Оксана ЛАУТО: Учитель отражается в детях!
Уважаемые читатели! Комитет дошкольного, среднего образования Министерства Просвещения РК и газета «Білімді ел – Образованная страна» начинают совместный медийный проект «Табысты Ұстаз» («Успешный Педагог»). Нашими героями очерков на страницах газеты, на сайте www.bilimdinews.kz cтанут лучшие учителя страны, победители конкурсов, те, чей профессиональный путь, накопленный багаж знаний, подходы к организации учебного процесса, работе с детьми могут быть полезны для коллег, родителей, всех, кому небезразлично дошкольное, среднее образование. Очерки с нашими лучшими учителями также будут размещаться в социальных сетях, отдельные яркие истории лягут в основу наших репортажей и интервью на канале You Tube газеты. И уже скоро в планах запустить проект «Современный менеджер», в котором будем транслировать достижения и опыт лучших управленцев в сфере образования.
В педагогике, как и в работе на «скорой помощи» случайных людей не бывает. И если попадают в сферу такие, случайные, надолго они не задерживаются, сама система не дает прижиться. Остаются только те, кто по-настоящему предан профессии и, несмотря на высокопарность фразы, считают свою профессию призванием, миссией. Одна из таких личностей в образовании – учитель начальных классов средней общеобразовательной школы №6 города Лисаковска Костанайской области Оксана ЛАУТО. В педагогике она уже три десятилетия.
– Когда учителя говорят о профессиональном выгорании, мне сложно понять, как это происходит, – говорит Оксана Анатольевна. – Да, такое понятие существует и не только в педагогике, но, вероятно, это состояние меня обходит стороной. Возможно и потому, что рядом живые примеры искренней влюбленности в профессию. Например, коллега Наталья Николаевна Ляшко. Отметила 60-летие и всю жизнь посвятила школе, работе с детьми. Энергии, которой обладает Наталья Николаевна, можно только удивляться!
О.Лауто с большей охотой говорит о своих учениках, коллегах, которыми искренне восхищается, чем о себе. При этом ей есть, что рассказать, профессиональные достижения педагога отмечены на самом высоком уровне.
В прошлом году, например, Оксана Анатольевна стала победительницей республиканского конкурса «Учитель года». В 2021-ом он прошел в 10-ый раз.
Тогда министр образования и науки Республики Казахстан (ныне – Министерство Просвещения) Асхат Аймагамбетов, вручая награды победителям, заметил: «Сегодняшнее подведение итогов конкурса было особенным. Год 30-летия Независимости, 180-летие со дня рождения великого просветителя и педагога Ибрая Алтынсарина. Почти три недели жюри отбирало работы, чтобы определить лучших из лучших. Это было не так просто, а это говорит о том, что в стране очень много замечательных, сильных, профессиональных педагогов».
Оксана Лауто: «Всегда учитываю и использую привязанность современных детей к гаджетам. С удовольствием они создают ролики на различную тематику: от кулинарии, до исследовательских сюжетов, тем самым ежедневно пополняют собственный багаж знаний. Видео выкладываем на нашем классном ютуб-канале».
Кстати, Оксана Лауто еще и соавтор учебника по естествознанию для 2-ых классов, который одобрен Минобразования в минувшем году и успешно используется в школах страны. Еще один учебник по этому же предмету, но для 1-ых классов проходит экспертизу.
О наградах, полученных Оксаной Анатольевной, можно писать много, но дефицит газетных площадей не позволит перечислить все заслуженное, отметим лишь – их у нее достаточно – городского, областного и республиканского уровней. Самоотверженный труд, без сомнения, должен быть отмечен. Более того, достойная оценка труда дает стимул для дальнейших свершений. Но для О.Лауто это не самоцель, ведь наивысшая степень оценки для нее, как и для всех истинных учителей – успехи учеников, их благодарность.
– Знаете, дети во все времена одинаковы: что 30 лет назад, что сегодняшнее поколение, – считает Оксана Анатольевна. – На детей не влияют политические, экономические, социальные трансформации. Они смотрят на учителя одинаково. Широко открыв глаза, впитывая всю информацию, исходящую от учителя. В младшем звене это особенно заметно. Поэтому так важно, чтобы в самом начале от учителя, их первого учителя, исходили исключительно положительные эмоции. Учитель начальных классов это и педагог, и психолог, и мама в некотором смысле. Детское доверие необходимо оправдывать. На мое решение стать педагогом и именно в начальном звене повлияла, вольно или невольно, трудно сейчас сказать, мой первый учитель – Людмила Яковлевна Кочкаева. Удивительно добрая, справедливая и очень строгая. Мы провожали ее до дома, а возможность помочь донести сумку с тетрадями для нас было честью.
О личных и профессиональных качествах собеседницы сейчас так говорят уже ее ученики и выпускники. В этом году у нее новый первый класс. Новый набор, несколько десятков пар наивных, чистых детских глаз.
А с выпускниками начальной школы расставание всегда проходит тяжело, так было и в мае этого года. И слезы, и радость… Но наверняка каждый из ребят будет помнить свою первую учительницу.
– Очень хорошо помню свой самый первый 1-ый класс, – вспоминает О.Лауто. – Тогда я выпускница Рудненского педагогического училища. Родители предпочитали отдавать детей опытным педагогам и это желание вполне понятно. Мне достались, наверное, самые непростые ребята, непоседы. Было сложно, признаюсь. Но справилась. И ни разу – ни тогда, ни сейчас и мысли не допускала все бросить и уйти. Видимо, я безнадежно влюблена в профессию и своих учеников.
Уже в процессе работы Оксана Анатольевна получает высшее педагогическое образование. Многочисленные курсы повышения квалификации, участие в конкурсах, олимпиадах, написание учебников с 2017 года – она сама не устает учиться, поэтому всегда интересна для своих учеников. И теперь уже родители стремятся отдать своих детей именно к Лауто. Бывает, класс укомплектован, но родительскую волю сломить почти невозможно: ставят дополнительную парту. Это ли не признание?
Еще один совет от педагога: «Встречают по одежке. Учитель излучает доброжелательность, он должен быть приятен детям. Но на первом впечатлении далеко не уедешь. Важно блестяще знать свой предмет, и, на мой взгляд, эффективней показывать изучаемый материал ребятам, не рассказывать. Благодаря развитым электронным технологиям, сейчас можно найти все, что угодно: схемы, инструкции, картинки и демонстрировать их с помощью мультимедийного оборудования».
Сейчас Оксана Анатольевна педагог-мастер и уже сама занимается наставнической деятельностью:
– Удивительно все складывается: я была наставницей у своей же выпускницы Алены Бондаренко. Она сознательно пришла в профессию, ступенчато: по окончании педагогического колледжа пошла в дошкольное образование, потом в школу учителем начальных классов. Еще я заметила тенденцию – в каждом моем наборе обязательно находится выпускник, который связывает себя с педагогикой. И очень важно, что делается это исключительно по велению сердца. Например, один моих выпускников по окончании школы выбрал инженерную специальность в вузе, но отучившись год, принял однозначное решение перевестись на педагогический факультет.
К слову, приведенные Оксаной Анатольевной примеры диссонируют с распространенным мнением о том, что в педагогику идут те ребята, кому баллов на желаемую специальность оказалось недостаточно.
Признаем: это вполне может быть и встречается. Правда, сейчас все реже. Престиж учительской профессии растет, преимущественно благодаря государственной поддержке, увеличению проходного балла на педагогические специальности, и в том числе, профориентационной работе.
Не так давно в Костанайской области состоялся областной слет будущих педагогов. Участники – несколько десятков ребят – без сомнения те, кто в профессию войдет не случайно.
– Непросто приходится сейчас молодым учителям, – отмечает О.Лауто. – Образовательная система не статична, она все время меняется. И это правильно. Школа сегодня и даже 5 лет назад это уже две разные школы. Нужно успевать меняться вслед за ней.В этом плане опытным педагогам несколько легче, хотя и бывает, признаюсь, некий страх перед чем-то новым, но он преодолевается. Помогает накопленный опыт и навыки. Молодые учителя этим опытом пока не обладают. Им нужно помогать. Поэтому очень важно развивать институт наставничества. У каждого предмета, явления две стороны. Есть вторая сторона и у педагогики. И об этом нужно говорить.Как бы не был учитель предан профессии, как бы не любил ее, он, прежде всего, человек. Человек, который может уставать, огорчаться.
– Случается, что устаю, да, – признается учитель. – На уроках отдаешься процессу всецело, я обязана углядеть за каждым учеником, замечать малейшие изменения в поведении ребенка, помочь, если ребенок нуждается в помощи. Конечно, на это уходят силы. Но ничего, немного отдохнешь после работы, глубоко подышишь – и силы возвращаются.
Есть у нее еще одна отрада, которая мгновенно снимает любой стресс и усталость – любимица пекинес Бетти, урожденная алматинка.
– Я очень люблю собак, а эта порода навсегда поселилась в моем сердце. Эта третья питомица. Первые две уже на радуге. Собачий век недолог, мы для них целая жизнь. Первая собака появилась у меня в 25 лет. Нашу Бетти мы искали долго. Тогда в Костанайской области щенков пекинеса не было. И она приехала к нам из Алматы, – рассказывает Оксана Анатольевна.
…Любой педагог – это личность. И чем ярче личность, чем она многограннее, тем эффективней рабочий процесс, выше коэффициент полезного действия.
Оксана Анатольевна никогда не останавливается, использует достижения IT-технологий, демонстрирует детям интерактивный материал. У нее собственный подход к проверке домашних заданий. Иногда домашние задания бывают в тягость, и чтобы ребятам не было скучно, она прибегает к необычным приемам: солидарный опрос, спиной к спине, мозаика и другие.
«Учитель отражается в детях» – убеждена один из лучших педагогов нашей страны Оксана Лауто.
Ирина Савельева
Загрузка...