Чтение – вот лучшее учение!

Алматинский университет энергетики и связи имени Гумарбека Даукеева как один из ведущих технических вузов страны наряду с профессиональной подготовкой будущих специалистов по двадцати шести образовательным программам в области ІТ, энергетики и телекоммуникаций уделяет особое внимание нравственно-эстетическому и духовному воспитанию студенческой молодежи.

Во внеучебное время студенты активно посещают различные кружки по интересам, дебатные клубы, спортивные секции, ведут научно-исследовательскую работу, разрабатывают проекты, а также участвуют в научных конференциях, интеллектуальных конкурсах. Одно из важных мест в процессе духовного развития личности будущих инженеров занимает воспитание их читательской культуры.

Старшее поколение помнит, каким был в прошлом веке культ книги, которую читали и обсуждали на досуге, покупали и дарили. К сожалению, в цифровую эпоху имеет место смещение ценностных ориентиров, утрата некоторых лучших традиций прошлого. Многие современные критики считают, что в ХХI столетии происходит слом литературной эпохи, и высказывают мнение о «конце литературы» и «гибели читателя». Возможно, такой пессимистический прогноз имеет под собой определенную основу. Дело в том, что современный человек вынужден за свою жизнь воспринять в тысячу раз больше информации, чем его предки. Нынешнему поколению нужно выкроить время, чтобы разобраться в потоке ежедневных новостей на бумажных и электронных носителях. Однако и в век молниеносной информации, в эпоху дайджеста, современный человек нуждается в духовных ценностях. Несомненно, источником «разумного, доброго, вечного» является художественная литература. Мировая классическая литература с ее воспитательной и проповеднической ролью актуальна и сейчас, так как способна помочь читателю ХХI века глубоко понять окружающий мир, полный социальных противоречий и катаклизмов. Поэтому в современную эпоху знаний в образовательном процессе особое место должно занимать литературное образование. Не случайно А.С. Пушкин заметил: «Чтение – вот лучшее учение!».

В связи с этим одной из важных миссий преподавателей-филологов является популяризация искусства слова и привитие молодому поколению любви к чтению. Поэтому в процессе языковой подготовки студентов как гуманитарных, так и технических вузов делается акцент не столько на техногенную, сколько на культурогенную модель личности. Формирование языковой личности будущего специалиста предполагает глубокое освоение культурологических знаний. Гуманитарная культура определяет гражданское самосознание общества. В.Солоухин справедливо заметил: «Читая некоторые книги, я, как на оселке, правлю свой язык. На иных книгах я правлю свою гражданскую совесть».

С целью гуманитаризации учебно-воспитательного процесса одно из старейших высших учебных заведений Казахстана – Алматинский университет энергетики и связи имени Гумарбека Даукеева – периодически проводит интеллектуальные культурно-познавательные мероприятия. Так, 2 марта текущего года в онлайн-режиме прошел заключительный тур Международного студенческого конкурса «Книголюб», организованного кафедрой языковых знаний. В данном мероприятии участвовали студенты из Турции (г. Анкара), России (г. Грозный), Узбекистана (г. Наманган, Ургенч), а также из разных регионов Казахстана (Алматы, Шымкент, Актобе, Уральск, Караганда, Темиртау и др.). Конкурс состоял из двух туров.

В первом (отборочном) туре – «В союзе звуков, чувств и дум» – студентам нужно было сделать видеозапись своего выступления на тему «Книга, которую нужно прочесть». Было прислано свыше шестидесяти заявок с видеоматериалами. Возможно, участникам конкурса было непросто, в первую очередь, ответить самим себе на вопрос: «Какая книга заняла особое место в моей душе и почему?». Отрадно заметить, что многие конкурсанты справились с заданием и подготовили интересные выступления о художественных произведениях казахской, русской и мировой классики: «Путь Абая» и «Лихая година» М.Ауэзова, «Годы радости и любви» А.Нуршаихова, «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, «Мертвые души» и «Шинель» Н.В. Гоголя, «Гранатовый браслет» А.И. Куприна, «Старик и море» Э.Хемингуэя, «Скотный двор» Д.Оруэлла и др. Авторы роликов смогли в четкой, лаконичной форме аргументировать свои мысли и суждения. Самые лучшие видеовыступления были продемонстрированы на заключительном мероприятии. Содержательные монологи студентов о книге, а также их творческие решения в использовании компьютерной графики покорили сердца зрителей конкурса. Авторов пяти лучших видеороликов поощрили благодарственными письмами и подарочными картами магазина «Sulpak».

К сожалению, были работы, авторы которых не смогли преодолеть внутренний барьер и сложившийся стереотип, не сумели «вжиться» в книгу и осмыслить ее как «союз звуков, чувств и дум». Их речи носили исключительно информативный характер и изобиловали шаблонами и выдержками из литературоведческих трудов. Один из участников выслал видеосюжет, главный герой которого рассуждает о том, что нет смысла убеждать кого-то прочитать вашу любимую книгу и тем самым пытается доказать обратное: «Каждый сам знает, что читать». Возможно, в последнем случае проявилась тенденция, характерная для современного общества: люди не говорят о книгах. У современного человека в связи с дефицитом времени на духовное общение, равно как и в связи с развитием технологий, есть больше возможностей для контакта и диалога: мобильная связь, социальные сети, электронная почта. И тем не менее, наши современники мало читают и не делятся мыслями о прочитанном, хотя хорошая книга способствует духовному единению и сближению людей. Следовательно, возрождение таких лучших традиций прошлого, как проведение читательских конференций и литературных вечеров, как никогда актуально сейчас для обретения истинных ценностных ориентиров.

Видимо, поэтому видеовыступление студентки 4 курса Ескермес Толкын (АУЭС им. Гумарбека Даукеева, образовательная программа «Системы информационной безопасности») о романе-антиутопии Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» произвело на зрителей особое впечатление. В середине прошлого века (в 1953 году) писатель пророчески представил общество будущего, которое отказалось от книг и занялось их сжиганием. Жизнь нечитающего социума представлена в произведении как курсирование между работой и домом, а свободное время людей заполнено только развлечениями и просмотром телевидения. Со времени написания романа-антиутопии прошли десятки лет. Произведение невольно заставляет задуматься над вопросом: «Сбылось ли пророчество писателя?», «Не есть ли мы то бездуховное общество, которое изобразил на страницах своей книги Брэдбери?». Концовка книги символична: наряду с теми, кто варварски уничтожает библиотеки и дома библиофилов, есть люди, которые заучивают наизусть содержания книг, чтобы хотя бы таким образом передать их следующему поколению. Безусловно, мир держится именно на таких людях. Роман-предсказание «451 градус по Фаренгейту» напоминает читателю об его ответственности за судьбы книг, являющихся носителями духовного опыта человечества.

Литературный вечер был открыт приветственным словом директора департамента по молодежной политике Абдуллиной Заремы Альфредовны, которая отметила важность духовно-эстетического и нравственного воспитания студентов через приобщение к художественной литературе и пожелала успехов участникам конкурса, претендующим на звание лучшего читателя. На первом этапе заключительного тура – «Литература в кино, в музыке, в живописи и в скульптуре» – конкурсанты продемонстрировали свою читательскую эрудицию и высокий интеллектуальный уровень. Студенты, прошедшие первый отборочный тур, приняли участие в интерактивной викторине и показали свои знания в области литературы и других видов искусства. Участники, набравшие высокие баллы, были допущены ко второму этапу – квизу «Эрудит». Этим лучшим из лучших пришлось размышлять над более сложными вопросами в области мировой классики. Порадовал интерес студентов к словесному искусству, а также их умение креативно мыслить и давать правильные ответы.

Поскольку конкурс проводился в режиме онлайн, тестовые вопросы и задания с использованием Google Forms, а также платформы Kahoot позволили объективно оценить знания студентов на основе компьютерных подсчетов. Поэтому конкурсной комиссии осталось лишь огласить итоги конкурса и назвать имена призеров: I место заняла студентка 1 курса Сагитова Айша (АУЭС им. Гумарбека Даукеева, образовательная программа «Электроэнергетика»), II место – студентка 4 курса Ескермес Толкын (АУЭС им. Гумарбека Даукеева, образовательная программа «Системы информационной безопасности»), III место – студент 4 курса Оразбек Сунқар (АУЭС им. Гумарбека Даукеева, образовательная программа «Космическая техника и технологии»). Победители конкурса «Лучшие читатели года» были награждены дипломами и подарочными картами магазина «Sulpak». Участникам конкурса были вручены сертификаты. Ведь всех конкурсантов объединяло одно светлое чувство – любовь к книге.

С заключительной речью выступила заведующая кафедрой языковых знаний, доцент Тулеуп Мейримкул Мухамедияровна, которая поделились своими размышлениями о роли книги в цифровую эпоху и горячо поблагодарила всех участников и гостей литературного конкурса. Безусловно, цель данного мероприятия заключалась не только в стремлении выявить эрудитов и поощрить лучших читателей, но и в том, чтобы убедить молодежь в актуальности и вечности художественных творений писателей. Не случайно после данного мероприятия многие студенты признавались в том, что глубже осознали роль художественной литературы в современном обществе.

Райкуль ДОСМАХАНОВА,
кандидат филологических наук,
доцент кафедры языковых знаний
Алматинского университета
энергетики и связи
им. Гумарбека Даукеева

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

7

Добавить комментарий