Нужно успевать, чтобы после не догонять

Одним из самых ярких событий июня стало разделение министерства образования на два ведомства: Министерство просвещения, которое отныне курирует дошкольное, среднее, техническое, профессиональное, послесреднее и дополнительное образование, и Министерство науки и высшего образования. Ему отдано, как следует из названия, сфера высшего образования, послевузовское образование, языковая политика и наука.

Напомним, 1 июня Президент страны Касым-Жомарт Токаев на юбилейной сессии Национальной академии наук объявил о возможности разделения министерства, кроме того, он предложил присвоить государственный статус Национальной академии наук.

Уже 10 июня Министерство было разделено на основании подписанного Главой государства Указа. Министром просвещения назначен Асхат Аймагамбетов, который ранее возглавлял объединенное ведомство, министром науки и высшего образования назначен Саясат Нурбек.

Очевидно, что для принятия решения о разделении министерства образования и науки существовали и причины, и основания, главное из которых – величайший спектр вопросов, который было обязано курировать одно министерство. Этот спектр берет начало в дошкольном образовании и завершается уже научной областью. У начала и конца уж слишком разные профили. Разделение же позволит двум созданным ведомствам углубленно заниматься собственной сферой, не рассеивая внимания.

Такая практика существует во многих странах. Более того, в некоторых государствах есть и министерство дошкольного образования. Поэтому нет ничего удивительного в этом разделении.

Известно, что сфера образования – одна из самых гуттаперчевых и легко трансформирующихся. Особенно в последние десятилетия со стремительным развитием технологий и процессом глобализации, нравится это кому-то или нет – факт налицо. Технологии стирают границы. Общение доступно всем и каждому. Вузы интегрируются друг в друга, и не имеет значения, в каком месте планеты они находятся.

Важно не отстать в этом процессе. Любое запоздалое решение может привести к регрессу, и догонять будет крайне сложно.

В верхние строчки рейтинга

Казахстанские вузы в этом году показали беспрецедентный результат – 16 казахстанских вузов вошли в международный академический рейтинг Quacquarelli Symonds World University Rankings, который является одним из самых авторитетных рейтингов университетов во всем мире.

Впервые казахстанский вуз, а именно Казахский национальный университет имени аль-Фараби, вошел в топ-150 лучших университетов мира. За один год он поднялся сразу на 25 позиций вверх со 175 места.

Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева поднялся на 277 место, Satbayev University расположился на 405 строчке рейтинга QS WUR.

Закрепили позиции в рейтинге Южно-Казахстанский университет имени М.Ауэзова, Казахский национальный аграрный исследовательский университет, Казахский национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова.

В этом году в список впервые вошли Алматинский технологический университет и Международный казахско-турецкий университет имени Х.А. Ясави.

Казахстанские вузы также улучшили свои показатели в рейтинге Times higher education.

Среди наиболее сильных критериев казахстанских вузов – академическая репутация и репутация среди работодателей. Также отмечаются достижения вузов в части научного сотрудничества и интернационализации.

Список лучших университетов мирa QS WUR публикуется с 2004 года.

Немало сделано и в сфере дошкольного, среднего и технического образования.

Буквально за несколько дней до разделения МОН ведомством озвучен ряд изменений, которые вступят в силу уже с начала нового учебного года. Они горячо обсуждались общественностью, как педагогической, так и родительской. Напомним о них.

Родительские собрания: о личном – в индивидуальном порядке

Асхат Аймагамбетов поручил перейти в новый формат проведения родительских собраний.

Эффективное взаимодействие с родителями учеников – половина успеха в образовательном процессе. Не секрет, что далеко не все родители с охотой посещают такие мероприятия и часто потому, что опасаются обсуждения личных качеств своего ребенка и особенностей его учебы на виду у всех.

– Не нужно как раньше собирать всех родителей в классе и обсуждать успеваемость и поведение ребенка. В присутствии других родителей не стоит обсуждать чужого ребенка, – сказал министр.

Это означает, что отныне учитель доведет до родителей информацию о том, какие предметы вызывают особенный интерес у ребенка, а какие необходимо «подтянуть» в индивидуальном порядке.

Изучение языков, на математику – акцент

С нового учебного года первоклассники будут изучать только родной язык. Итак, единственным изучаемым языком станет казахский язык для школ и классов с государственным языком обучения, русский, соответственно, с русским языком обучения. Во втором классе подключится язык неродной, с третьего класса – английский.

– Исследования и анализ, проведенные казахстанскими и международными экспертами, показали, что первокласснику трудно изучать сразу три языка одновременно.

Важно, чтобы в первом классе ребенок сначала научился слушать, читать, грамотно писать и устно излагать мысли на своем родном языке в соответствии со своими возрастными особенностями, – сказала президент Национальной академии образования им. Ы. Алтынсарина Мадина Тыныбаева.

Также будет увеличена учебная нагрузка по математике на 1 час, в первых классах в 2022-2023 учебном году и во вторых классах – в следующем учебном году.

– Уроки математики в этих классах будут проводиться каждый день. Это поспособствует повышению математической грамотности обучающихся, – считает М.Тыныбаева.

Изменения коснулись и предмета «Художественный труд», он разделен на два предмета – «Трудовое обучение» и «Изобразительное искусство».

Кроме этого, одной из особенностей образовательного процесса предстоящего учебного года является внедрение в 5-11 классах курса под общим названием «Патриотизм и глобальные компетенции».

Усиление требований к детским садам

Министр Асхат Аймагамбетов объявил о шагах, направленных на усиление требований к работе детских садов в стране.

– Факты нарушения прав детей, о которых общество узнает благодаря установленным видеокамерам, подтверждают актуальность нашей позиции о необходимости усиления требований к детским садам, – в частности, сказал он.

Все предпринимаемые меры направлены исключительно на обеспечение безопасности воспитанников, гарантирование санитарно-эпидемиологического благополучия и повышение качества дошкольного воспитания.

Результаты госаттестации, на проведении которой в прошлом году настояло министерство, оказались неутешительными. По словам А.Аймагамбетова, 80 процентов из проверенных садов аттестацию не прошли.

Таким образом определены 5 направлений: возвращение лицензирования, проведение аттестации всех детских садов, во время которой проверяются условия и качество их работы, усиление требований к размещению госзаказа в детских садах, повышение кадрового потенциала работников дошкольных учреждений, улучшение качества подготовки в колледжах и вузах, обновление содержания программ в рамках новой модели дошкольного образования.

Монетизированная помощь: сторонники и противники

Министр Асхат Аймагамбетов предложил монетизировать социальную помощь для детей, которая оказывается в рамках фонда «Всеобуч».

Глава ведомства сразу подчеркнул: у этого проекта много как сторонников, так и противников.

На сегодня помощь детям из социально уязвимых категорий населения оказывается путем предоставления одежды, обуви, канцелярских принадлежностей.

Сейчас предлагается монетизировать эти средства и перечислять их на карточный счет родителя. И они уже самостоятельно приобретут для ребенка все необходимое к школе.

Министр заметил, что имеются факты, когда недобросовестные руководители приобретали одежду для нуждающихся на три размера больше или меньше или же очень низкого качества, обязывают нас, не дожидаясь, пока заработает портал социальных услуг, монетизировать эту помощь.

– Есть риски, что кто-то из родителей потратит выделенные средства на иные нужды, как утверждают противники этого решения. Но на самом деле при желании можно и при действующем подходе использовать эти средства не по назначению, недобросовестные граждане могут перепродавать полученную одежду или иные принадлежности и тратить средства не по назначению, – добавил министр.

Предлагается установить минимальную сумму помощи. Сейчас же работа фонда «Всеобуч» в компетенции акиматов, размер помощи варьируется от 15 до 41 тысячи тенге, в зависимости от региона.

Платки в школах

Однозначного ответа о возможности ношения платка ученицам в школах по религиозным соображениям пока нет. Но вполне могут разрешить это делать. Но касается это только тех случаев, когда родители не отпускают ребенка в школу без платка из-за запрета на его ношение.

Министр подчеркнул, что вопрос о ношении платка в школах постоянно поднимается, с этим связано много дискуссий, причём не только в Казахстане, но и в ряде других стран.

– Казахстан – светское государство. Школа – светское учреждение. Приказ, утвержденный в 2016 году, не отменен, а там прописаны четкие требования по этим вопросам. Но нам необходимо обеспечить инклюзивность образования, – сказал министр.

Все течет, все изменяется

Мы вспомнили лишь о некоторых свежих реформах. Все они направлены на улучшение качества образования и безопасность обучения и создание комфортных условий для юных казахстанцев.

Сейчас министр просвещения Асхат Аймагамбетов проводит отчетные встречи с населением.

Одна из таких прошла на днях в Павлодаре. В ней приняли участие порядка 300 человек, среди них представители родительской общественности, НПО.

Главе ведомства задали массу вопросов, разноплановых. Они касались и безопасности детей, и качества питания в школах, поощрения победителей олимпиад, работы психолого-медико-педагогических комиссий и другие.

Такие встречи – это наилучшая возможность узнать о том, что происходит на местах, понять, что беспокоит педагогов и родителей, и принять соответствующие меры. Вполне возможно, нас ожидают еще большие перемены.

Ирина САВЕЛЬЕВА

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий