Как учителя справляются с эмоциональным выгоранием и как это влияет на успеваемость школьников?

Эмоциональное выгорание педагогов остается актуальной профессиональной проблемой, которая оказывает влияние на процесс школьного обучения. Поскольку личность учителя важна для атмосферы в классе, выгорание снижает мотивацию детей к обучению, и, как следствие, приводит к ухудшению успеваемости. Эксперты сферы образования рассказали Mir24.tv, как появляется этот синдром и что нужно делать, чтобы снизить его негативные последствия в школе.

ФОТО : Shutterstock/FOTODOM

Выгорание – это нормальная реакция психики на непрерывный стресс, которая сопровождается эмоциональным истощением, снижением реакции на внешнюю среду и безразличием. Учитывая, что требования к учителям регулярно растут, симптомы выгорания замечают у себя 4 из 5 российских педагогов, чье ментальное здоровье напрямую влияет и на успеваемость, и на атмосферу в классах, комментирует директор «ЯКласс» Екатерина Рыжова.

От эмпатии учителя, как и от его вовлеченности, зависит активность учеников, поскольку педагог мобилизует учащихся, активизирует их интеллектуальную деятельность. Педагог может отстраняться от учеников и обесценивать их успехи, что негативно сказывается на вовлеченности. При эмоциональном выгорании не остается сил на корректное выражение своих эмоций, поэтому педагоги могут чаще кричать на учеников, отмечает эксперт.

Признаки выгорания

Синдром эмоционального выгорания включает в себя эмоциональное истощение, расстройство самовосприятия и сокращение личных достижений. Истощение проявляется в ощущении постоянной усталости и опустошенности. Расстройство самовосприятия, или так называемая деперсонализация, характеризуется негативным, циничным отношением не только к своей работе в целом, но и к людям, с которыми человек непосредственно взаимодействует. Снижение личных достижений проявляется в том, что человек ощущает себя «не на своем месте», подвергает сомнению свою компетентность в профессии, объясняет научный сотрудник Центра междисциплинарных исследований современного детства МГППУ Юлия Токарчук.

«Согласно всероссийскому исследованию программы «Я учитель», признаки профессионального выгорания обнаруживаются более чем у 75 % учителей, 38 % из них находятся в острой фазе. Снижается внимательность, усидчивость, падает эффективность работы», – рассказывает учитель биологии и химии школы «ИнтернетУрок» Виктория Давлетбаева.

Если раньше учитель был активным и вовлеченным, дополнял уроки и задания сложными опытами, играми, использовал нетривиальные педагогические приемы, а после началось выгорание, то меняется его отношение к своим обязанностям. Он будет использовать неэффективные, но простые методы обучения, например, обязывать учеников механически конспектировать тему. Такие скучные формальные занятия не подходят для поддержания мотивации даже у студентов, что уж говорить о детях, чья любовь к предмету строится чаще всего на интересе к ходу урока и отношении к преподавателю.

На любом занятии приходится учитывать множество факторов. Как двигаться по классу, каким тоном и что именно говорить, на чем акцентировать внимание. Ученики младшей и средней школы физиологически не могут держать внимание более 10-15 минут, а это значит, что для них важно регулярно менять деятельность. С появлением социальных сетей и увеличением количества информации, дети стали «засыпать» даже над старыми научно-популярными фильмами и мультфильмами, потому что там для них все непривычно медленно и неторопливо.

«Если учитель выгорел, он не станет подбирать более новые и актуальные материалы, предлагать дополнительные темы, которые вызовут искрений интерес. Дети неосознанно считывают и моментально чувствуют, если мотивация и «искра» педагога гаснет. Тогда они и сами начинают отвлекаться, выполнять задания спустя рукава и пытаться развлекать себя самостоятельно, что полностью срывает педагогический процесс и, как следствие, отражается на успеваемости», – говорит Давлетбаева.

С остальными стадиями выгорания, когда приходят циничность и обезличивание, удар по детям становится еще сильнее. Если раньше учитель был готов проникнуться историей о невыполненной домашней работе, посочувствовать ученику и закрыть на что-то глаза, то в острой фазе выгорания у него уже нет ни сил, ни желания. Появляются саркастичность, безразличие, педагог позволяет себе ироничные комментарии в сторону детей, ставит демотивирующие «двойки» и не дает шанса восполнить пробел. В некоторых случаях стираются границы «учитель-ученик»: и вот вместо урока детям уже рассказывают про свои личные дела или жалуются на жизнь.

Профилактика выгорания

Подверженность учителей выгоранию учтена на законодательном уровне. В соответствии со статьей 335 Трудового кодекса РФ педагогическим работникам может быть предоставлен 1 год отпуска за каждые 10 лет непрерывной педагогической работы. В каждой школе обязательно есть педагог-психолог. И, хотя его задача в основном – помогать детям, многие школы просят его присматривать и за учителями. Есть также много бесплатных и платных курсов повышения квалификации, групп поддержки, направленных на сохранение той самой «искры».

Для профилактики синдрома эмоционального выгорания учителей необходим комплексный подход, заключающийся в том, чтобы:

  • создавать благоприятный психологический климат в коллективе;
  • создавать условия для профессиональной самореализации;
  • распределять рабочее время учителя во избежание перегрузок;
  • решать возникающие конфликты с учениками или родителями с помощью психолога и администрации школы;
  • мотивировать учителя к саморазвитию.

Для снижения негативных последствий профессионального выгорания рекомендуется организовывать совместный творческий проект или деятельность (например, театральная постановка), также будет полезным организовывать совместный досуг (выставка или экскурсия). Это позволит снижать возникшую эмоциональную напряженность в отношениях с учителем и взглянуть друг на друга под новым углом, отмечает Юлия Токарчук.

«Если же отбросить стандартные рекомендации «соблюдайте гигиену труда и отдыха», «в выходные и отпуск – отдыхайте» и так далее, я бы обеим сторонам рекомендовала быть более искренними друг с другом. Ученикам – стараться помнить, что учителя – тоже люди, которые стараются выполнять свою работу в меру сил. Учителям – что они пришли нести свет знаний, общаться с детьми и получать от этого удовольствие.

Я, например, наклеиваю стикеры с популярными у детей персонажами на рабочий ноутбук. Диалог легко перерастает с вопроса «Ого, откуда вы знаете про это?» – в: «А что вам нравилось в нашем возрасте?». В итоге обе стороны наполняются эмоционально и интеллектуально. А занимательный факт о модном тренде можно добавить в сам урок», – добавляет Давлетбаева.

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий