Физкультурно-оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста

«Помните, что первые семь лет жизни – самое важное время в формировании физического здоровья человека. А значит, этот период нужно грамотно смоделировать, иначе впоследствии за сегодняшние просчеты придется платить слишком дорого», –  говорил  выдающийся  педиатр и педагог Юрий Филиппович  Змановский.

Перед преподавателем  по  физическому воспитанию  стоит много задач. И одной  из главных задач является сохранение и укрепление здоровья детей, что способствует их гармоничному развитию. Дети дошкольного возраста очень подвижны. Естественное стремление к развитию, заложенное в каждом  ребенка, проявляется в большом количестве их движений. А мы педагоги  обязаны научить правильным движениям детей, грамотно организовать их физическое воспитание.

В нашем детском саду «Самопознание» основными задачами физкультурно-оздоровительной работы с детьми являются:

  • охрана и укрепление здоровья детей, воспитание потребности в здоровом образе жизни;
  • обеспечение физического и психического благополучия.
  • создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
  • формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Для полноценной работы в этом направлении в нашем детском саду созданы все необходимые условия. На территории детсада организована физкультурная площадка, где проводятся физкультурные занятия, соревнования, спортивные игры, досуги. Детский сад оснащен разнообразным физкультурным оборудованием. Все это повышает интерес детей к физкультуре, увеличивает эффективность занятий, позволяет детям упражняться во всех видах основных движений.  В своей работе мы  используем как традиционные формы и методы физкультурно – оздоровительной работы, так и различные нетрадиционные оздоровительные технологии.

Занятие по физкультуре проводятся  в соответствии с определенной структурой, соблюдение которой имеет важное значение для здоровья детей дошкольного возраста.

– Вводная  часть  (ходьба, бег, приставные  шаги, перестроение, подскоки).

– Основная часть (общеразвивающие  упражнения).

– Заключительная часть (подвижные игры ).

Физкультурное занятие состоит из общеразвивающих упражнений, основных видов движений (метание, ходьба, бег, прыжки, лазание), подвижных игр.

Общеразвивающие упражнения способствуют формированию правильной осанки, укреплению опорно-двигательного аппарата, улучшению кровообращения, дыхания, обменных процессов деятельности нервной системы, позволяют избирательно воздействовать нагрузку на крупные и мелкие мышцы (шею, кисти, пальцы, пресс и т.д.), развивать и точно дозировать физическую нагрузку.

Общеразвивающие упражнения делятся на четыре группы по анатомическому признаку:

– Упражнения для рук и плечевого пояса.

– Упражнения для мышц шеи и туловища.

– Упражнения для мышц ног

– Упражнения для мышц всего тела.

Долгий опыт работы с детьми показал такие проблемы, как быстрое утомление детей во время этих упражнений, а также неправильное их выполнение. В связи с этим я работаю с такими детьми индивидуально, помимо общих занятий. Даю домашние задания детям те упражнения, которые даются с трудом. Ставлю ребенка, испытывающего трудности с исполнением определенных упражнений, в пару с теми детьми, которые этих трудностей не испытывают. Это не только способствует успешному освоению трудных упражнений, но и укрепляют отношения между детьми.

Основные движения — это жизненно необходимые для ребенка движения, которыми он пользуется: ползание, лазание, бросание, метание, ходьба, бег, прыжки. Сопровождая ребенка с раннего детства, основные движения естественны и содействуют оздоровлению организма, а также всестороннему совершенствованию его личности. Основные движения укрепляют все группы мышц, связки, суставы, сердечно-сосудистую, дыхательную, нервную системы, внутренние органы, способствуют развитию физических качеств. Конечная цель формирования навыков основных движений состоит в том, чтобы научить каждого ребенка:

1) сознательно управлять своими движениями;

2) самостоятельно наблюдать и анализировать различные ситуации, выбирая наиболее эффективный способ реализации двигательного поведения.

3) понимать особенности каждого вида основных движений, преимущество их использования;

4) навыкам точных мышечных ощущений правильного выполнения движения, творческому использованию этих движений в повседневной жизни.

Следующей формой физкультурно – оздоровительной работы является закаливание. Под закаливанием понимают повышение сопротивляемости организма, главным образом низким температурам, поскольку в возникновении ряда заболеваний играет важную роль охлаждение организма.

Порфирий Иванов так высказался о закаливании: «Закалка – тренировка, есть жизнь человека».  Цель закаливания – выработать способность организма быстро изменять работу органов и систем в связи с постоянно меняющейся внешней средой.

К закаливанию относится утренняя гигиеническая гимнастика,  плавание, воздушные и солнечные ванны.

Утренняя гимнастика. Проведение зарядки в детском саду является обязательной частью режима дня. Обычно занятие проходит с самого утра после того, как родители передают детей воспитателям. Занимаются дети в обязательно проветриваемом помещении. В теплые сезоны, утренняя зарядка проводится на улице. Упражнения должны включать работу всех групп мышц, нужно следить за самочувствием детей. Утренняя гимнастика заряжает детей бодростью на весь день.

Утренняя гимнастика выполняется по принципам: доступность- упражнения понятны и соответствуют физической подготовке, результативность и польза, позитив.

В нашем детском саду проводятся занятия по  плаванию, это, несомненно, один из любимых видов закаливания у детей. Оно не только приносит детям много положительных эмоций, но и стимулирует деятельность нервной, сердечно сосудистой и дыхательной систем, расширяет возможности опорно – двигательного аппарата. Является одним из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки. Через занятия плаванием, некоторые дети, боявшиеся воды, постепенно к ней привыкали, делали попытки самостоятельно держаться на воде.  

С давних времен для закаливания использовались и сейчас остаются основными естественные силы природы: солнце, воздух и вода.

При закаливании надо руководствоваться определенными принципами, к числу таких относятся: постепенность, систематичность, учет индивидуальных особенностей ребенка. Если не будут соблюдаться эти принципы, то закаливание будет носить случайный характер.

Воздух – это среда, постоянно окружающая человека. Он соприкасается с кожей непосредственно или через ткань одежды и со слизистой оболочкой дыхательных путей. Из специальных мер закаливания воздухом в детских садах применяются: сон без маечек, воздушные ванны.

Солнце является сильно действующим средством закаливания. Солнечные лучи оказывают на организм общее укрепляющее действие, повышают обмен веществ в организме, лучше становится самочувствие, сон, кожа лучше регулирует теплообмен. Но солнце может оказывать и отрицательное действие. Поэтому надо к этой процедуре подходить очень осторожно,  опасаться перегревов.

Еще одной интереснейшей формой физкультурно – оздоровительной работы является простейший туризм. Туризм – прекрасное средство, естественным путем отвечающее  потребностям  ребят. В походе ребята раскрываются совсем с другой стороны, чем в детском саду. В этом отношении поход особенно ценен для педагога, так как позволяет глубже понять натуру каждого из ребят и найти индивидуальный подход к ним.

Туризм – средство расширения кругозора и обогащения духовной жизни детей. В туристическом походе вырабатывается умение преодолевать трудности, ребята учатся коллективизму не на словах, а на деле. Пеньки,  канавки, деревья, ручьи, бревнышки и другие естественные препятствия стимулируют двигательную активность детей.  

В детском саду “Самопознание” имеются все возможности для детского  туризма во все сезоны. Дети с большим нетерпением ждут каждого похода и пикника на природе и тщательно готовятся к нему. По моим наблюдениям за детьми, они становятся более дисциплинированными, отзывчивыми и дружными.

Также очень увлекательной формой физкультурно-оздоровительной работы в детском сад, является физкультурный досуг. Это всегда долгожданное событие для ребят, где можно показать свои спортивные достижения, порадоваться успеху друзей по команде.

В нашем центре физкультурные досуги приурочены к праздникам и временам года. Сюда входят соревнования, подвижные игры, народные игры, театрализованные мероприятия с участием аниматоров, творческие досуговые мероприятия, мероприятия с закреплением правил дорожного движения.

Целью физкультурного досуга является развитие интереса к спорту, закрепление изученных двигательных навыков, развитие быстроты и ловкости движений, ориентирование в пространстве, воспитание взаимопомощи, и формирование личностных качеств.

Все вышеперечисленное – это далеко не полный список целей, задач и форм физкультурно – оздоровительной работы в детском саду. Несомненным остается факт, что физкультура необходима для детей, ибо она готовит их к преодолению препятствий в будущем и приобщает к здоровому образу жизни.

Ботакуз Бермагамбетовна Есембаева, 

Преподаватель физкультуры  детского сада «Самопознание»

РГКП ННПООЦ»Бобек»

 

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

14

Добавить комментарий