолвные экспонаты, они являются свидетелями истории победоносного духа тюрко-кочевых народов. Так например в Китайском Алтае также расположено огромное количество подобных валунов с красивой историей, куда съезжаются любопытные туристы со всех стран, восхищаясь этим уникальным культурным феноменом кочевников. Местные власти, понимая материальную выгоду этой стороны, обустроив инфраструктуру вокруг этих камней, поставили на поток подобные экскурсии.
Если мы даже и не являемся выдающимися борцами, то следуя по пути предков, не побоюсь сказать, что данная «Книга борцовства» – это дань уважения нашим предкам, песнь поминания, своего рода современный эквивалент камня, который мы подняли и пусть она cтанет духовным памятником для будущих поколений. Понятна ли наша цель? Известный ученый-ясауивед Досай Кенжетай также отмечал: «Слава Богу, у казахов есть великие Личности! Но кому нужна гонка по установке для них памятников? Ведь потомкам важны их дела, мысли, слова!». В связи с чем, в данном труде мы освятили жизнь наших борцов, представили их слова и мысли, праведные деяния многих несправедливо забытых мастеров степных единоборств. И это необходимо для оживления поучительной, нравственной истории казахов.
– Итак, о чем же говорится в вашем двухтомном труде?
– В этой книге собраны шедевры устной литературы о казахских приемах борьбы и ведения боя, боевых искусствах и единоборствах, ряд хроник и народных преданий, письменные источники, а также уникальные факты. Впрочем, легенды и сказания преобладают. Здесь описана не только спортивно-боевая направленность казахской борьбы – күрес, речь идет также и о литературно-исторических периодах развития нашего народа.
Русский мыслитель С. Булгаков говорил, что «Миф – иероглиф истины». И это совершенно верно. Археологические источники, легенды и мифы, а также письменные рукописи свидетельствуют о борцовских единоборствах во времена саков, гуннов, уйсуней, кангюлей и кипчаков, тюрко-огузских вождей и каганов Баламбера, Атиллы, Естемиса. Неслучайно в древних шежире, касающихся происхождения трех казахских жузов, воспевалось: «Предок всех казахов устроил пир, пригласив именитых борцов на казакша курес, при рождении трех сыновей – Акарыс, Жанарыс, Бекарыс».
Как известно, идеология любой цивилизованной страны построена на мифе. И не следует отказываться от этого. Например, знаменитый японский миф о происхождении императорской династии от Бога Солнца «Аматэрасу». Многие японцы верят в легенду. Вот уже более двух тысяч лет они заботятся о нем, ухаживают и хранят его как зеницу ока. Даже американцы, будучи одними из победителей во Второй мировой войне, боялись затмить данное верование. В ходе осуждения виновных, удалось наказать не Императора, а японских генералов-милитаристов и лишь нескольких высокопоставленных лиц. Почему? Ведь это святая и незыблемая стержневая ценность, заложенная в духовную матрицу Страны восходящего солнца. Подрыв его запретного кода равносилен уничтожению всей нации. В этом мифе заложена истоки японской государственности и культуры.
Национальная идеология, патриотизм основываются на подобном мифологическом сознании и героическом мироощущении. Это не значит, что в данном произведении мы будем излагать только сказки, повествования, назидания, легенды и сказания. Переходя от главы к главе, рассказывая о борьбе Огня и Воды, Солнцы и Снега, Ер Тостике и Тазше, Бамсы Байраке, мы переходим к временам ханской эпохи – Чингисхану, Джучи, Ер Едиге, Есимхану, Абылайхану, к скорбным, далее к советским временам, так дойдя до нашего периода, поведем речь о ныне здравствующих Байсеитове, Турлыханове и Ыстыбаеве. Таким образом, мы описываем реальные события, произошедшие в прошлом и настоящем, осмысливая их с помощью культурологических методов.
Казахские батыры в совершенстве владели всеми аспектами боевого единоборства. Это и кулачные и борцовские бои. Человек не может просто так заполучить священное искусство, которое непрерывно совершенствуется и передается по наследству от отца к сыну. Это уникальная школа поединка – боевых искусств, сформированная на протяжении веков целым народом.
– Как вы считаете, героизм и борцовство тождественные понятия?
– В традиционном кочевом обществе этот синтез считался нормальным для казахов из-за слияния института батыров и борцов. Ведь у борца, в силу его профессиональной-общественной деятельности, формировался определенный образ жизни, военно-спортивные традиции, социальные нормы, этика и другие особенности, регулирующие его взаимоотношения с другими социальными слоями. Жаксылык Ушкемпиров отмечал, что не случайно наши батыры умело владели мечом, копьем, лихо скакали на конях и жертвовали собой во имя Родины. Ведь для того, чтобы искусно обращаться с копьем, нужна самоотверженная подготовка, навыки. Иначе не так-то просто ударить ими по врагу, который как вихр несется на своем скакуне. Рубить мечом тоже искусство.
Но борцовское мастерство особенно отличается. Как символ казахского героизма Каракерей Кабанбай так описан в исторических поэмах: «Ел үшін туған Қабекең, Батыр, палуан, ер екен» (Рожденный во имя народа наш Кабекен, Батыр, Борец, Герой). Родственник Қабанбая Аргын Малайсары был наделен такими же титулами батыра и борца.
Казахские батыры в совершенстве владели всеми аспектами боевого единоборства. Это и кулачные и борцовские бои. Человек не может просто так заполучить священное искусство, которое непрерывно совершенствуется и передается по наследству от отца к сыну. Это уникальная школа поединка – боевых искусств, сформированная на протяжении веков целым народом.
– Современные казахстанские борцы выходят на арену, накинув на себя звериный мех. Сцена, аплодисменты, громкая музыка. Как вы считаете это вполне уместное явление – превращение боя в шоу?
– В целом мастерство боя было для казахов украшением пира – тоя, радости, оно выполняло идеологически-ритуальную роль. В то же время необходимо помнить, что во время проведения поминок, ас-тризн по умершему, во времена сауын-совета глав родов по какому-либо важному государственному делу, одним из неотъемлемых элементов данных мероприятий был подбор борцов. Все это связано со стремлением народа к радости, так как страдание и горечь, должно забыться в пиршестве.
Раньше настоящий борец ходил на свадьбу или пир только по приглашению. Не требует доказательств тот факт, что он был в рядах специально приглашенных прославленных певцов-кюйши, акынов-жырау, батыров, сал-серы, ораторов, биев, сокольников, стрелков. И как отмечал Актан Керейулы: «Палуандықтың белгісі – өнермен өрге өрлеген» (Первый признак борца – это мастерство и успех), грандиозное, увлекательное зрелище было главной задачей борцов, которые выступали перед народом, показывая свое искусство. Это своего рода действо, целый театрализованный спектакль, сражающихся силачей.
В произведении писателя Сабита Муканова «Балуан Шолак» такое представление мастерски описано следующим образом: «После того, как кони были отправлены на байгу, в центр были вызваны сильнейшие борцы, среди которых был кыпчак Туйе-палуан. Во время борьбы он был одет в короткие брюки выше колен, связанные из грубой овечьей пряжи, накрепко подпоясан ремнем, сверху другой одежды не было. Перед борьбой с каким-либо борцом он накидывал на плечи домотканый кафтан из верблюжьей шерсти, но во время боя сбрасывал его. Выполнив все по своей обычной привычке, Туйе-палуан садился на край дороги. Кереи и уаки, следившие за ним в этот момент, обратили внимание на то, что люди прибывшие с ним были похожи на воробьев, возле огромного беркута».
– Мы народ верящий в то, что наши салы-серы, кюйши были людьми неординарными, обладавшими особенными сакральными качествами. Можно ли в их ряды поставить наших палуанов-борцов?
– Конечно. Это святое, священное понятие. Нелегко было получить от народа призвание истинного борца. Для этого необходимо было состязаться, защищать честь своего рода, племени, улуса, совершая также и духовные подвиги. Доказательством чего служат не только примеры из устной литературы, но и письменные источники многих российских и западных ученых, дошедших до наших дней. Более того, по древнему степному религиозному представлению, каждому человеку «За все свои деяния придется держать ответ перед Богом, то есть как палуан тащить за собою тяжелый груз греха» («Палуаны махшардағы ауыр жүктің») (из дастана «Повесть о сайгаке, попавшем в ловушку»). Поэтому неспроста молящегося человека иногда называют «намаз палуан – борцом на молитве». Как и богатство, так и героизм, палуанство – это трудное дело, высокое искусство. Как-то Ж. Ушкемпиров отмечал, что: «В казахской борьбе сочетались боевое искусство и высокое гражданское сознание». Сегодня значение понятия «борец» слишком сужено и втиснуто в довольно узкое слово – «спортсмен». На самом деле, если вы пролистав тома книг углубитесь в века, то убедитесь, что его смысловая сфера намного шире.
В казахском обществе статус борца-палуана был настолько высок, что если он по чьей-то вине погибал, или был умышленно убит, то құн-стоимость его приравнивалась двум взрослым мужчинам. Сильных мужчин казахи воспринимали не только как посланников неба и одаренных людей, наделенных священными качествами, но также как ярких представителей народного могущества, мастерства, истинных победителей человеческого духа. Более того, чтобы оградить их от дурного сглаза особо близкие люди закрывали борцов покрывалами, как скакунов, воспринимая их как особую драгоценность.
Проявляя почести палуанам, как любимцам народа, за ними ухаживали, когда они приходили в гости, не позволяя им есть и пить из какой-попало посуды. Говорят, что борцы пили кумыс только из специально сделанного кувшина с тонким горлышком. Рассказывают, что если в какой-либо счастливый дом-шанырак приходили в гости палуаны, в котором не было подобающей статусу посуды, хозяева отправляли молодых за 30-40 километров к богачам-баям, с просьбой одолжить ее. Судя по этнографическим записям, простой народ настолько высоко ценил таких борцов, как Балуан Шолак, Жетпис, Кажымукан, что сняв с них одежду разрывали ее на кусочки, в память о самом палуане и в качестве священного подарка «тәбәрік», как вещь, приносящую счастье, благодать.
– Я вспоминаю строки о Битабар палуане, из произведения знаменитого казахского писателя Сафуана Шаймерденова, который писал: «Не смей превращать борцовство в средство достижения бренного благополучия, зарабатывая себе состояние». Мы поддерживаем современных борцов, которые получают в подарок автомобили, квартиры. А как было с прежними палуанами?
– Наши деды говорили: «Балуанға түсер жігіттің, Көңілін аулап, сөзін ал» (Старайся угодить палуану, прислушайся к его словам). Но это не следует понимать, что борец обладал особенным правом вседозволенности. В случае победы он обязан был отдать какую-то долю приза своим братьям, отчиму дому, почтенным аксакалом и нуждающимся округи. То есть призером победы палуанов был весь аул и его род. В истории известны случаи, когда вместо обещанных золотых монет, известные палуаны просили земли для своего племени, оставшегося без пастбищ. То есть борцы известны также своим великодушием и щедростью, с помощью которой они могли облагодетельствовать окружающих.
В целом всегда на борцовские поединки готовили богатые подарки, призы, ценности, как и на скачки, состязание в стрельбе.
Кстати в Казахстане на арену борьбы палуаны выходят, называя себя «Сұңқар», «Жолбарыс», «Бөрі» («Сокол, Тигр, Волк»). Также и в древние времена борцы имели своих священных покровителей в виде фетишей зверей, птиц, животных. И это весьма часто обсуждаемая тематика даже в современном казахском сегменте социальных сетей. Об этом свидетельствуют данные, оставленные внуком Балуана Шолака Хайроллой Нурмагамбетовым. Представляем вам отрывок из статьи писателя-журналиста Жанболата Аупбаева, «Внук Балуан Шолақа» за 1999 год: «Белый кошкар моего деда-палуана в трудные моменты появлялся перед глазами противников. И тогда его охватывала свирепость, он принимал угрожающий вид и одерживал схватку над своим соперником. Впервые этот священный покровитель – кие Балуана привиделся на асе Токсанбая, во время борцовского боя. Прислуживающие проигравшему Туйе-палуану люди обратились к нему с укором: «Да что это с тобой? Как ты мог проиграть совершенно незнакомому молодому джигиту?». На что тот ответил: «Меня поборол не Нурмагамбет «Шолак», а его бодливый белый кошкар. Они вдвоем вымотали мою душу». Во всей видимости именно так покровитель нашего деда представлялся соперникам и подавлял их своим превосходством». Подобные благодетели-заступники в виде волков, быков, верблюдов были у наших выдающихся палуанов.
– В целом, такой вид спортивной борьбы также встречаются и у других тюркоязычных народов. Скажите несколько слов об их сходных сторонах, особенностях, преимуществах?
– В целом, в отличие от дзю-до, греко-римской, казахская борьба отличается комбинированной тактичностью. Здесь не борются лежа, на боку, не переворачиваются с боку на бок, не хватаются за ноги, у них нет специальной одежды. Борцы выступают без особенного одеяния, раздевшись выше пояса, опоясываясь кушаком, связывая руки, резко притягивая друг друга за рукава. Следует отметить, что приоритет отдается методам подхватов и подножек. Иными словами, «Қазақша күрес» – это аристократическая форма искусства борьбы народов Азии.
По словам выдающихся мастеров других единборств, казахские борцы обученные с малых лет приемам казакша курес, впервые прибывшие в греко-римскую, самбо, дзюдо, вольную борьбу заметны сразу, с первых движений, их довольно сложно сбить в партер.
Опытные спортсмены стараются в первую очередь уберечься от их ног, сделав о них следующий вывод: «Даже не касаясь противника рукой, можно продолжать стоять не падая, дав ему подножку. Это одно из преимуществ казахской борьбы». Поэтому Абильсеит Айханов, прославившийся в советское время борец-вольник, был признан лучшим, так как опирался на методы казакша курес. Очевидцы его выступлений говорили: «Он использовал свой знаменитый метод «крючковатой ноги» и если кто-либо хватал его за ноги, то можете считать что его песенка спета: он цеплял его ногами и швырял назад или зацепив голенью снаружи бросал его вперед». Подобный способ боя совершенно немыслим как в те времена, так и в наши дни.
А разве наш гигант Даулет Турлыханов не пришел в профессиональный спорт из казахской борьбы? Он-чемпион мира по классической борьбе, семикратный чемпион Союза, серебряный и бронзовый призер Олимпиады. Он одерживал победу над всеми своими противниками именно благодаря методам казахской борьбы, укладывая всех на лопатки. В целом не только они, но и многие борцы, мастера других видов единоборств, признанные «феноменами», добивались успеха и стали звездами в своей области при помощи системы казахской борьбы, методу «выбивания». Так из современных бойцов можно назвать прославенного на весь мир шымкентского Галымжана Канаева, мастера по боям без правил, использующий в основном подобный способ борцовства.
Вторая особенность, как отмечал один из мастеров отечественной борьбы, традиционно палуанам на дают очков, им не намечается время, не обращается внимание на возраст, вес и пол. Пусть это будет девушка, женщина, старец или мальчик. Главное, он должен иметь желание бороться с противником и решительно выйти вперед перед публикой. Более того, каждый из бойцов борется до тех пор, пока не победит противника, положив его на лопатки, желая во что бы то ни стало одержать победу. Сильный не считается ни с кем! Таков принцип! И тем не менее необходимо помнить этикет, как отмечал святой праведник Машхүр-Жусуп Копей: «Племянник, дерущийся с нагашы обязательно свалится» – даже если хватает сил, ловкости, необходимо отдать первенство родственнику. Нужно также отметить один момент касающегося девушек, если вдруг представится такой случай: «Қызбен күреспе, желмен жарыспа» (Не борись с девушкой, не стоит состязаться с ветром). Так говорили признанные палуаны. Так как даже в случае победы над девушкой или женщиной, джигит не сможет завоевать достойную репутацию и это было известно издревле.
– И комментаторы и другие люди называют участников кокпара (козлодрание) палуанами. Верно ли это?
– Да, все-таки в наши дни необходим некто, с пророческими устами, как говорят казахи – «дуалы ауыз», который бы смог остановить подобное явление, когда участники кокпара называют друг друга палуанами. У узбеков, к примеру, лихой наездник как и полагается – шабандоз. Среди наших родственных народов нет таких безумцев, сбившихся с пути, нарекающих один другого в конно-спортивной игре палуанами. Обратите внимание как проходят кокпары в наших регионах, когда организаторы-судьи разбрасываются этим словом, которое просто режет ухо. В прежние времена, может быть всех воинов, мощных личностей и называли палуанами. Но ведь каждому времени свое. Здесь следует отметить, что в Узбекистане даже успели снять фильм «Шабандоз», посвященный конному спорту. Если так будет продолжаться, то и лихой наездник будет «палуаном», и борец «палуан»… бред какой-то! Я говорю об этом, потому что опасаюсь, то есть не стоит разрушать красоту и целостность, смысл красивых названий.
– Наш всемирно известный предок Кажымукан принимал участие даже в боях без правил, говоря: «Буду бороться, даже если это будет собачья драка».
– Очень жаль, что наш предок Кажымукан унес с собой тайны борцовских методов, в особенности казахской борьбы. Рассказывают, что в конце жизни он взялся за воспитание учеников в Темирлане, ныне Туркестанской области, где он обучал их не только мирному, но и тайнам смертельного вида палуанства. Как ни говори, мы не должны забывать о нем ни на минуту и всякий раз описывать, рассказывать об уникальной личности Кажы палуана, его всестороннем таланте, придерживаясь традиционного патриотизма, национального самосознания – «Елдік сана», как говорят в народе. Потому что это «брендовая персональная платформа» с огромным спортивным, идейно-патриотическим потенциалом. Он первый в нашей новейшей истории профессиональный борец, добившийся наивысших достижений в мировом масштабе, национальная гордость, степной герой, победоносный дух которого смог в подневольные времена поднять «Балуан тас» нашей национальной чести как в прямом, так и в переносном смысле.
Богатырские Валуны – Балуан тасы, которые поднимал наш Кажымукан, являются памятью о нем, как своего рода памятник всей концепции казахского борцовства.
Кажымукан был чемпионом крупнейших континентов своего времени – Европы и Азии. И как отмечал Ж.Ушкемпиров: «Благодаря его участию в 1913 году в городе Харбине в поединке со знаменитым японским борцом Саракики Жиндофу, он был назван чемпионом Японии, Кореи и Манчжурии. Как свидетельствует история, Саракики пригласил участников мероприятия на соревнования по джию-джитсу. Японцы понимали, что только джию-джитсу, своего рода высший вид восточного единоборства, сможет защитить их честь. Но именно казахский палуан Мукан стал причиной того, что их цели не осуществились и об этом известно даже по школьной программе. Для Саракики этот бой стал последним».
Кажымукан – яркая звезда профессионального спорта, воплощение истинной силы казахского народа, неповторимая личность. Его спортивная жизнь, как неиссякаемый источник мотивации и энергии навсегда, останется актуальной для последующих поколений. В этой связи писатель Бексултан Нуржекеулы отмечал: «Сама его жизнь – это назидательная история», подчеркивая что рождение такого человека – редкость и достойная оценка его народом – тоже редкость. В связи с этим именно личность Кажымукана является для нас своего рода воплощением целостного образа казахского единоборства.
Мы были не только зрителями истории, но и народом, оставившим за собой истинный пример героизма. Мы были народом, который не только извлекал пользу из цивилизации, но и внес огромный вклад в развитие военно-спортивной культуры, не говоря уже о других достойных деяниях. И тем не менее, эта книга не является только лишь сборником былого триумфа, воспоминанием прошлых побед, восхвалением героических деяний наших великих предков. Нельзя останавливаться на этом. Для нас эта история должна стать культурной опорой для дальнейшего развития вперед.
– Абылай, поздравляем вас с выходом книги и больше вам благодарных читателей!
Беседовал Асет СЫЗДЫКОВ
Загрузка...