Программа «Управление и лидерство: школа ближайшего развития»

В Алматы состоялась встреча с директорами городских школ – выпускниками первого потока программы переподготовки управленческих команд «Управление и лидерство: школа ближайшего развития». Организатором комплексной программы является Институт развития современного образования EdCrunch Academy (Казахстан) совместно с университетом «Высшая Школа Экономики» (Россия) и другими казахстанскими и зарубежными вузами. Слушатели программы поделились впечатлениями о программе, совместной работе и опытом внедрения полученных навыков на практике в своих школах.

Целями программы «Управление и лидерство: школа ближайшего развития» является приобретение системных знаний и формирование необходимых компетенций в области управления; адекватное реагирование современным вызовам (сложности цифровизации, пандемия, возрастающие ожидания населения, навыки 21 века и др.); создание новой мотивирующей образовательной среды в городе; проектирование программ и стратегии развития организации образования с учетом результатов внутреннего и внешнего оценивания и формирование имиджа Алматы как центра развития человеческого капитала и закрепления позиций города в международных исследованиях по качеству образования (PISA, TIMSS).

Обучение продолжительностью до 10 месяцев состояло из 8 очных модулей с академической стажировкой в Москве:

Модуль 1: Основания для проектирования образовательных систем.

Модуль 2: Директор школы и его команда.

Модуль 3: Школы, работающие в различных социальных контекстах.

Модуль 4: Доказательное управление.

Модуль 5: Мастер-классы в рамках глобальной конференции EdCrunch и игра-симулятор «Управление школой».

Модуль 6: Педагогический дизайн и образовательная среда.

Модуль 7: Образовательная политика Казахстана и лучшие практики управления.

Выездной модуль в лучшие школы Москвы.

В рамках программы слушатели участвовали в 150 очных и 250 дистанционных занятиях, тренингах и мастер-классах от опытных экспертов магистерской программы университета «Высшая школа экономики» (Россия), Центра педагогического мастерства НИШ и других вузов.

С первых дней директора школ вместе со своими командами погрузились в работу, создавали собственные проекты и программы развития образовательных организаций, изучали тонкости управления на основе аналитики и данных, цифровой трансформации, проектирования образовательных программ, стратегического планирования, лидерства, финансов и экономики. На заключительном этапе управленческие команды представили свои проекты перед экспертным сообществом, управлением образования г. Алматы и получили высокие оценки.

Как отметил научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин, результаты международных исследований качества общего образования показывают, что проблемы систем образования Казахстана и России схожи.

– Но в Казахстане есть и особые задачи, и интересные находки. Поэтому проект, в рамках которого сотрудники Института образования НИУ ВШЭ реализуют программу профессиональной переподготовки для директоров школ Алматы, интересен для нас содержательно. Важно, что наши преподаватели и исследователи получают возможность, познакомившись с руководителями школ казахстанского мегаполиса, сравнить те пути, которые прошли школы наших стран за последние годы, – отметил эксперт.

В ходе выступления научный руководитель магистерской программы «Управление образованием» НИУ ВШЭ Анатолий Каспржак подчеркнул, что сегодня школы уже не имеют монополию на образование.

– Исследование 10-летней давности показали, что не только семья и двор влияют на мировоззрение ученика, но и телевизор, а теперь и интернет. Мы не поспеваем за сегодняшним ребенком. Мы освоили Фейсбук, а он уже ушел в Инстаграм! – сказал Анатолий Каспржак, отметив значимую роль педагогов и родителей в воспитании и образовании детей.

Председатель Правления АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Куляш Шамшидинова рассказала о важности интеграции педагогов.

– В период пандемии нам буквально несколько дней хватило, чтобы полноправно начать онлайн-обучение. Нам помогло то, что мы поддержали различные методики обучения. Мы научили наших учителей командной работе. В последнее время предметные объединения уводят нас в предмет содержания. Но, коллеги, в работе недостаточно одних предметных знаний, интеграция необходима, – считает Куляш Шамшидинова.

Своими впечатлениями и результатами поделились непосредственно участники программы – директора школ. По их словам, программа позволила им пересмотреть стратегию развития школ, разработать образовательные программы, индивидуальные траектории обучения для учеников с предоставлением им права на выбор темпа и методов обучения, проанализировать статистические данные для эффективного управления учебным процессом. В ходе обучения они имели уникальную возможность изучить опыт коллег дальнего и ближнего зарубежья и улучшить собственный стиль и культуру управления.

Также в ходе программы участники обсудили вопросы перехода школ из КГУ на ГКП ПХВ для расширения ресурсных и образовательных возможностей, сокращения ученических мест за счет оптимизации пространств и строительства школ при ЖКХ, с целью преимуществ подушевого финансирования, повышения качества образовательных услуг с помощью технологий, создания условий для обеспечения школы полного дня и т. д.

 

Директор школы-гимназии №51 г. Алматы Наталья Филимонова:

– В ходе обучения мы получили разносторонние знания по модернизации деятельности школы, разработке программы развития организации образования и индивидуальных образовательных программ. А в процессе взаимодействия с сильнейшими специалистами, педагогами-модераторами на интерактивных занятиях получили бесценный опыт применения образовательных практик и инструментов развития организационной культуры школы.

За 9 месяцев обучение прошли не только лидерская команда, но еще 62 учителя и 20 учеников, которые получили сертификаты. В настоящее время при менторской поддержке руководителя и преподавателей программы «Управление и лидерство: школа ближайшего развития» разработана и утверждена решением педагогического совета программа развития школы-гимназии №51 «Лидер во всем», реализация которой уже активно началась коллективом школы. Уверены, что созданный  центр компетенций, а это часть проекта, станет платформой для расширения профессиональных связей, повышения качества образовательных услуг и фундаментом для формирования комфортной  психологической атмосферы в школе.

 

Директор школы-гимназии №153 им. А.Розыбакиева г. Алматы Шавкат Умаров:

– После курсов школа-гимназия №153 им. А.Розыбакиева разработала образовательную программу по всем классам и по всем предметам, которая систематизирует работу по развитию образования согласно ГОСО и вне стандарта, т.е. дополнительного образования. Также разработана индивидуальная образовательная траектория для учащихся 9-11 классов, которая включает в себя организацию личностно-ориентированного образования учащихся и ставит цель для реализации их прав и возможностей.

 

Директор школы-гимназии №8 г.Алматы Ардак Смагулова:

– Обучение в рамках данного проекта подразумевает долгосрочное вложение в развитие человеческого капитала, который привнесет лучшие изменения в создание безопасной комфортной среды обучающихся. Успешность ученика формируется лидером-учителем, который в процессе обучения в рамках 4 модулей программы освоил и внедряет в урок: предметные компетенции, цифровую грамотность, развитие функциональной грамотности и гибкие навыки «Soft skills».

Директор общеобразовательной школы №97 Гульнар Тажибаева:

– В результате посещения курсов профессиональной переподготовки «Управление и лидерство: школа ближайшего развития»:

  • получили теоретические и практические навыки по разработке образовательных программ;
  • описали для себя образ выпускника школы и соотнесли с запросом целевой аудитории для разработки образовательной программы для учащихся старшей школы;
  • осмыслили, переняли механизмы и инструменты, которые используют опытные управленцы с успешной практикой. Изучили опыт коллег дальнего и ближнего зарубежья, улучшили собственный стиль и культуру управления;
  • смогли проанализировать статистические данные для эффективного управления образовательным процессом;
  • прошли курсы непрерывного профессионального развития 35 учителей и обучились, приняли участие в создании проекта 20 учащихся школы;
  • разработали образовательную программу, которая нашла поддержку и положительный отклик у всех участников образовательного процесса и приступили к ее реализации.

 

Директор специализированной школы-лицея №90 г. Алматы Кульбай Умешбаев:

– Необходимо продолжить работу проекта «Алматинские школы», т.к. он позволяет определять и координировать стратегию развития образования школ города Алматы.

В программу обучения предлагаем включить рассмотрение опыта людей (с их приглашением), имеющих высокие достижения в области науки, бизнеса, банковского дела, культуры и искусства, здравоохранения и образования. Необходимо предусмотреть возможность внедрения этого проекта для преподавателей вузов, обучающих будущих педагогов.

 

Директор школы-лицея №28 им. М.Маметовой Айсулу Медетбекова:

– Обучение состояло из восьми модулей, которые включили в себя вебинары, интерактивные презентации, игры-симуляторы, конференции, проектные работы, демонстрацию кейсов, гостевые лекции, модульные онлайн-курсы и тьюторское сопровождение.

По итогам обучения мы получили управленческие и лидерские компетенции со стратегическим мышлением, которые уже сейчас используем как практические навыки по цифровому образованию, проектированию нового содержания и образовательной политики, а также расширяем круг профессиональных контактов.

Освоили теоретические и практические навыки разработки учебных программ. Применяем механизмы опытных управленцев РФ с успешной практикой. Изучили опыт коллег дальнего и ближнего зарубежья, улучшили собственный стиль и культуру управления. В ходе обучения прошли курсы непрерывного профессионального развития 40 учителей, по программе обучения «Формирование цифровых компетенций для цифровой экономики» (по востребованным современным профессиям) – 10 учащихся. Разработали образовательную программу. В школе будем применять: исследование урока, анализ и оценивание, систему проведения собеседований и будем разворачивать свою образовательную программу.

 

Директор гимназии №27 г. Алматы Айна Абдиева:

– Курсы профессиональной переподготовки «Управление и лидерство: школа ближайшего развития» помогли нам найти ответы на актуальные вопросы образования. Например, готова ли наша гимназия, имеющая многолетнюю  историю и традиции, сохранить лучшее и принять вызов времени? Или обладают ли наши учителя пониманием необходимости изменения взгляда на систему обучения и воспитания?

Мы смогли повысить управленческие и лидерские компетенции, получить знания по управлению процессом перемен в школьном образовании и внедрению новых подходов в обучении и воспитании. Курсы помогли выявить проблемные зоны в организации УВП в старших классах (ежегодный отток лучших учащихся в специализированные школы и лицей города), составить программу развития «Успешный человек», направленную на улучшение профильной школы по преподаванию предметов физики, химии, биологии, информатики на английском языке, внедрению полиязычия в дополнительном образовании и другим проектам.

Мы прошли курсы непрерывного профессионального развития (60% педагогов гимназии), улучшили качество преподавания и результативности в международных исследованиях и повысили цифровые компетенции выпускников гимназии. Благодаря программе мы стали центром компетенции по профессиональной поддержке школьных команд Ауэзовского района.

 

Директор гимназии №83 г. Алматы Ажар Нургалиева:

– Управленческая команда школы в составе директора и двух заместителей директора по учебной работе разработали образовательную программу, реализация которой рассчитана на 3 года, создали паспорт центра компетенции, разработали образ выпускника, спроектировали новые образовательные программы. Согласно нашей образовательной программе «Не талантливых детей не бывает» гимназия №83 может стать Центром компетенции не только для детей, проживающих в Турксибском районе г. Алматы, но и для других районов нашего города.

Благодаря навыкам, полученным на модуле «Управление, основанное на данных», мы провели анализ целевой аудитории, ориентированной на осознанный выбор нашего профиля. В ходе анализа выявили наши преимущества в сравнении с другими учебными заведениями, находящимися в нашем районе, это сильный преподавательский состав, наличие хорошей материальной базы, тесное взаимодействие с партнерами.

Реализация образовательной программы снимает прежде всего транспортную нагрузку нашего города, т.к. свыше 5 тысяч учащихся, получающих дополнительное образование в нашей школе, не выезжая в город, в условиях одного учебного заведения получают качественное образование.

 

Основатель EdCrunch Global, директор центра EdCrunch University НИТУ «МИСиС» (Россия) Нурлан Киясов отметил, что программа будет дальше развиваться, помогая педагогам и руководителям получить практические и теоретические навыки менеджмента с ориентацией на результат.

– У нас стартовал первый модуль второго потока 50 школ с управленческими командами по теме «Основания для проектирования образовательных систем». Модуль раскроет роль директора и школы в контексте задач региона и страны, поможет провести обзор мировых практик реализации педагогических концепций, образовательных программ, расскажет о современных методах и подходах менеджмента, теории и практики управления изменениями, и основных принципах, методах и подходах к управлению образованием, – пояснил Нурлан Киясов.

С внедрением программы «Управление и лидерство: школа ближайшего развития», как отмечают участники программы, в школах Алматы наметились положительные изменения, которые могут послужить фундаментом становления новой образовательной системы по всей стране.

Ляззат ТУРКЕСТАНОВА,
Асет СЫЗДЫКОВ

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий