Мнения: новое министерство науки и высшего образования РК

Недавно было создано новое министерство науки и высшего образования РК, которое будет курировать большие блоки университетского образования и научной отрасли. Как было воспринято это решение академическим сообществом, какие задачи ставятся и какие новшества стоит ожидать, поделились своим мнением представители вузов и науки страны.

 

Рахман АЛШАНОВ, президент Ассоциации высших учебных заведений Республики Казахстан:

– Я давно выступал за создание отдельного министерства, которое курировало бы широкую сеть вузов и научных учреждений страны. На фоне постоянного роста экономики, ориентированной на инновации, каждый день появляются новые технологии и потребность в новых кадрах. Поэтому вузы и колледжи должны отслеживать все тренды, менять программы и мобильно готовить профессиональные кадры.

Большие вызовы стоят перед наукой. На сегодня 80% докторов PhD не могут защитить свои диссертации, потому что от них требуют публикации в международных авторитетных научных журналах. Нередко наши докторанты увлекаются индексом цитирования, Scopus, формальными вопросами, а знания и исследования не ведутся. А для зарубежных ученых эти индексы – дело десятое, для них главный индикатор – внедрение научных результатов в производство.

Для сравнения, в Южной Корее насчитывается 59 тысяч докторов PhD при 48 млн жителей. У нас в Казахстане на 19-миллионное население приходится всего 6 тысяч докторов. Получается, в 3 раза отстаем, а в области подготовки кадров наши показатели ниже в 20 раз. Южнокорейцы поэтому и лидеры в инновационном развитии экономики. Чтобы сосредоточиться на развитии вузов и науки, необходимо было создать отдельное министерство, чтобы управлять этим процессом эффективно и концентрированно.

 

Раушан АБДИЛЬДИНА, академик НАН РК, доктор философских наук:

– Я считаю, что образование нового министерства дает возможность сфокусироваться на развитии науки, развитии высшего образования, потому что у нас свои специфические проблемы. Я как специалист по философии науки, в области эпистемологии скажу, что наука сегодня совершенно другая. Существует такое понятие, как «постнеклассическая наука», у которой объект совершенно другой, новый. Это, прежде всего, саморазвивающиеся открытые системы. Среди них особое место занимают природные комплексы, в которые включен сам человек.

Изменился и сам субъект научного исследования. Если раньше в условиях, скажем так, классической науки существовало представление об отдельном ученом, автономном исследователе, то сегодня современной наукой могут заниматься только большие исследовательские коллективы, потому что наука требует серьезного финансирования, использования прогрессивных инновационных и информационных технологий. Естественно, что государство должно помогать в их деятельности.

Я считаю, что появление нового министерства и государственная программа развития образования и науки до 2025 года сводится к тому, чтобы наша наука, наши научные исследования стали более конкурентоспособными и выходили на мировой уровень.

 

Александр СИДОРОВИЧ, директор казахстанского филиала МГУ имени М.В. Ломоносова:

– Выделение особого министерства науки и высшего образования, которое будет регулировать и координировать эту работу, – это очень важный шаг для повышения роли и авторитета науки. Мне кажется, что этот путь позволит консолидировать ученых страны, их усилия вместе с учеными других стран во имя того, чтобы Казахстан процветал, развивался в этих очень сложных условиях, когда создаются новые возможности технологического прогресса.

Наука и высшее образование очень тесно связаны. Конечно, ученые создают системы научные, несут результаты исследований в аудиторию. С другой стороны, если не будет серьезного фундаментального образования, то и не будет науки. Поэтому первостепенное значение для развития науки имеет восстановление статуса и повышение роли фундаментального образования – это единство науки и образования в самом учебном процессе.

Мне кажется, что на этом пути надо перейти от количественных оценок в образовании к качественным. Неслучайно весь мир гоняется за талантами – такими людьми, которые умеют исследовать и понимать мир. Эта проблема не сводится к поиску талантов на олимпиадах. Эти таланты проявляются в написании дипломных работ, курсовых работ. И мы видим, что эту задачу можно решить только в том случае, если сам учебный процесс позволяет раскрыться этому молодому человеку.

 

Зиябек КАБУЛЬДИНОВ, директор Института истории и этнологии имени Ш.Валиханова:

– Я думаю, создание отдельного министерства – это давно назревший вопрос. Очень правильный шаг, всецело поддерживаю. В советское время была такая практика с двойным разделением министерства, одно из которых курировало вопросы науки. Это очень удобно.

В стране порядка 8 тысяч только школ, около 800 колледжей, более 100 вузов, десятки научных исследовательских институтов, и эта огромная империя организаций требует качественного управления. В связи с созданием нового министерства эти вопросы высшего образования и науки, думаю, будут оперативно решаться.

У двух министров теперь появятся время и возможности, чтобы сосредоточить свое внимание на проблемных вопросах и точечно их решить. Новому ведомству надо работать, чтобы вузы и наука нашли точки соприкосновения, взаимно дополняли и помогали друг другу. От этого в любом случае выиграют все образовательные учреждения, ученые, преподаватели – вся страна!

 

Айжан ТЕМЕРБАЕВА, провост Карагандинского технического университета, молодой ученый:

– Научное сообщество давно говорило о том, что наука и высшее образование нуждаются в отдельном и пристальном внимании. Подготовка высококвалифицированных кадров очень сильно зависела от качества подготовки детей в школах и детсадах. От того, что были проблемы с дошкольным и школьным образованием и ранней профориентацией, вузам приходилось работать с абитуриентами, которые не были готовы к учебе в вузах. Теперь министерство просвещения будет пристально наблюдать за дошкольным и школьным образованием.

Что касается второго министерства, радует, что в названии министерства первым идет слово «наука». Это говорит о том, что она у нас будет в приоритете. Ранее МОН ставило вопросы науки на особый контроль, но из-за многозадачности были моменты, когда нельзя было проконтролировать выполнение поручений по развитию нашей отрасли.

Новый министр науки и высшего образования Саясат Нурбек имеет прогрессивное мышление и солидный международный опыт. Разработанный им Атлас новых профессии нашел большой отклик среди преподавателей, разработчиков образовательных программ, которые ориентировались на новые и прогнозируемые компетенции. Опыт Саясата Нурбековича, считаю, очень пригодится для того, чтобы привнести свежий взгляд в управление проектного менеджмента. Его международный нетворкинг поможет нам с научными проектами, коллаборациями с международными организациями.

Наш университет входит в международные рейтинги, но надо брать планку выше. Тем более господин министр сказал, что предоставит больше академической свободы. Теперь у нас будет больше возможностей получить абсолютную автономию, как у западных вузов. Это будет прогрессивным звеном, чтобы мы развивали науку. Ее развитие невозможна, если мы не дадим отрасли достаточно пространства, места для креатива и реализации этих идей. Тогда наука совместно с высшим образованием получат новый импульс развития и будут дополнять друг друга в образовательном процессе.

Асет СЫЗДЫКОВ

 

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий