Салима КУНАНБАЕВА: Наш вуз ведет обучение на 17 языках мира!

В прошлом году Казахский университет международных отношений и мировых языков (КазУМОиМЯ) им. Абылай хана отметил свое 80-летие. Все эти годы вуз, имеющий колоссальный опыт и богатую своими традициями историю, остается лидером высшего образования, успешно конкурируя как на внутреннем, так и на международном рынках, предлагая инновационные решения в подготовке специалистов. О том, чем сегодня живет университет, мы говорим с его ректором, академиком НАН РК, доктором   филологических наук, профессором, членом Ученого совета Оксфордского университета Салимой КУНАНБАЕВОЙ.

– Салима Сагиевна, ваше имя тесно связано с преобразованием Алматинского пединститута иностранных языков в Казахский университет международных отношений и мировых языков им. Абылай хана и его вхождение в международное образовательное пространство. Можно сказать, что вы его дитя, а он ваше детище. Чем по праву можно гордиться?

– Сегодня вуз – крупный научно-образовательный комплекс, специализирующийся на подготовке кадров гуманитарно-иноязычного и международного профиля. Это единственный вуз в стране, который осуществляет профессиональное обучение на 17 языках мира. Расширена номенклатура специальностей, в первую очередь  международных, открыты факультеты университета, а для педагогического направления иностранных языков продумана  кластерная система, которая включает  лингвистический лицей-колледж, колледж международного туризма, колледж международного сервиса и менеджмента, педагогический колледж иностранных языков. В настоящее время в университете имеется 7 базовых факультетов: факультет перевода и филологии, педагогический факультет, факультет менеджмента и международных коммуникаций, факультет международных отношений, факультет востоковедения, факультет дополнительного образования и факультет экономики и права. Подготовка в университете ведется по 16 ОП бакалавриата: подготовка учителей по языкам и литературе («Иностранный язык: два иностранных языка»), «Переводческое дело», «Иностранная филология», «Востоковедение», «Международные отношения», «Регионоведение», «Международное право», «Юриспруденция», «Журналистика», «Связь с общественностью», «Экономика», «Менеджмент и государственное и местное управление», «Маркетинг», «Туризм», «Ресторанное дело и гостиничный бизнес» на 11 языках мира;  по 28 ОП  магистратуры и  5 ОП докторантуры PhD: подготовка педагогов по языкам и литературе  («Иностранный язык: два иностранных языка»), «Переводческое дело», «Иностранная филология», «Международные отношения» и «Регионоведение».

 – Выбор предлагаемых профессий, которые можно получить у вас, несомненно, моден был во все времена – «иняз» всегда был на слуху и поступить в него всегда было престижно для юношей и девушек. А сегодня тем более! Наверняка есть среди выпускников те, которые достигли определенных высот в обществе?

– Главный критерий деятельности любого учебного заведения – востребованность выпускников. Выпускники нашего вуза конкурентоспособны и востребованы в силу высокой оценки работодателями качества их образования, которое обеспечивается квалифицированным профессорско-преподавательским коллективом, современным содержанием образовательных программ, наличием материально-технической базы и продуманной организацией учебного процесса. О востребованности на рынке труда наших выпускников свидетельствует тот факт, что более 85% от их численности трудоустраивается в год окончания вуза. Успешных выпускников у нас очень много, всеми очень гордимся. Перечислять поименно не буду, отмечу только, что они трудятся и в администрации Президента, и в депутатском корпусе Парламента, и в международных организациях, и в посольском и дипломатическом корпусах различных стран. Конечно, много среди наших вчерашних студентов авторитетных, талантливых преподавателей иностранных языков в сфере образования страны. 

Вот поступил молодой человек в ваш университет. Какие возможности для себя он открывает, помимо знаний в аудиториях, на лекциях?

– Возможность попробовать себя в научно-исследовательской работе в виде различных научных обществ, кружков, конференций, возможность участия в международных студенческих обменах, зарубежных стажировках. Также ему предоставляется разнообразная культурная, спортивная, досуговая студенческая жизнь. Университет дает студентам возможность проживания в общежитиях вуза. Оказываются консультации по трудоустройству и проведение ярмарок карьеры, визовая поддержка студентам, уезжающим для обучения за рубеж, культурные программы для студентов и преподавателей из зарубежных вузов-партнеров. В распоряжении студентов учебники и учебные пособия, подготовленные преподавателями вуза, монографии, сборники статей. Университет укомплектован современной мультимедийной техникой. Все лекционные аудитории оснащены видеодемонстрационной аппаратурой, которая визуализирует любое занятие. Все кафедры оснащены проекторами и ноутбуками для демонстрации учебных занятий в инновационной форме. Работают специализированные лингафонные и мультимедийные кабинеты с программным обеспечением, в том числе авторским, дающим возможность использовать самые современные информационные технологии: различные аудио- и видеоматериалы, иноязычные аутентичные тексты, размещенные на разных интернет-сайтах, спутниковое телевидение, документальные, художественные фильмы, обучающие программы для формирования языковой и межкультурной коммуникации. При этом мы все понимаем, что уровень студента зависит не только от услуг вуза, но и от вклада его самого, от его мотивации, усердия, предшествующей подготовки.

– Если мы говорим о вузе как инновационном университете…

– Инновации затрагивают каждую сферу деятельности университета, ведь они настроены на разработку и внедрение механизмов, повышающих реальную конкурентоспособность вуза за счет повышения качества всех видов его деятельности. Главная задача инновационного университета – качественная подготовка инновационно-ориентированных специалистов. Подготовка специалистов для инновационной экономики требует формирования инновационной среды вуза, соответствующей квалификации и культуры преподавателей. В качестве примера можно привести разработанную нашим профессорско-преподавательским составом когнитивно-лингвокультурологическую методологию  иноязычного образования, основанную на модели единства «язык – культура – личность», формирующей межкультурно-коммуникативную компетенцию современного специалиста международного уровня. Университетом разработаны и апробированы 4 инновационные образовательные программы по педагогическому образованию, по теории и практике синхронного перевода и иностранной филологии. Основа инновационных образовательных программ строится на принципах дуального образования как взаимодействия двух самостоятельных в организационном и правовом отношениях сфер в рамках официально признанного профессионального обучения – производство и вуз. Я назвала лишь некоторые примеры инноваций в образовательном процессе нашего университета.

– Салима Сагиевна, какие внешние коммуникации, например, с бизнес-сообществом?

– Здесь идет постоянная системная работа. Скажем, проведение в вузе презентаций различных компаний, выполнение исследовательских проектов по заказу компаний, организация бизнес-семинаров, курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Изучаем лучший отечественный и зарубежный опыт. Например, в европейских странах распространены так называемые бизнес- или научные парки. Это организуемые с участием местных властей на базе университетов оснащенные необходимым оборудованием помещения, которые сдаются начинающим компаниям. Университеты при этом обеспечивают этим компаниям доступ к своим информационным ресурсам, средствам связи, позволяют задействовать профессорско-преподавательский состав и студентов. Эти услуги нельзя отнести к образовательным, однако они обеспечивают вузам дополнительные доход, который используется для развития и повышения качества образовательных услуг. Уверена, по этому пути сегодня строят свою трансформацию многие вузы нашей страны.

– Поделитесь мнением: что является главным продуктом любого вуза? Пожалуй, выпускники, конкурентоспособные, сильные, востребованные?

–Продуктом вуза являются его образовательные программы. Образовательная программа — это комплекс образовательных и сопутствующих продуктов и услуг, нацеленный на изменение образовательного уровня и профессиональной подготовки потребителя и обеспеченный соответствующими ресурсами образовательной организации. Выбирая тот или иной вуз, студент по сути выбирает его образовательную программу. Прирост образования или квалификации, который студент надеется получить в результате ее освоения, является мерой качества образовательной программы, поэтому программы определенных вузов пользуются большей популярностью у потребителей, чем другие программы, даже если в результате выдается сертификат или диплом стандартного образца.

Образовательная программа и есть тот продукт, с которым вуз выходит на рынок. Точнее, на рынки. Ведь свои образовательные программы вуз предлагает, как их непосредственным потребителям — студентам и слушателям, так и опосредованно, через своих выпускников, рынку труда. Таким образом, к потребителям образовательных услуг вуза можно отнести с одной стороны студентов, а с другой – компании и организации, кадровые потребности которых стремится удовлетворить вуз. Покупателями образовательных программ могут быть родители, оплачивающие обучение своих детей, компании и организации, направляющие своих сотрудников на обучение.

– Подводя итог нашей беседе – какой вам видится миссия Казахского университета международных отношений и мировых языков им. Абылай хана?

 – КазУМОиМЯ им. Абылай хана осуществляет свою деятельность в интересах повышения образовательного и интеллектуального потенциала населения Республики Казахстан. Университет является в стране лидером и методическим центром инновационного развития системы иноязычного образования, обладает эффективной системой стратегического менеджмента, готовит высокообразованных, конкурентоспособных, интеллектуальных профессионалов в соответствии с международными образовательными стандартами. Мы сотрудничаем с целым рядом зарубежных вузов в рамках двусторонних договоров. В зарубежные вузы ежегодно направляются более 300 человек из числа докторантов, магистрантов и студентов. Обмен студентами особенно интенсивно осуществляется с вузами Южной Кореи, Германии, России, Чехии, КНР и Малайзии. Студенческая мобильность осуществляется по следующим направлениям: программы двудипломного образования, включенное обучение, осуществляемое в течение учебного года на период от 1 семестра до 1 академического года, летние школы, включающие обучение в период летних каникул. Иностранные студенты также имеют возможность обучаться в КазУМОиМЯ на постоянной основе, в рамках летних школ, изучать казахский и русский языки на Подготовительном отделении университета. В рамках программы по привлечению зарубежных ученых университет приглашает профессоров из других стран для чтения лекций и проведения научных консультаций по докторским и магистерским диссертациям. Миссия вуза – вклад в общую задачу формирования высокоинтеллектуальной нации, обеспечение страны хорошо подготовленными кадрами. Над этим мы трудимся неустанно и ставим перед собой очень серьезные амбициозные цели.

Благодарю за интервью!

 

Ляззат ТУРКЕСТАНОВА

Понравился пост? Расскажи об этом своим друзьям!
Загрузка...

Добавить комментарий