Советское или современное образование – можно ли противопоставлять две системы?
Ностальгия или реальность?
Многие с тоской вспоминают советскую систему образования. Бытует мнение, что это была лучшая система в мире, ссылаются на слова Кеннеди “Советское образование – лучшее в мире. Мы должны многое из него взять. СССР выиграл космическую гонку за школьной партой”. Кстати, ничего подобного он не говорил, и это первый звоночек, чтобы задуматься о том, а эффективна ли советская модель обучения в современном обществе? Ведь она не учила проверять достоверность источников информации, для старшего поколения до сих пор весомым аргументом является “по телевизору сказали”, передает pulse.mail.ru.
Нет никакого смысла противопоставлять две системы, тем более, что в настоящее время в России в большинстве случаев школьное образование базируется на модели, которая была в СССР. Существенные изменения стали происходить немногим более 10 лет назад. Да и то весьма осторожно их водят, стараясь не пошатнуть традиционную модель. Хотя назвать советскую модель образования традиционной для России достаточно сложно, ей всего-то сто лет. То есть не так давно, если рассматривать временной период в проекции на историю человечества, изменения уже были. И они также неоднозначно воспринимались обществом.
Может ли образовательная модель оставаться статичной и не изменяться?
Основное назначение образования – удовлетворять потребности общества. Само по себе общество – динамичная система, которая находится в постоянном движении и изменении. А в современном обществе изменения происходят настолько часто, что их даже сложно осознать. И психологически людям очень сложно принять перемены, которые происходят в сфере, которая кажется им наиболее стабильной. А образование как раз-таки часто и рассматривается таким якорем, за который можно зацепиться в вихре перемен. Но способно ли статичное образование удовлетворять потребности динамичного общества?
Уже на примере с цитатой мы видим, что для полноценной интеграции в современное обществу человек должен обладать навыками анализа информации, оценки достоверности источника, перепроверять все то, что преподносится ему как истина. Но советское образование не давало таких навыков. И это не значит, что оно было плохое. Это значит, что оно соотвествтовало требованием общества, в котором функционировало, но не соответствует требованиям современного общества.
Для индустриального общества, система образования, которая способствовала формированию технического склада ума, развивало навыки, которые необходимы при работе с различными механизмами и их разработке было прекрасным. Кстати, что действительно отмечал Кеннеди, так это то, что в Советском Союзе был постоянный приток научно-технических кадров. И для обществ этого времени это действительно было актуально.
Почему образование должно меняться?
Но в какой-то момент система начала давать сбой. Люди с прекрасными познаниями в области физики и химии садились у экранов телевизоров с сосудами, наполненными водой и “заряжали воду”. Эти же люди вкладывали свои деньги во всевозможные финансовые пирамиды в начале 90-х годов. Они понятия не имели, что делать с ваучерами, большинство людей, получивших советское образование, не смогли использовать данную возможность для получения какого-то капитала. И здесь нет речи о том, что они получили плохое образование, просто это образование не соответствовало времени и переменам в обществе.
И пример 90х годов как раз таки и заставляет нас задуматься о необходимости перемен в образовании. Автоматизация и роботизация производства, развитие высоких технологий, смена экономической модели, стремительное развитие общества не позволяют сохранить привычную и любимую многими модель обучения наших детей.
Жизнь ставит перед нами иные задачи. Если в СССР можно было получить диплом, устроиться на работу и до пенсии проработать на одном месте, то в современном обществе данная картина выглядит не впечатляющей. Сейчас, чтобы добиться профессионального успеха необходимо постоянно учиться, развивать не только профессиональные, но и личностные качества, принимать вызовы общества, уметь их анализировать, корректировать свои цели и принимать решение.
Роль образования в современном обществе
Человек становится режиссером собственной жизни. Он уже не может повторить путь своих родителей, каждые его шаг будет новым. Уже в начальной школе детей начинают учить целеполаганию, да и сами дети ставят перед собой и взрослыми вопрос: а зачем я это буду делать? а куда меня это приведет? а сколько усилий мне стоит на это потратить?
Конечно, некоторые задания в современных образовательных программах выглядят странными для людей, которые не связывались с подобными концепциями преподавания. Но не всегда то, что непонятно нам это плохо. Стоит посмотреть на задание с другой стороны. Ведь в большинстве случаев родители привыкли к тому, что обучение приносит знания виде заученного материала. Но, в современном мире сами по себе знания обесценены. Наличие быстрого доступа к информации, возможность получить ответ на любой вопрос мгновенно ставят под сомнение необходимость заучивать огромные объемы информации. На первый план выходит умение находить информацию, критически оценивать ее и применять на практике.
У общества сформировалась потребность в новом типе личности
Современное общество нуждается в новом типе личности и задача образования – помочь такой личности сформироваться. Чтобы быть успешным, ребенок в рамках школьного образования, должен научиться быть творческим, гибким, чувствительным к проблемным ситуациям. Одной из важнейших способностей становится межличностный интеллект – способность понимать и эффективно взаимодействовать с другими людьми, при этом важно быть готовым к импровизации и рассчитывать в первую очередь на свои возможности.
Современные дети не мыслят шаблонами, именно поэтому для них не составляет труда выполнить задания, которые вызывают трудности у родителей и кажутся им бессмысленными или невероятно сложными. Ребенок способен сочинять и именно это является проявлением работы его мозга. Эйнштейн считал, что умение воображать – выше многознания.
Отличным примером, когда взрослые и дети одинаково хорошо генерируют идеи – применение метода мозгового штурма. В этом случае даже взрослые люди не боятся критики и высказывают идеи, которые могут казаться безумными, но именно так и возникают самые прекрасные варианты решения задачи.
Все, что мы сегодня имеем – результат наших мыслей вчера
Советское образование давало высокие фундаментальные знания, но не оставляло возможности для развития творческого мышления. В индустриальном обществе не существовало потребности в таком типе личности. Цифровое общество диктует новые правила. В течение дня человека посещает около 60 тысяч мыслей, но только 10% из них – новые идеи, все остальное повторяющиеся изо дня в день мысли. Чтобы эффективно справляться со своими задачами человек вынужден искать творческие решения. Для этого важно развивать воображение, нестандартное логическое мышление, генерировать новые идеи на основе информации, которая доступна. Именно эти навыки будут нужны нашим детям и именно на их развитие нацелено современное образование.
Загрузка...