Человек труда и труженик мысли

Десятилетиями профессионально-техническое образование в стране было незаслуженно обделено вниманием как со стороны государства, так и со стороны потенциальных абитуриентов.

Все как один ринулись получать высшее образование, и никто не задумывался о том, что трудовой рынок может перенасытиться дипломированными специалистами, а государство окажется один на один с острым дефицитом высококвалифицированных профессионально-технических кадров. И это в период стремительного индустриально-инновационного развития, развернутых строек, возведения принципиально новых для страны производств.

Как восполнить образовавшийся пробел? Только путем модернизации системы профессионально-технического образования, оснащения колледжей современным оборудованием для обучения, выстраиванием партнерских отношений с будущими работодателями и пробуждением интереса сегодняшних выпускников школ к рабочим профессиям. Последнее не самая простая задача, как выяснилось.

У выпускников, точнее их родителей, годами формировалось мнение: нужно получить высшее образование, колледжи – это для тех, кому вуз не под силу по материальным причинам, или успеваемость оставляет желать лучшего.

Ситуация начала постепенно выравниваться только в последние годы благодаря активному вмешательству государства: изменилось финансирование, пропаганда сыграла свою роль. Человек труда – звучит гордо!

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев на первом национальном курултае, прошедшем в Улытау, вернулся к этой теме.

Он напомнил завет великого Абая: «Еңбек етсең ерінбей, тояды қарның тіленбей» – «Упорный труд – залог благосостояния». Как подчеркнул Президент, трудолюбие должно стать нашей основной ценностью, качеством, определяющим характер нации.

Правда, сейчас человек труда значительно отличается от человека рабочей профессии, которого славили полвека назад и ранее. Всему причина – гигантский прорыв в технологиях. Сегодня это человек, обладающий высококлассной компетенцией, а лучше не одной, умеющий работать с современной техникой и оборудованием, отлично разбирающийся в технологических процессах и конкурентоспособный не только в пределах места проживания, одной страны, но и на мировом уровне.

На днях министр просвещения Асхат Аймагамбетов с рабочим визитом по Акмолинской области посетил несколько школ и колледжей, в том числе  ГККП «Высший технический колледж г. Кокшетау» при управлении образования региона и IT-лицей БИЛ в Щучинске.

На своей фейсбук-странице министр охарактеризовал работу учреждения так: «Посетил Высший технический колледж Акмолинской области, который был оснащен по республиканскому проекту «Жас маман». Материально-техническая оснащенность на должном уровне. Трудоустройство и занятость выпускников составили более 97%.

Работа коллектива достойна всех похвал. Мастера производственного обучения, преподаватели спецдисциплин ясно понимают и, главное, выполняют свою работу. Налажено тесное сотрудничество с работодателями. Только с января по март студенты прошли оплачиваемую стажировку на базе зарубежных компаний. Также проводятся демоэкзамены с участием самих работодателей. Колледж наладил работу по реализации продукции, производимой во время практических занятий.

Также побывал в новом IT-лицее БИЛ в Щучинске. Он порадовал качеством педколлектива, материально-технической базой, качественной работой и амбициозными планами. Нестандартные, креативные подходы к учебному процессу и, самое главное, действительно увлеченные своей работой учителя. Договорились, что они подготовят свои предложения по учебным программам, модели IT-лицеев, и в дальнейшем нами будут приняты решения».

Расскажем о каждом из них подробнее.

 «Высший технический колледж г.Кокшетау». Существует с середины прошлого столетия.  Пережил, как и все подобные учреждения, нелегкие времена излома 90-х.

– Тогда мы сами добывали материалы и сырье, с которым было необходимо работать, – рассказывает директор колледжа Акнур Еслямова, которая руководит им с 1993 года. – Начинали с малого. Справились. Сейчас «Высший технический колледж г. Кокшетау» принципиально новое учебное заведение, которое при этом сохраняет лучшие традиции подготовки кадров.

Своему нынешнему положению мы обязаны программе «Жас маман», в которой задействован наш колледж. Финансирование позволило кардинально изменить материально-техническую базу, подходы к образовательному процессу. Результаты превзошли все ожидания!

Центры учебно-производственных компетенций оснащены американским, шведским, немецким, итальянским оборудованием, которое позволяет студентам уверенно чувствовать себя уже на производстве.

Акнур Кабиденовна затронула одну из самых болезненных точек в профессионально-техническом образовании. До сих пор существует значительный разрыв между реальным положением дел на производстве и теми навыками, которые получают студенты колледжей. В некоторых организациях ТиПО в стране и сейчас продолжают обучаться на устаревшем материально и морально оборудовании. Положение дел постепенно меняется в лучшую сторону, это несомненно. Колледжи подобного уровня, как

«Высший технический колледж г.Кокшетау», сейчас выступают флагманами профессионально-технического образования страны и наглядно демонстрируют, как работает программа «Жас маман».

В ходе визита министр А.Аймагамбетов заинтересовался стоящим в центре учебно-производственного центра компетенций колледжа автомобилем «Chrysler». Оказалось, что студенты, используя компьютерную диагностику, выявляют и устраняют повреждения кузова вплоть до миллиметра. Кузовной ремонт транспорта после ДТП, например, для колледжа – это бесценная практика и источник дохода для учреждения. В арсенале молодых специалистов есть все необходимое для осуществления такого вида работ: пневмоинструменты, высокоточная сварка. Учебно-производственный центр компетенций для кузовного ремонта оснащен шведским оборудованием Caroline.

И это далеко не все, чем может по праву гордится колледж, на деле применяя все возможности, предоставленные программой «Жас маман».

– Мы выпускаем мягкую и корпусную мебель все также с применение самого современного оборудования, – продолжает А.Еслямова. – У нас в распоряжении целый станочный парк, здесь и станки с числовым программным управлением, стегальные машины в том числе. Производится обшивка, кромка, облицовка мебели.

Конечно, мы все это реализуем, тем самым снимая нагрузку с государственного бюджета, и зарабатываем сами. Заработанные деньги идут на приобретение расходных материалов, приобретение нужных машин, обучение для преподавательского состава и курсы для студентов.

Участвуем и в благоустройстве города. Принимаем заказы на сварочные работы любой сложности. Например, изготовление скамеек для городских парков, уличных фонарей, ограждений. Скоро приступим к изготовлению контейнеров для раздельного сбора мусора. В Кокшетау 238 дворов. Намерены оснастить все. И для городской казны это не менее выгодно: наша продукция реализуется практически по себестоимости, накрутка происходит только по статье приобретение материалов.

Не могу не сказать о том, что многие предприятия, удостоверившись, что мы можем выпускать продукцию, не уступающую по качеству зарубежным аналогам, становятся нашими потребителями. Некоторые, уяснив, на каком оборудовании работают студенты, меняют его на идентичное уже на своем производстве.

По словам, Акнур Кабиденовны, для студентов практические занятия – больше половина успеха. В колледже обучается 2100 человек.

– Для них всех получение профессионального образования – фундамент, на котором они при желании смогут построить и научную деятельность. Мы одни из первых, кто внедрил систему прикладного бакалавриата в 2016 году. Собственно,  колледжем и разработана эта система. Многие наши выпускники используют прикладной бакалавриат, чтобы получить высшее образование и остаться преподавать в колледже. По этой программе обучение в университете всего 2 года. Таким образом, мы решаем и свои кадровые вопросы, если они возникают. Когда выпускник остается у нас преподавать, мы ему всецело доверяем и он приступает к обучению вновь прибывших параллельно заочно получая высшее образование, – говорит она.

К кадрам у руководителя особенный и даже трепетный подход. Ими дорожат, их пестуют, вовлекают, увлекают, мотивируют и стимулируют:

– Преподаватели регулярно выезжают на стажировки по стране и за рубеж. Обучались в России, Грузии, Беларуси, Австрии, Венгрии, Словакии. И везут обратно пакет новых знаний, которыми щедро делятся со студентами.

Добавим, что студенты в стороне от глобального образовательного процесса не остаются. Недавно группа из 17 ребят и 2-ух преподавателей практиковалась на заводе «КамАЗ» в Набережных Челнах. Помимо практических навыков получили и заработную плату от 40 до 60 тысяч в рублевом эквиваленте.

Еще два десятка человек прошли трехмесячные курсы в южнокорейском университете Woosong, в высшей школе бизнеса SolBridge. Обучались по трем направлениям: лидерство, предпринимательство и финансовая грамотность. Оплатил курсы колледж, а ребятам университет предложил продолжить учебу со значительной скидкой: от 60 до 70 процентов.

– Наши студенты – участники и победители международных соревнований WorldSkills: 14 золотых , 7 серебряных и  4 бронзовых медали  и  15 медальонов, завоеванных на Национальных чемпионатах с 2015 года –  наш результат.

Особую гордость вызывают достижения наших студентов-победителей в Республиканском проекте ТОП-100 лучших студентов колледжей нашей страны, с 2019 по 2021 годы: Ербол Амантаев, Алихан Каир, Руслан Жайлауов.

По результатам международного проекта государств-участников Содружества Независимых Государств «100 идей для СНГ» по направлению Аэрокосмические двигатели награжден Алихан Каир.

Повторюсь, профессиональное образование – это фундамент для воздвижения чего-то большего. Это всегда профессия, остро востребованная на рынке труда, а значит, достойный заработок и перспективы. Настоящее положение вещей говорит о том, что государство делает все возможное и необходимое для того, чтобы повысить статус организаций ТиПО и обеспечить наполненность рынка труда блестящими специалистами. Программа «Жас маман» ярко продемонстрировала это на примере Высшего технического колледжа, г.Кокшетау, – заключает А.Еслямова.

«IT-Білім-инновация-лицей» города Щучинска для одаренных детей.

Здесь обучается 540 детей с 7 по 11 классы из всех регионов страны.

Еще один вектор развития системы образования Казахстана – выявление и работа с одаренными детьми. Равные образовательные возможности открыты для всех казахстанцев, но есть дети, которые  силу особенностей интеллекта, высокой мотивации к обучению требуют пристального внимания.

В стране успешно действуют специализированные школы, лицеи, гимназии, о НИШ и говорить не приходится. «ITБілім-инновация-лицей» несколько отличается ото всех, хотя бы потому, что дети проходят обучение с проживанием в интернате, и потому, что сразу по окончании лицея выпускники будут обладать таким уровнем знаний и компетенций, что  смогут приступить к работе в организациях IT-специалистами, не говоря о том, что смогут поступить в любой профильный вуз как в стране, так и за рубежом.

«IT-Білім-инновация-лицей» открыт в прошлом году на базе ІТ школы-лицея.

– В 2021 году мы произвели первый набор школьников, – говорит исполняющий обязанности директора лицея Айбек Досымбеков. – Ребята из нескольких областей, все прошли конкурсный отбор. В дальнейшем это отличные специалисты в сфере IT-технологий.

Предвижу, что многие будущие работодатели усомнятся: сможет ли вчерашний школьник работать полноценно, ведь диплома о высшем образовании нет. Но как показывает практика, «айтишнику» порой диплом и не нужен. Как бы то ни было, обучение в нашем лицее открывает большие перспективы перед каждым.

По словам собеседника, прежде чем набирать лицеистов, проведена колоссальная работа по подбору педагогического состава. Приглашали лучших из лучших.

Обучение в лицее «ІТ Білім-инновация» бесплатное. Родители учеников оплачивают лишь 20 процентов за питание, остальные 80 – государство.

– Мы финансируемся по программе «Одаренные дети». Питание у детей усиленное, поскольку затрачивается масса энергии в процессе обучения, и это нужно компенсировать, – отмечает Айбек Орынбасарович.

В распоряжении воспитанников лицея «ІТ Білім-инновация» – современная материально-техническая база, оснащенные специализированным оборудованием лаборатории химии, биологии и физики, ІТ кабинеты, кабинет робототехники, а для внеурочной деятельности имеются классы домбры и шахмат, бассейн. 

Миссией школ «Білім-инновация» является поддержка и  развитие одаренных детей, раскрытие самостоятельности и критического мышления, воспитание истинного патриота страны.

Главная задача образовательной программы IT БИЛ – развитие индивидуальных, творческих и исследовательских способностей учащихся при активном изучении использовании информатики и информационно-коммуникационных технологий.

Обучения в данной организации удостаиваются только лучшие из лучших, независимо от того, сельский это ученик или городской.

При поступлении в 7 классе делается уклон на изучение языков, в 8 классе ребята проходят уроки по ІТ направлению, робототехнике, программированию и 3D моделированию. Далее ученик определяется с профилем и выбирает для себя одно точное направление из изученных. И уже в 10-11 классах по выбранному направлению подготовки работает над проектами и занимается исследовательской деятельностью, при этом углубленно изучая ІТ направление.

В целом, перед учащимися школы открываются широкие возможности обучения современным технологиям, прохождения практик и стажировок в ведущих IT-университетах и компаниях ближнего и дальнего зарубежья, работы с самыми передовыми программами и технологиями.

Ирина Савельева

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий