Бала өсіру – атрибуты и подходы

Смею полагать, что у казахов образование и воспитание были единым понятием «бала өсіру», согласно которому жизненно важные и необходимые знания и навыки давались одновременно с воспитанием.

Можно согласиться, что воспитание прививало общественно важные нормы и установки. Но наряду с этим, в каждой династии-әулет, у своих детей формировали и такие качества, которые обеспечивали ее собственную жизнестойкость, экономическую эффективность и общественное признание.

Результатом такого подхода к обучению и воспитанию становились заранее определенные и согласованные качества, которые в современном образовании определяют как атрибуты выпускника.

Примеры атрибутов из казахского фольклора: «Ұлы жүзді таяқ беріп малға қой, орта жүзді қалам беріп дауға қой, кіші жүзді найза беріп жауға қой».

Кенен Азербаев в своем терме «Танисың» также приводит примеры атрибутов:

«Ырысты болар балаңды
Мал баққаннан танисың.
Епті болар балаңды
Ым  қаққаннан танисың.
Ұста болар балаңды
Балғасынан танисың.
Шебер болар қызыңды
Бармағынан танисың».

Каждая династия обучала навыку, за которым стоял целый воспитательный пласт. Ребенка обучали навыку выпасать скот (мал бағу), результатом которого становилось качество личности «ырысты» (достаток, удача), которые обеспечивали достойное место в обществе.

Другим әулет необходимо было, чтобы их сыновья были ловкими, гибкими, коммуникабельными. Поэтому обучение знаниям и навыкам сопровождалось ситуациями, в которых нужен был изворотливый ум, ловкость рук и никакого мошенничества. Говоря языком современного образования, ребенок должен был обладать широким спектром коммуникативных навыков, владеть вербальным и невербальным языком. «Епті болар балаңды ым қаққаннан танисың» – изворотливость в ребенке увидишь по тому, как он понимает твое подмигивание. Хотя понимание невербальных коммуникаций в степи ценилось очень высоко: «Ымға түсінбеген дымға түсінбейді». «Кто не понял намек, не поймет ничего».

Но каждый әулет понимал, что, воспитывая одно качество, упускали в другом. Главным приоритетом было обеспечение жизнеспособности рода, завязанного на одном ведущем способе хозяйствования. Владение балға (молот), которое требуется ұста (кузнецу), а также недюжинная сила, выносливость, уже мало требуется малшы (пастуху) и вовсе не требуется епті бала (ловкачу), который промышляет посредничеством, судебными тяжбами, торговлей. Поэтому уже тогда все понимали, что в ребенка не вложить все лучшие качества, нужно делать выбор в пользу наиболее нужных в ситуации конкретной семьи, династии, рода с учетом ведущего типа хозяйствования.

Поэтому понимание атрибутов личности не было чуждо нашим предкам.

Народ также осознавал, что каждый из взрослых тоже должен быть носителем этих атрибутов, чтобы собственным примером обучать молодежь. Не случайно появилась пословица: «Әке көрген оқ жонар, шеше көрген тон пішер». «Воспитанный отцом точит стрелы, воспитанная матерью кроит шубу». Иначе будет как «молданың айтқанын істе, істегенін істеме». «Делай то, что говорит молда, не делай того, что молда делает».

В основе “бала өсіру” всегда лежат ценности – устойчивая убежденность в том, что поступать определенным способом или жить для чего-то предпочтительнее, чем жить и поступать противоположным способом. Ценности – это критерии, по которым люди оценивают идеи, объекты, людей, ситуации и действия как хорошие, достойные, желательные, неправильные, бесполезные или нежелательные

Пожалуй, наиболее емкая формула содержится в словах Қаз дауысты Қазыбек би: «”Біз қазақ деген мал баққан елміз, бірақ ешкімге соқтықпай жай жатқан елміз. Елімізден құт-береке қашпасын деп, жеріміздің шетін жау баспасын деп найзаға үкі таққан елміз; ешбір дұшпан басынбаған елміз, басымыздан сөзді асырмаған елміз. Досымызды сақтай білген елміз, дәмі тұзын ақтай білген елміз, асқақтаған хан болса, хан ордасын таптай білген елміз. Атадан ұл туса, құл боламын деп тумайды, анадан қыз туса, күң боламын деп тумайды. Ұл мен қызды қаматып отыра алмайтын елміз…».

В этой речи можно увидеть целый набор терминальных и инструментальных ценностей, которым руководствовалось традиционное казахское общество.

Высшими (терминальными) ценностями являлись мир, благополучие, слово, дружба, демократия, свобода.

Инструментальные ценности (свойства личности, черты характера, социальные и трудовые навыки, способы поведения) в словах бия – мал бағу (пасти скот, в широком контексте – труд), миролюбие, обороноспособность, риторика, дружелюбие, благодарность, отстаивание своих прав, стремление к свободе.

Но перечень инструментальных ценностей народа этим не ограничивался и охватывал широкий спектр качеств от внешних данных (кескін-келбет / имидж) до трудовых навыков (іскерлігі).

Например, какие атрибуты должны были выделять настоящего жигита?

Образ (кескін-келбеті): еңсегей бойлы, терең ойлы, өткір көзді, қара қасты, кең маңдайлы, торсық шекелі, қыр мұрынды, қияқ мұртты, кең иықты, апай төсті, өткір тісті, жуан білекті, қынай белді, қапсағай денелі, от ауызды, шешен тілді, темірдей саусақты, жау жүректі. Образно на русском языке можно выразить словами: косая сажень в плечах, грудь колесом, смотрит орлом.

Свойства личности (қадір-қасиеті): қырандай алғыр, сұңқардай өр, арыстандай айбатты, жолбарыстай қайратты, қасқырдай өжет, қабыландай сұсты, нардай төзімді, құландай сүйекті, жылқыдай мінезді, бұландай алып, сауысқандай сақ, то есть высоко ценились смелость, сила, выносливость, ловкость, развитые физические данные и соответствующий характер.

Развивая эти свойства, молодых парней предостерегали от вечных врагов:

«Ер жігіттің жаман қасиеттері немесе тоғыз жауы» /  «Плохие качества или девять врагов парней»:

Басты жауын – жалқаулық, сорлатататын жаныңды;
Осалдығың – аңқаулық, соқтыратын саныңды;
Жасқаншақ болсаң, ұры алар қоралап малыңды;
Жалатқызбас жасықтық ауызыңдағы балыңды;
Өтірік айтсаң өңмендеп, жоғалтасың арыңды;
Өсек терсең телмеңдеп, суға кетірер салыңды;
Көпірме босқа мақтан қып, түкке тұрмас барыңды;
Көрінгенге жалтақтап, бола алмайсың жағымды;
Біреуді алдап, арбаумен аша алмайсың бағыңды.

Главные враги – лень, ротозейство, робость, трусость, ложь, сплетни, пустословие, подхалимство, мошенничество.

Возвращаясь к разговору о том, что всех жигитов не сделать одинаковыми в силу разных стартовых условий, казахский народ уже в уме имел определенные профили/профайлы парней, каждому из которых присущ определенный набор атрибутов. Приведем несколько примеров.

Профили/профайлы: көсем жігіт – ел басқаратын жігіт; шешен жігіт – дау шешетін тұлға; батыр жігіт – еліне қамқор, жауына алаберен жігіт; сері жігіт – аттың тұлпарын мініп, иттің құмайын ертіп, қыранның қырағасын баптап, ат құлағында ойнап, ер қаруы бес қаруды сайлап, мың құбылтып əн салып, күмбірлетіп күй тартатын өнерлі жігіт; үй жігіті – тек үй шаруасымен айналысатын шаруакеш жігіт; түз жігіті – түз жұмысына мінсіз, үй шаруасына қырсыз.

Парень-лидер – управляющий народом; парень-оратор, умеющий решать тяжбы и споры; парень-батыр, защищающий народ и смело идущий на врага; парень-степной артист – владеющий искусством также виртуозно, так и оружием; парень-хозяйственник, великолепно справляющийся с домашним хозяйством; парень-представитель, безупречный в сторонних представительских делах, но слабый в ведении домашнего хозяйства.

Атрибуты девушек также были определены тщательно. О важнейшем из них написано выше, повторю – «Ұл мен қызды қаматып отыра алмайтын елміз…». В широком контексте – девушек растим свободными.

Атрибуты девушек:

Интеллект (ақыл-парасат): бойжеткеннің дүние-мүлікке көзқарасы, зейін-зердесі, туған-туысқандарымен қарым-қатынасы, бауырмалдылығы, қайырымдылығы, ұқыптылығы, мінез-құлқы. Имеет систему взглядов на имущество, социальные отношения, благоразумна, заботлива, внимательна, аккуратна, ей не чужда благотворительность.

Внешность (сыр-сымбаты): сұңғақ бойлы, сыңғырлаған дауысты, оймақ ауыз, күлім көз, жайдары мінезді; алма мойын, ақша бетті, ақ тамақ, аршын төсті, тал шыбықтай бұралған бұраң белді, сүмбіл шашты, керілген ақ маңдайлы, сүйріктей ақ саусақты, сүрме қасты, ұзын кірпік, ақ білек, маржан тіс, қыр мұрынды/ Весь смысл можно образно донести словами А.С. Пушкина: «Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает –
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит.»

Деловитость (іскерлік): сиыр сауу, қой қосақтау, қонақ күту, шай құю, құрт қайнату, іркіт пісіру, кесте тігу, шілтер тоқу, киіз басу, киім тігу, кілем тоқу, ерін күте білу – басты міндеті, бала туып өсіру – аналық борышы – доить коров и овец, принимать гостей, разливать чай, готовить кисломолочные продукты, вышивать крестиком и кружева, валять войлок, шить одежду, ткать ковры, ухаживать за семьей.

Эта тема может продолжаться в самых разных ракурсах и интерпретациях, тем более, что в процессе духовного возрождения эти вопросы все более актуализируются.

Но с точки зрения образования важно еще раз подчеркнуть основные тезисы:

  • образование и воспитание у казахского народа были неразрывны и неделимы;
  • процесс бала өсіру базировался на термальных и инструментальных ценностях;
  • каждая семья, династия (әулет) прививали свой набор атрибутов, исходя из собственных потребностей;
  • набор атрибутов определял ведущий профиль / профайл личности;
  • современное образование может взять на вооружение подходы этнопедагогики к обучению и воспитанию.

Автор будет признателен читателям за конструктивную обратную связь. Уверен, что вместе мы можем определить атрибуты современного выпускника наших школ, колледжей и университетов с учетом национальных ценностей и особенностей современного мира.

Руслан Каратабанов
эксперт в области содержания образования и дидактики

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий