Окно в Европу, или Лучшее образование по-эстонски

В рейтинге стран Европы PISA-2018 15-летние эстонские школьники находятся на первом месте во всех трех областях исследования: чтении, математике и естественных науках. Эстония входит в число пяти стран, где учащимся удалось улучшить свои результаты сразу в двух областях.

Исследование PISA показывает, что система образования в Эстонии обеспечивает как результаты, так и равные возможности: по сравнению с другим странами здесь велика доля учащихся, которые несмотря на неблагоприятное социально-экономическое положение семьи приобретают очень хорошие навыки и умения. В чем секрет таких успехов маленькой Эстонии, население которой составляет чуть более 1 300000, мы постараемся узнать у заместителя директора Северо-Казахстанского филиала «Өрлеу», кандидата педагогических наук Лейлы Альмагабетовой.

– Лейла Сериковна, сейчас вы находитесь в Эстонии в рамках стажировки по международной программе «Болашак». Каковы первые впечатления о стране в целом?

– Прежде чем ответить на вопрос, хочу поблагодарить вас за проявленный интерес к проводимой стажировке, а также руководство филиала «Өрлеу» в лице председателя правления Асель Мухаметжановой и директора Алмы Мурзалиновой за поддержку на всех этапах участия в конкурсе на присуждение стипендии «Болашак».

Как вы отметили, Эстония – довольно маленькая страна, в столице и самом крупном городе страны Таллине проживает чуть более 445 тыс. человек. И, наверное, в этом тоже заключается секрет успеха этой прибалтийской страны во многих сферах. Первое, что бросается в глаза, – это чистота. Даже мусорные баки на улице удивительно чистые, рядом нет ни одной мимо упавшей бумажки. Также нет бродячих собак и кошек, только на поводках рядом с хозяевами. И собак, по всей видимости, эстонцы очень любят, мы встретили столько разных пород: от королевских корги до афганских борзых и английских бульдогов.

Еще эстонцы – очень сдержанный и учтивый народ. Никто не будет расспрашивать вас, почему вы приехали, что вы здесь делаете, но буквально все слышали и знают о Казахстане и отзываются очень тепло!

– Очень интересно. А какие принципиальные отличия эстонской системы образовании от казахстанской?

– Во-первых, Эстония с 1997 года перешла на 12-летнее обучение. При этом 1-9 классы – это основная ступень, а 10-12 классы – гимназическая. По завершении основной ступени учащиеся сдают экзамены по математике, эстонскому языку, 1 предмет на выбор и защищают творческую работу.  По завершении гимназической ступени сдают также математику, эстонский язык, английский язык, 1 школьный экзамен и защищают исследовательский проект. Защита творческой работы и исследовательского проекта – это второе принципиальное отличие эстонской системы образования. То есть в школе все дети обязательно проводят какое-либо творческое или академическое исследование. Мы присутствовали на таких защитах в 7 и 11 классах в Ваналиннаской государственной школе, и нам было очень приятно видеть, что учащиеся реально понимают суть исследовательской работы, ее законов, отстаивают свою точку зрения, вступают в дискуссию, и все это на 3 языках.

Пристальное внимание к полилингвальному обучению в Эстонии – это третье принципиальное отличие. В Эстонии русскоязычные дети с успехом осваивают сложный эстонский язык.

– Лейла Сериковна, а как вы думаете, за счет чего Эстония добилась таких успехов в языковом обучении? Полагаю, они как бывшая советская республика также столкнулись с трудностями по восстановлению родного языка и при этом необходимости сохранения языков других народов, проживающих на территории страны.

Да, действительно, после распада СССР в этом вопросе они столкнулись с такими же трудностями, как и мы. И здесь им очень помог опыт Канады в области языкового погружения. С 2000 года в Эстонии была внедрена аналогичная программа, которая позволила русскоязычному населению по-настоящему заговорить на эстонском языке. Мы посетили 3 детских сада и 4 школы, которые реализуют эту программу. Мы увидели, что дети уже с младшего дошкольного возраста понимают язык, отвечают педагогу, не боятся говорить. Здесь важно отметить мощнейшую государственную поддержку: все школы, участвующие в проекте, хорошо финансируются, в большинстве групп и классах языкового погружения работает по 2 педагога. При этом действует «золотое» правило: 1 учитель –1 язык. Это значит, что детям ничего не переводят, когда ребенок что-то не понимает или не знает, как перевести то или иное слово. Педагог помогает жестами, мимикой, использует картинки и предметы, подбирает синонимы. Часто дети понимают значение рядом стоящего слова из контекста. Это и есть истинное погружение. Многие педагоги отмечают, что вначале было сложно, но спустя 2-3 месяца начинают появляться результаты. При этом сами педагоги, многие из них русские, будучи взрослыми, выучили эстонский язык на различных курсах, которые также активно поддерживаются государством и полностью бесплатны.

– Вы сказали, что курсы эстонского языка бесплатные, а что еще в эстонском образовании столь доступно и бесплатно?

– В первую очередь, бесплатное питание для всех учащихся с 1 по 12 классы. Также для школьников бесплатный проезд в общественном транспорте. Проезд бесплатен для всех без исключениялюдей, чьим официальным местом жительства является столица. Но самое важное, в Эстонии высшее образование бесплатное. С одной оговоркой – учиться надо на эстонском языке. Поэтому, если вы хотите получить достойное образование, актуальную профессию, вам придется выучить эстонский язык. Это еще 1 способ поддержки государством родного языка. Думаю, нам стоит внимательно изучить этот опыт.

– Мы заговорили о финансовой стороне вопроса, скажите, а как финансируются школы? Какая средняя зарплата эстонского учителя?

В первую очередь это подушевое финансирование. То есть чем больше детей в школе, тем и финансирование больше. Во-вторых, это участие конкретной школы в различных государственных и международных программах и проектах. Например, та же программа языкового погружения финансируется отдельно через более высокую ставку подушевого финансирования, по ней закупается различный дидактический и методический материал, как я отмечала выше, в классах могут работать по 2 учителя. Кроме того, очень популярен проект «Школа, призывающая к движению».

Так, в посещенных нами школах мы видели закупленные велотренажеры, на которых занимались дети, отремонтированные спортзалы,  установленные веревочные тропы на прилегающей территории и многое другое. Также многие школы участвуют в проектах Erasmus+: учащиеся со своими исследовательскими проектами ездят в Финляндию, Польшу, Словакию. И здесь очень важно отметить автономию школ в распределении собственного бюджета. Директор по согласованию с коллективом школы и попечительским советом решает, на что пойдут деньги. Например, недавно в социальных сетях гимназии Пяхклимяэ мы видели результаты открытого голосования по реализации 500 евро, выделенных из городского бюджета на нужды школы. Ученическое представительство выдвинуло несколько идей: например, установка аквариума, приобретение электронного микроскопа и скелета в кабинет биологии, небольшой ремонт школьного стадиона или покупка настольного футбола. В итоге победила идея с ремонтом стадиона.

А по поводу зарплаты учителя выяснилась интересная вещь. Оказывается, в эстонском образовании давно отсутствует понятие «аттестация педагога», а значит и нет квалификационных категорий и, соответственно, разницы в зарплате между более опытными и начинающими педагогами. Официальная зарплата эстонского учителя – 1412 евро. При этом, конечно, школьная автономия позволят директору устанавливать доплаты за классное руководство, за руководство методическими объединениями, проведение мастер-классов. Цифры могут варьироваться в зависимости от бюджета каждой конкретной школы: это могут быть и 50 евро, и 150 евро.

Вы подчеркнули финансовую автономию эстонских школ и возможность распределения бюджета директором. Как в Эстонии решается вопрос прозрачности финансовых операций, вопросы непотизма и кумовства?

– Играет роль очень высокая культура населения. Находясь в Эстонии, я ни разу не переживала, что у меня может что-то пропасть из сумочки. Более того, когда одна из моих коллег потеряла банковскую карточку, так чуть ли не весь город помогал ей в поиске. Но, думаю, помимо миниатюрного размера страны и высокой культуры, еще одним секретом отсутствия коррупции является тотальная дигитализация. Сегодня Эстония – страна, которая стала цифровым обществом номер один, привлекая IT-таланты со всего мира. Все цифровые государственные и общественные услуги полностью интегрированы в повседневность граждан, поскольку беспроводной интернет охватывает всю страну.

В образовании также все цифровизованно: есть системы электронного детского сада, электронной школы и электронного государства. Внедренная ID-система для онлайн-распознавания граждан через ID-картыи/или специальное мобильное приложение позволяют проводить онлайн-операции между собой.

– Что в первую очередь вы попытаетесь перестроить в своей работе по возвращении в Казахстан? В работе педагогов, с которыми работаете?

– В первую очередь хотелось бы преодолеть бюрократизм и формализм нашей системы. Так, например, нам удалось побывать на встрече с президентом Эстонии Аларом Карисом и даже задать ему вопрос. Так вот на встрече не было никакой суеты, в зал мог попасть абсолютно любой желающий, задавались очень «горячие» вопросы, после встречи люди спокойно подходили к президенту и говорили о своих проблемах и пожеланиях.

Во-вторых, хочется передать педагогам то чувство легкости и безмятежности, с которым преподают эстонские учителя. Например, во время урока сесть с детьми в круг на специальные подушки или даже на пол во время обсуждения какого-то задания вполне естественно. Ну и, наконец, стремление к саморазвитию и идея  постоянного образования (lifelonglearning) достойны восхищения.

– Большое спасибо за встречу, желаю вам удачи в трансляции полученного опыта и надеюсь, что ваш вклад действительно сможет повлиять на развитие казахстанской системы образования.

 

Канат АУЕСБА,
заместитель директора медиахолдинга «Elorda-Aqparat»,
к.ф.н., член-корреспондент Академии педагогических наук Казахстана,
член Ассоциации стипендиатов международной программы «Болашак»

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий