Повышая профессионализм школьных библиотекарей

При упоминании профессии «школьный библиотекарь» многие представляют себе пожилую женщину с уставшим лицом, которая стоит за стойкой книговыдачи и равнодушно принимает учебники у детей. Этот невыгодный для представителей библиотечной профессии стереотип пытаются разрушить сотрудники библиотеки Назарбаев Университета, которые реализовали социальный проект «Sauatty Keleşek», призванный помочь школьным библиотекарям справиться с современными цифровыми технологиями и овладеть навыками работы с цифровой информацией.

Главный эксперт библиотеки Назарбаев Университета Петр Лапо пояснил, что проект «Sauatty Keleşek» реализован совместно с АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» и Республиканской научно-педагогической библиотеки при финансовой поддержке Фонда социального развития АОО «Назарбаев Университет». С 28 февраля по 31 марта 2022 года школьные библиотекари, педагоги и учащиеся Акмолинской области приняли участие в онлайн-семинарах и тренингах, главная цель которых – формирование знаний, умений и навыков медийной и информационной грамотности, а также основ инклюзии у их участников.

– Почему мы выбрали для реализации проекта именно Акмолинскую область? Нами были изучены показатели подключения школьных библиотек к интернету (по областям), и именно в Акмолинской области, хотя она расположена ближе к столице, скорость интернет-соединения оказалась самой низкой. А для школьных библиотекарей интернет является незаменимым, важным рабочим информационным ресурсом. Поэтому мы хотели благодаря проекту привлечь внимание руководителей акимата, госструктур, органов образования к этой проблеме, – сказал Петр Лапо.

Главный эксперт отмечает, что интерес к проекту среди школьных библиотекарей был высоким – в качестве его участников зарегистрировались 472 человека, но опять-таки из-за слабого интернета в районах и селах не все желающие смогли подключиться к онлайн-семинарам. Проблему решили следующим образом: более 100 человек смогли принять участие в онлайн-семинарах в режиме реального времени, и еще более 150 человек получили доступ к обучению через веб-сайт и YouTube-канал проекта с возможностью скачивания материалов обучения. На вопрос, каким предметам обучали школьных библиотекарей, Петр Лапо ответил, что учебный курс состоял из трех модулей.

– Первый модуль называется «Понимание медийной, информационной грамотности и инклюзии». Мы доступно и подробно объяснили, что такое информация, как и где ее искать, оценивать и использовать в учебном процессе. В рамках второго модуля «Развитие компетенций медийной, информационной грамотности» обучали тому, как отбирать информацию, проверять ее достоверность и качество. Библиотекарям важно развивать критическое мышление, потому что информационная обстановка постоянно меняется и важно уметь анализировать большие объемы данных и отбирать только нужную и проверенную информацию. Ошибки здесь не должно быть. В рамках третьего модуля библиотекарей обучили практическим навыкам по созданию и использованию медийных и информационных продуктов посредством цифровых технологий с учетом доступности контента для людей с особыми образовательными потребностями. Основная цель нашей учебной программы – вовлечь школьных библиотекарей в процесс обучения не просто как сотрудника, который сидит в библиотеке и выдает книги, а как его полноправного участника. Наряду с педагогами библиотекари должны обучать детей новым знаниям, умениям и навыкам, предлагать свои идеи и решения для повышения эффективности и продуктивности образования в школе. И то, насколько сотрудник библиотеки будет успешным в своей профессиональной деятельности, зависит во многом от того, насколько он эффективно использует источники информации и новые технологии, – уверен наш собеседник.

Отдельное и важное направление проекта – работа с учащимися и педагогами с особыми образовательными потребностями.

– Так как инклюзия – это широкое понятие, мы здесь рассматривали инклюзию только относительно доступа к информации. Если некоторые считают, что достаточно на сайте увеличить шрифт, и это решит проблемы для участников с ограничениями по зрению, то это не так. Должен быть выполнен целый комплекс мероприятий, ликвидирующих барьеры, мешающие человеку с особыми потребностями получить полноценный доступ к информации, начиная от создания соответствующей информационной и психологической среды и заканчивая обучением новым технологиям. В информационном библиотечном обслуживании должны соблюдаться права всех участников информационного процесса: и права владельцев интеллектуальной собственности, и право каждого гражданина, в том числе всех учащихся и педагогов, на доступ к информации, – считает Петр Лапо.

Менеджер библиотеки Назарбаев Университета Жулдыз Оразымбетова, непосредственный руководитель и один из исполнителей проекта «Sauatty Keleşek», добавила, что во время обучения они уделяли особое внимание соблюдению информационной безопасности и авторского права в интернете.

– Мы рассказали о правовых основах информационной деятельности, а также о кибербезопасности. Например, можно ли использовать фото коллеги или ученика при размещении публикаций в интернете, нужно ли для этого спрашивать разрешение у детей и родителей? Подробно разъяснили, в каких случаях запрещается выставлять персональную информацию учащихся и педагогов в интернете. На конкретных примерах показали, как распознавать дезинформацию, фишинг, уловки интернет-мошенников. Также мы объясняли принципы академической честности, что такое авторское право, а что такое плагиат. Мы призывали школьных библиотекарей воспитывать детей со школьной скамьи так, чтобы они уважали чужой интеллектуальный труд, – отметила Жулдыз Оразымбетова.

Примечательно, что тренинги состояли не из одних лекций. Были и практические занятия и задания. Например, участников распределяли по группам, давали им задания или проводили с ними занимательные, по той или другой теме обучения, игры. В конце курса обучения все школьные библиотекари должны были разработать свои творческие проекты, которые представляли на суд жюри и защищали.

Исполнителям проекта и школьным библиотекарям, его участникам, посчастливилось встретиться и в «живом» формате. Десант сотрудников библиотеки Назарбаев Университета провел выездные семинары «Медийная и информационная грамотность» при школе-гимназии №4 в городе Степногорске и «Методы, формы и средства обучения учащихся средних общеобразовательных школ медийной и информационной грамотности и основам инклюзии» на базе Республиканской научно-педагогической библиотеки в г. Алматы.

Также 12-14 июня 2022 года члены команды проекта, эксперты в области информации библиотеки Назарбаев Университета, приняли участие в качестве докладчиков и инструкторов в республиканском семинаре «Оқуға құштар мектеп жобасы – заман талабы», который состоялся на базе Республиканского учебно-оздоровительного центра «Балдаурен» (г. Щучинск, Акмолинская область) с участием библиотекарей школ, методистов районных городских отделов образования. Среди их выступлений на семинаре была презентация об основных направлениях работы международных ассоциаций школьных библиотек.

– Мы провели презентацию о деятельности международных ассоциаций школьных библиотек, поскольку считаем важным стремление школьного библиотекаря ориентироваться в своей работе на передовой зарубежный опыт и повышать свою профессиональную квалификацию, участвуя в международных профессиональных мероприятиях и объединениях. Сегодня без этого невозможно соответствовать в своей работе современным требованиям информационно-библиотечного обслуживания образования. К сожалению, школьные библиотекари Казахстана пока еще слабо вовлечены в деятельность международных организаций, а это важный ресурс передового опыта и полезных профессиональных знаний! – считает П.Лапо.

По завершении обучения многие школьные библиотекари отметили, что курсы были бесплатными, а обучение – увлекательным и полезным.

– Во время обучения мы не использовали сложную терминологию, говорили о сложных вещах простым языком. У участников всегда была возможность написать нам по WhatsApp, задать вопросы и получить ответ. После обучения школьные библиотекари применили полученные знания на практике с участием учащихся, провели информационные часы, семинары, лекции, викторины. Мы намерены передать все разработанные в рамках проекта учебно-методические материалы «Өрлеу» и Республиканской научно-педагогической библиотеке, чтобы они масштабировали результаты проекта на другие регионы страны. При этом мы остаемся в проекте в качестве консультационного центра, – пояснила Жулдыз Оразымбетова.

В ближайшее время 10 лучших школьных библиотекарей Акмолинской области по итогам тестирования будут приглашены на экскурсию в библиотеку Назарбаев Университета, где воочию увидят ее уникальные фонды и помещения, познакомятся с коллективом библиотеки знаменитого университета. Безусловно, это станет хорошей мотивацией для школьных библиотекарей для повышения ими своего профессионализма, более активного и вовлеченного участия в учебном процессе для того, чтобы быть более нужными и полезными своим юным читателям.

Асет СЫЗДЫКОВ

 

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий